Участок работы по применению системы 3D нивелирования на автогрейдере расположен в г. Бавлы Бавлинского района Республики Татарстан, (рисунок 1).

Рисунок 1. Граница Бавлинского района, Республики Татарстан
Перед началом работы проводится локализация местности. При строительстве автодороги обхода г. Бавлы проектный институт заложил семь точек.
Для локализацииспутниковый приемник устанавливаем на каждую известную точку и в режиме статики выполняем измерения. В среднем измерения проводится по 3 сессии, использовали приборы EFTM4 и EFTE1 (рисунок 2).

Рисунок 2. EFTE1 измерения в статике
После измерений выполняется калибровка известных пунктов. В раздели «калибровка» в приложение EFTfieldsurvey, вставляется измеренные значения и исходные данные известных точек и делается расчет (рисунок 3).
В ходе калибровки, седьмой репер показал самый худший результат, погрешность составила 20 см. Поэтому седьмой репер исключили из калибровки и заново выполнили перерасчет.
Следующий этап включает в себя подготовку поверхности и локализации для 3D системы.

Рисунок 3. Калибровка в приложения EFTfieldsurvey
Первую очередь строим поверхность. При этом можно использовать разные методы, проектировщики отправили нам структурные линии в 3D. Через приложения AutoCADCivil 3D строим поверхность через структурные линии (Рисунок 3).

Рисунок 4. Построение 3D поверхности для рабочего
Выполняется калибровка для автогрейдера. Данные в формате DAM. преобразуются в формат loc. через сторонние приложения.
Загружается на флешку и передается все это на панель ГНСС автогрейдера.
Базовая станция устанавливается на известную точку: в данном случае использован пункт ГГС 1956 года. Т.к объект на 3 года, он не даст просадок и повредится (рисунок 5).

Рисунок 5. Установка базовой станции EFTM4 на известную точку
Выполняется настройки прибора (Рисунок 6):
Канал устанавливается 102
Опорная точка ГГС
H вехи составляет -1,602 м, система измерения наклонная
Маска возвышения 10 градусов
Протокол устанавливаем SATEL-3AS (25k)

Рисунок 6. Настройка базовой станции
После выполнение вышеперечисленных действий выполняется настройка автогрейдера LiuGongGLG4215 (рисунок 7).

Рисунок 7. Автогрейдер LiuGongGLG4215 совместно с базовой станцией EFTM4
Выполнятся те же настройки, что выполнялись на базовой станции и загружаем наши поверхности и калибровку. После загрузки и установки система заработала успешно (рисунок 8).

Рисунок 8. Панель CHCNAV
На верхний части меню панели отображается проект, количество видимых спутников составляет 44 из 44 совместных с базовой станции.
Указывается насыпь или выемка.
На нижний части меню экрана указывается насколько надо сделать выше или ниже проекта.
Смещения отвала.
Так же можно работать по 2D, для этого заходим в этот раздел и выбираем рабочую сторону правую или левую. Задаём уклон 2 процента.
Так же на нижнем меню экране дублируется насыпь выемка.
Фактическая отметка — это существующая высота точки относительно исходного уровня.
Завершающий показатель — это поперечный уклон, показывает в реальном времени уклон в процентах.
Для окончательной работы и правильности работы 3D системы нужно сделать калибровку системы по высоте. С прибором EFTE1 встаем на левую сторону ножа отвала и фиксируем X,Y и высоту.
Проверяем наши показатели на приборной панели, заходим в раздел «проверить», выходит фактические показатели на автогрейдере (рисунок 9).

Рисунок 9. Проверка отвала
В данном случае по высоте не бьется левая сторона на 12 см, а правая на 14 см со сравнением с прибором.
Для компенсирования разницы по высоте, нужно зайти в «конфигурация работы» и изменяется высота антенны относительно с разницы прибора EFTE1, в данном случае составляем прибавляем 12 см для левой антенны и 14 см для правой антенны (рисунок 10).

Рисунок 10. Изменения высоты антенны
После всех действии система 3Dнивелирования готова к работе, запускается автогрейдер на участок и делается контрольная проверка отметок, после прохождения по рабочему слою. Грейдерист поставил отметку выше 3 см и после проверки прибором EFTE1 показатель так же 3 см.
Вид из кабины автогрейдера с системой 3Dнивелирование (Рисунок 11)

Рисунок 12. Вид из кабины автогрейдера
Заключение. Система 3D нивелирования CHCNAVTG63 на автогрейдер оснащен высокоточными датчиками, которые позволяют выполнять работу с высокой точностью. Так система позволяет повысить производительность работ в 3 раза и за счет этого повысить экономический эффект.
3D нивелирование позволяет при помощи геодезической сети или GPS-навигации автоматически управлять строительной техникой. Для работы автоматических систем нивелирования используются рабочие проекты, выполненные в виде цифровой модели проекта и позволяющие получить проектную толщину слоя в любой точке объекта.
Все это позволяет увеличить темпы работ и производительность труда за счет сокращения измерений при устройстве дорожной одежды и улучшить качество укладываемой слоев, ровность покрытие и основание.
Список литературы
- Гурьянов С. Е. - Знакомьтесь: ПЗС - май 1996
- Учебная инструментальная практика [Текст]: методические указания к заданиям по инструментальной практике для студентов строительных специальностей / Алт. гос. техн. ун-т им И.И. Ползунова ; сост. Б. Ф. Азаров, Л. И. Хлебородова - Барнаул : АлтГТУ, 2010 - 73 с.
- Дементьев В. Е. Современная геодезическая техника и ее применение[Текст]: Учебное пособие для вузов: Изд.2-е /В. Е. Дементьев; Москва: Академический проект, 2008. - 591 с.
- Надыршина А.А. Особенности выполнения инженерно-геодезических изысканий при реконструкции нефтепровода УПС Биаваш до УПС-96/ А.А Надыршина, М.Г.Ишбулатов // В сборнике: Науки о Земле: современное состояние, проблемы и перспективы развития Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2015. – С. 173-175


