МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

19

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

В данной работе рассматривается проблема низкой мотивации студентов среднего профессионального образования в отношении изучения иностранного языка, а также рассматриваются способы ее повышения в рамках учебного процесса с педагогической точки зрения.

Иностранный язык давно вошел в образовательную программу всех учебных заведений, как один из фундаментальных дисциплин, начиная еще с советских времен. Наиболее распространенными языками для изучения являются английский и немецкий, но в более редких случаях встречаются и другие – французский, китайский, итальянский и.т.д., в зависимости от направления обучения студента. Несмотря на то, что многие десятилетия данная дисциплина является неотъемлемой частью учебного процесса в рамках среднего специального образования (СПО), студенты все так же испытывают трудности в познании и освоении базовых и более углубленных тем иностранного языка. В качестве одной из первостепенных причин этого явления можно выделить низкую мотивацию среди учеников в отношении предмета [1].

Для более детального рассмотрения данной проблемы с научно – психологической точки зрения, стоит определить суть термина «мотивация». Под ним понимают внутреннее побуждение или стремление к осуществлению какой – либо деятельности (умственной или физической) со стороны человека [2]. Зачастую, данное побуждение отсутствует в связи с неуверенностью ученика в практической применимости и пользе данной дисциплины после окончания образовательного учреждения. Именно поэтому иностранный язык для многих является некоторым «абстрактным» предметом, существующим вне рамок использования в повседневной жизни.

В свою очередь, мотивация во многом определяет качество и эффективность образовательного процесса, а также обеспечения коммуникации между преподавателем и студентом на высоком уровне. Также, знание иностранного языка позволяет сформировать и улучшить профессиональные компетенции в будущей рабочей деятельности студента [4]. Именно поэтому перед каждым педагогом стоит задача в том, чтобы внедрить более новые и результативные приемы и методы, повышающие мотивационную составляющую каждого ученика.

Материалы и методика исследования. Для проведения исследования были определены две группы – опытная и контрольная. Продолжительность проведения составила 2 месяца. Участие приняли всего 40 студентов, обучающихся по программе СПО в рамках первого курса и дисциплины «Английский язык». Так, за основу были взяты две программы.

Для контрольной группы применялись классические способы и методы изучения иностранного языка – изучение лексики, фонетики, грамматики с помощью речевых упражнений, сложность которых постепенно повышалась; изучение литературы (учебника) и выполнение заданий в рабочей тетради.

Для опытной же группы была разработана иная программа обучения – были введены ситуационные задачи, обсуждение которых должно было осуществляться на иностранном языке; мини – проекты, в ходе которых ученики предоставляли информацию о каком – либо явлении, празднике или традиции в стране – носителя языка; изучение лексического и фонетического произношения слов с использованием фильмов и аудиофайлов на иностранном языке.

Для изучения и получения точных результатов, на начальном этапе, в качестве маркеров, определяющих эффективность программы, были определены следующие инструменты:

  1. Анкетирование – ученикам необходимо было ответить на вопросы о мотивации к предмету, собственной уверенности в знании языка, готовности и желании обучаться больше и лучше, а также об осознании практической пользы изучения иностранного языка. Для удобства за основу в анкетировании была взята шкала Лайкерта.
  2. Наблюдение за посещаемостью, активностью на занятиях, выполнение домашнего задания, оценками контрольных работ.
  3. Наблюдение за изменением поведения студентов внутри группы, а именно обращали внимание на инициативность в коллективной работе и обсуждения с другими учениками каких – либо тем.

Результаты. По окончании времени проведения исследования, все полученные данные были изучены и проанализированы, исходя из этого, были сформированы выводы об эффективности и результативности каждой из программ.

Так, показатели контрольной группы по шкале Лайкерта в среднем повысились на 1,6 балла, опытной же – на 3,7. Показатели активности во время учебного процесса также изменились, результаты представлены ниже (Таблица 1).

Таблица 1.

Активность учеников при изучении иностранного языка

В то же время, средний балл, по успеваемости, среди двух групп, по окончании исследования, различался. Так, в контрольной группе он увеличился на 10%, опытной же – на 17%.

Обсуждение. Полученные результаты говорят о более благоприятной динамике именно во второй группе, где были введены иные методы изучения иностранного языка.  Данную эффективность можно связать, в первую очередь, с формированием внутренней мотивации благодаря становлению понимания практической значимости изучения данной дисциплины. По словам студентов, изменения в структуре преподавания позволили им выстроить взаимосвязь между дальнейшей профессиональной деятельностью и навыками в иностранными языке.

Так как ученики стали более инициативными, это повлияло и на микроклимат внутри группы, вместе с этим психоэмоциональная и коммуникативная составляющие в общении между студентами улучшились. Такая благоприятная обстановка предрасполагает учеников к разрушению их внутренних барьеров, основывающихся на страхе ошибиться или не достичь успехов в изучении языка. Таким образом, ученик в большей степени может отслеживать свой собственный прогресс без чувства стыда или неуверенности в своих знаниях и навыках [5].

Заключение. Проблема низкой мотивации к изучению иностранного языка остается актуальной на протяжении долгих лет в рамках образовательного процесса. Студенты по разным причинам испытывают трудности в прохождении и освоении полноценной программы. Зачастую, ученики не видят прямой связи между полученным опытом в изучении иностранного языка и становлением высококвалифицированным работником в профессиональной деятельности. Вместе с этим, на студента могут давить морально его внутренние установки и барьеры, основанные на личных убеждениях и страхах, что также тормозит процесс обучения и снижает мотивацию.

Использование более современных методов позволило отследить изменения в динамике в отношении формирования и повышения мотивационной составляющей. К таким можно отнести интерактивные, игровые задания или мини – проекты, которые позволяют ученику проработать тему как самостоятельно, так и совместно с другими студентами. Благодаря этому, задействуется некоторый творческий внутренний потенциал каждого ученика через призму индивидуализации, так как в рамках подобных заданий ученик вправе выбирать тему самостоятельно, тем самым определяя наиболее интересные аспекты для себя. Цифровые технологии также позволяют формировать необходимые навыки в понимании языка, так как благодаря этому ученики в меньшей степени могут делать ошибки в лексике и фонетике.

Суммируя все выше сказанное, стоит отметить, что мотивация является гибкой внутренней составляющей каждого человека, именно поэтому студент в силах формировать ее целенаправленно, а применение различных методов в образовательном процессе станут опорой для дальнейшего развития мотивации.

Список литературы

  1. Аверьянова, Ж. Б. Повышение мотивации студентов СПО / Ж. Б. Аверьянова, Т. В. Давыдова // Вестник научных конференций. - 2019. - № 3-3 (43). - С. 12-13
  2. Бабст, В. Е. Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО / В. Е. Бабст // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (249). - С. 230-232
  3. Коротенко, Т. Н. Развитие иноязычной познавательной компетенции в профессионально ориентированном чтении у студентов неязыкового вуза: монография / Т. Н. Коротенко. — Екатеринбург: 2017. — 178 с.
  4. Толстых, Л. Р. Профессиональная мотивация студентов: учебное пособие / Л. Р. Толстых. — Чита :ЗабГУ, 2022. — 118 с.
  5. Формирование навыков иноязычного профессионального общения у будущих специалистов: учебное пособие / составители М. Г. Янова, Т. С. Царская. — Сургут: СурГУ, 2022. — 66 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее