МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

В этой статье рассматривается уникальный подход к методике работы со студентами, страдающими патологиями зрительного анализатора, а также меры по профилактике и защите органов зрения. Рассматривается влияние физических занятий и специализированных глазных упражнений на оптимизацию функционирования зрительной системы. Предлагаются рекомендации по организации физической активности и гимнастики, направленные на поддержание остроты зрения у студентов в учебный период.

Согласно информации, предоставленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), около 150 миллионов людей по всему миру страдают от серьезных проблем со зрением. В Российской Федерации в настоящее время обучается более 4 миллионов студентов в высших учебных заведениях. Исследование, проведенное в 2023 году, показало, что более 50% студентов сталкиваются с различными нарушениями зрения. Наиболее распространенными проблемами являются миопия (близорукость), астигматизм и гиперметропия (дальнозоркость). Ежегодно количество учащихся, поступающих в специальные медицинские группы, неуклонно увеличивается. Например, с 2020 по 2023 годы доля молодежи с разными заболеваниями глаз возросла с 8,9% до 11,2%. Ученые предполагают, что эта тенденция будет продолжаться, так как уровень умственных нагрузок, связанных с активной работой зрительной системы, ежегодно растет.

Восстановление и поддержка зрительных функций при нарушениях зрения во многом зависят от применения глазодвигательных гимнастик и других видов физической активности. Существуют авторские методики, которые способствуют улучшению координации движений, тренируют глазные мышцы и зрительную координацию, помогают расслабить глаза и повышают общую физическую форму. Эти упражнения представлены в методиках таких специалистов, как М.С. Норбеков, У. Бейтс, В.Г. Жданов, Э.С. Аветисов, Л.Г. Корниенко, А.Г. Демирчоглян, Л.О. Товченко и др.

Кроме глазодвигательной гимнастики, интерес представляют и другие виды физической нагрузки. К примеру, общая зарядка по методикам Л. Шварца и Дж. Эванса, а также специальные комплексы упражнений для расслабления тела и улучшения кровообращения, которые положительно сказываются на состоянии зрительной системы и общую физическую кондицию организма.

Авторы М. Шанкар, Дж. Пилатес, Л. Томсон, Г. Бенсон и П. Левин подчеркивают, что сочетание дыхательных практик из йоги с упражнениями на гибкость и укрепление из пилатеса помогает расслабить мышцы, что, в свою очередь, снижает напряжение в глазах. В своих работах по фитбол-гимнастике С. Брэдфорд, М. Брэдфорд и С. Смит отмечают, что упражнения с фитболом развивают координацию и баланс, что способствует улучшению осанки и распределению нагрузки на зрительную систему. Специальные упражнения на фитболе также улучшают кровообращение, что обеспечивает органы, включая глаза, кислородом.

Несмотря на обширные исследования данной проблемы, она остается актуальной и требует дальнейшего изучения.

Проблема исследования – противоречия в подходах к использованию средств адаптивной физической культуры для коррекции нарушений зрительного анализатора.

Объект исследования – использование методов и средств адаптивной физической культуры для коррекции нарушений зрительного анализатора и повышения уровня физической подготовленности студентов с данными заболеваниями.

Предмет исследования – методы, средства и формы организации адаптивной физической культуры, применяемой в процессе занятий со студентами, имеющими проблемы со зрением.

Цель исследованияРазработка методики занятий по адаптивному физическому воспитанию для студентов с нарушениями зрительного анализатора.

Гипотеза исследования. Методика, основанная на проведении занятий по адаптивному физическому воспитанию для студентов в возрасте 18-20 лет с патологиями зрительного анализа, будет педагогически обоснованной и эффективной при использовании таких средств, как фитбол-гимнастика, глазодвигательная гимнастика по методикам Э.С. Аветисова, А.Г. Демирчогляна и У. Бейтса, а также дыхательные практики йоги.

Специальные упражнения для глаз могут помочь улучшить зрение и концентрацию внимания во время занятий. Это особенно актуально для учеников, испытывающих нагрузку на зрение во время учёбы.

В исследовании приняло участие 20 студенток в возрасте от 18 до 20 лет, страдающих от нарушений зрения, что соответствует фазе активной стабилизации их зрительных функций. Выборка была случайным образом разделена на две группы по 10 человек (n=10).

В экспериментальной группе применялся комплекс мероприятий, включающий глазодвигательные упражнения, тренировки с фитболом и дыхательные практики йоги. Глазодвигательные упражнения были разработаны с целью улучшения функционирования зрительного анализатора через тренировку и координацию глазных мышц (Жданов В.Г., Аветисов Э.С., Демирчоглян А.Г., Бейтс У.) [1,3,4,5,7]. Использование фитбола способствовало коррекции осанки, укреплению мышечного корсета и улучшению восприятия положения тела (Сайкин Е.Г., Нестеров А.С.) [11,13]. Дыхательные практики йоги применялись для комплексного воздействия на организм и зрительные функции (Медведев А., Медведева И.) [8,10].

Контрольная группа не подвергалась дополнительным физическим нагрузкам. Перед началом эксперимента всем участникам было проведено детальное обследование, включающее офтальмологическую диагностику, анализ осанки (постурографию, визуальный осмотр) и тестирование физической подготовленности, что позволило зафиксировать начальные показатели. Все участницы были информированы о целях и условиях исследования и подписали письменное согласие на участие.

Для оценки функционального состояния опорно-двигательного аппарата проводились измерения силы и выносливости мышц живота и спины, а также подвижности позвоночника в различных направлениях. Полученные результаты тестирования студенток с нарушениями зрения ниже нормативных показателей для данной возрастной категории (таблица 1).

Таблица 1

Показатели функционального развития физической подготовленности, работоспособности, состояния осанки, остроты зрения студенток до эксперимента

Показатели

Экспериментальная группа (n=10)

Контрольная группа (n=10)

p-значение

1. Ромб Машкова, см

0,6±0,2

0,1±0,3

>0,05

2. Плечевой индекс, %

87,5±0,9

92,3±1,1

>0,05

3. Сила и выносливость мышц живота, раз

17±0,9

15±0,8

>0,05

4. Сила и выносливость мышц спины, сек

30±3,5

29±3,2

>0,05

5. Гибкость позвоночника, см: вперед

5±0,4

6±0,5

>0,05

6. Гибкость позвоночника, см: влево

10,8±1,4

10,5±1,2

>0,05

7. Гибкость позвоночника, см: вправо

11,0±1,3

10,5±1,3

>0,05

8. Острота зрения (нормальное зрение, %)

30%

40%

>0,05

9. Индекс Руффье

10,2

8,5

>0,05

10. Время "Ходьба по прямой", сек

4,4±0,3

4,2±0,4

>0,05

В ходе исследования была отмечена низкая физическая подготовленность и наличие проблем с осанкой, особенно у участниц экспериментальной группы с нарушениями зрительного анализатора. Это подчеркивает необходимость дополнительных вмешательств для улучшения физического состояния и коррекции осанки этих студенток.

Организация учебно-тренировочного процесса в рамках педагогического эксперимента была разработана с учетом особенностей зрительной патологии и индивидуальных физических характеристик студенток, что обеспечивало максимальную эффективность воздействия на функциональное состояние осанки, уровень физической подготовки и зрительные функции [6,9].

В рамках исследования, направленного на обоснование эффективности комплексов фитбол-гимнастики [11,13], глазодвигательной гимнастики [1,3,4,5,7] и дыхательных упражнений йоги [8,10] для студенток с нарушениями зрительного анализатора, была создана специализированная программа адаптивного физического воспитания. Эта разработка основана на анализе научных и методических источников, а также программного обеспечения, соответствующего данному возрастному контингенту [2].

Занятия проводились три раза в неделю. Структура каждого занятия разделена на три фазы: вводная, основная и заключительная.

Для обеспечения наглядности и удобства восприятия информация систематизирована в структурированный формат, представленный в таблице 2. Особое внимание уделяется конкретным упражнениям и методическим аспектам, предназначенным для работы с участницами, имеющими нарушения зрения.

Таблица 2

Структура и содержание занятия

Часть занятия

Продолжи-

тельность

Содержание

Методические особенности для лиц с нарушением зрения

Подготовительная часть

10-15 минут

- Ходьба: медленная ходьба по кругу с акцентом на равномерный шаг, активное использование рук

- Изучение окружающей среды через звуковые ориентиры, например, стучащие поверхности для фокусировки.

- Общеразвивающие упражнения (ОРУ): наклоны, потягивания, круговые движения руками

- Разъяснение каждой команды, акцент на дыхание и выполнение в медленном темпе для обеспечения безопасности.

- Упражнения на осанку: стоя с опорой на стену или предметы, выпрямление спины

- Показ техники с тактильной наводкой для корректировки положения.

Основная часть

40-50 минут

- Глазодвигательная гимнастика:

- Четкое объяснение значимости каждого упражнения для аккомодации глаз.

1. Фокусировка на объектах: перемещение взгляда с одного объекта (ближе) на другой (дальше)

- Инструктирование партнера поочередно на целевой объект для учёта пространственного восприятия.

2. Круговые движения глазами: горизонтальные и вертикальные круги, по 10 раз в каждую сторону

- Динамические подсказки, избегание резких движений со стороны инструктора.

- Упражнения на фитболе:

- Использование мячей с текстурированными поверхностями для улучшения тактильного восприятия.

1. Качание на фитболе: сидя на мяче, медленно покачиваться вперед-назад, влево-вправо

- Держать за руки или подстраховывать партнера для уменьшения стресса и уверенности в упражнении.

2. Прыжки на фитболе: небольшие прыжки с места или подскоками, контролируя баланс

- Регулировать высоту прыжков в зависимости от индивидуальных возможностей.

3. Упражнения на равновесие: стоя на мяче, брать в руки небольшие предметы и передавать их

- Правильная поддержка и использование тактильных ориентиров для обозначения местоположения предметов.

- Задачи основной части:

 

1. Улучшение тонуса мышц: активное воздействие на контрактильный и пластический тонус мышц

- Методы обучения через демонстрацию и объяснение для лучшего восприятия.

2. Развитие силы и выносливости: выполнение упражнений на фитболе с естественными движениями

- Поощрение к постепенному увеличению нагрузки в зависимости от уровня подготовки.

3. Коррекция суставов: использование фитбола для занятий с упором на подвижность суставов

- Принцип медленного, контролируемого выполнения движений, минимизация внезапных сотрясений.

4. Формирование мышечного корсета: укрепление и растяжение мышц с использованием фитбола

- Четкие указания по безопасности и внимание на корректировке осанки.

Заключительная часть

5-10 минут

- Дыхательные упражнения: глубокое дыхание, вдох через нос, выдох через рот

- Спокойные, успокаивающие инструкции по созданию релаксационной обстановки.

- Капалабхати (Светлый дыхательный): Быстрые и короткие выдохи через нос, активное подтягивание живота

- Объяснить важность акцентирования на выдохе, позволяя участникам чувствовать ритм.

- Нади Шодхана (Альтернативное дыхание): Закрытие одной ноздри для вдоха, затем другой для выдоха

- Медленно проводить через указание на каждую ноздрю, чтобы помочь с равновесием и спокойствием.

- Бхастрика (Проводящее дыхание): Дыхание с помощью диафрагмы с сильными вдохами и выдохами

- Разъяснить, что все действия медленные и осознанные, акцент на безопасности.

- Игры для снятия нагрузки: игровые упражнения, бросание мяча (фитбола) в парах

- Задания, требующие согласованности и непринужденного общения для снижения уровня стресса.

Исключенные упражнения

- Противопоказаны силовые упражнения с натуживанием, резкие наклоны, сотрясения и акробатические элементы

- Строгое соблюдение мер безопасности, с особым акцентом на здоровье и благополучие участниц занятий.

Эффективность методики оценивалась посредством тестирования функционального состояния опорно-двигательного аппарата, показателей физической подготовленности, работоспособности, состояния осанки и остроты зрения до и после вмешательства.

Рисунок 1 показывает, что разработанная методика, применяемая в экспериментальной группе (ЭГ), продемонстрировала статистически значимые результаты в ряде параметров, характеризующих физическую подготовленность, работоспособность, состояние осанки и остроту зрения студенток.

Рис.1. Динамика показателей функционального развития студенток после эксперимента в ЭГ и КГ

Таким образом, разработанная методика эффективно улучшает физическое состояние в группе, где она применялась. Полученные данные подтверждают результативность предложенных мероприятий.

Список литературы

  1. Аветисов Э.С. Близорукость: монография. – Москва: Медицинская литература, 2020.
  2. Алексеев, И. И., Смирнов, П. А. Применение средств физической культуры в коррекции зрения // Физическое воспитание студентов. 2010.
  3. Бейтс У. Лечение несовершенного зрения без очков. – Нью-Йорк: Здоровье, 1999.
  4. Браун, В. Н., Барнс, Дж. Глазодвигательные упражнения и их влияние на зрительно-сенсорную систему // Медицинские исследования. 2004.
  5. Демирчоглян Г.Г. Гимнастика для глаз. – Санкт-Петербург: Наука, 2018.
  6. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура. – Екатеринбург: Урал, 2021.
  7. Жданов В.Г. Методы восстановления зрения: учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство педагогического университета, 2019.
  8. Йога-сукшма-вьяяма: классический трактат. – Ришикеш: Сатвик, 2005.
  9. Кудряшов А.А. Коррекция осанки средствами физической культуры. – Казань: Академия, 2020.
  10. Медведев А., Медведева И. Йога для глаз. – Москва: Астрель, – 2019.
  11. Нестеров А.С. Оздоровительные технологии в физической культуре. – Новосибирск: Сибирская наука, 2021.
  12. Рамачарака Йог. Наука о дыхании индийских йогов. – Нью-Дели: Индийская культура, 2003.
  13. Сайкин Е.Г. Фитбол-гимнастика в коррекции осанки. – Ростов-на-Дону: Сага, 2022.
  14. References
  15. 1. Avetisov E.S. Myopia: Monograph. – Moscow: Medical Literature, 2020.
  16. 2. Alekseev, I. I., Smirnov, P. A. Application of Means of Physical Culture in Correction of Vision // Physical Education of Students. 2010.
  17. 3. Bates W. Treatment of Imperfect Vision without Glasses. – New York: Health, 1999.
  18. 4. Brown, V. N., Barnes, J. Eye movements and their effect on the visual-sensory system // Medical Research. 2004.
  19. 5. Demirchoglyan G.G. Eye gymnastics. – St. Petersburg: Nauka, 2018.
  20. 6. Evseev S.P. Adaptive physical culture. – Yekaterinburg: Ural, 2021.
  21. 7. Zhdanov V.G. Methods of Vision Restoration: Educational and Methodological Guide. – Moscow: Pedagogical University Publishing House, 2019.
  22. 8. Yoga-Sukshma-Vyayama: A Classical Treatise. – Rishikesh: Satvik, 2005.
  23. 9. Kudryashov, A.A. Posture Correction by Means of Physical Culture. – Kazan: Academy, 2020.
  24. 10. Medvedev, A., Medvedeva, I. Yoga for the Eyes. – Moscow: Astrel, 2019.
  25. 11. Nesterov, A.S. Health-Improving Technologies in Physical Culture. – Novosibirsk: Siberian Science, 2021.
  26. 12. Ramacharaka Yog. The Science of Breathing in Indian Yoga. – New Delhi: Indian Culture, 2003.
  27. 13. Saikin E.G. Fitball Gymnastics in Posture Correction. – Rostov-on-Don: Saga, 2022.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее