ВЛИЯНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА НА ФОРМИРОВАНИЕ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» В СССР

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА НА ФОРМИРОВАНИЕ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» В СССР

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

13

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (250), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье исследуется влияние и роль культа личности И. В. Сталина на процесс формирования в советском обществе «нового человека», путем продвижения новой идеологии марксизм-коммунизма. Анализируются ключевые механизмы идеологического воздействия (пропаганда, искусство, образование, репрессии) и их роль в конструировании требуемого социально-психологического типа личности. Особое внимание уделяется таким чертам «нового человека» эпохи сталинизма, как безусловная преданность вождю, вера в социалистические идеалы, коллективизм, готовность к самопожертвованию и классовому противостоянию, а также демонстрируется противоречие между декларируемыми гуманистическими идеалами и реальными практиками подавления личности. В ходе изучения данной темы делается вывод о том, что культ личности стал центральным элементом в проекте создания нового советского человека.

Key words: personality cult, I. V. Stalin, “new man”, Soviet ideology, propaganda, legitimacy, socialist realism, “father of the people”, old foundations, power, repression.

После Октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войны советская власть столкнулась с глубоким кризисом идентичности. Были разрушены не только прежние политические институты, но и духовные основы, веками скреплявшие российское общество. В царской России легитимность власти монарха освящалась сакральным авторитетом и формально велась от Бога. Новый же, атеистический режим остро нуждался в создании альтернативной системы символов и авторитетов. В 1920-1930-е годы XX века наша страна столкнулась с приходом новой идеологии, в которой старые устои оказались неактуальными и в последствии разрушенными. Для народа, привыкшего к старым устоям, нужно было искать новые альтернативы.

Такой альтернативой послужили культы личности В. И. Ленина и И. В. Сталина, основываясь на марксистских устоях. Советская власть начала придумывать новые способы управлять обществом.В этих условиях новая идеология, будучи сложной для массового восприятия, была персонифицирована в фигурах вождей. То есть культ личности В. И. Ленина, а впоследствии и И. В. Сталина, стал тем механизмом, который не только обеспечивал легитимность власти, но и выполнял функцию новой «гражданской религии». Этот культ служил эффективным инструментом управления обществом, заполняя идеологический вакуум, образовавшийся после краха старых устоев.

Особую роль в этом процессе сыграл культ личности И. В. Сталина, достигший своего апогея в 1930–1950-е годы. Он представлял собой не просто агрессивную пропаганду, а сложную, многоуровневую систему, сочетавшую в себе тотальную цензуру, политику репрессий, мощную визуальную агитацию и преобразование системы образования. Через эти механизмы в массовое сознание внедрялся образ Сталина как «отца народов», непогрешимого вождя и земного воплощения идеала, заменявшего для многих традиционное божество.

Центральной целью данной системы было формирование «нового человека» — типа личности, всецело преданного интересам государства, ставящего коллективное выше личного и беспрекословно следующего директивам партии. Этот идеал, теоретически основанный на марксистско-коммунистических ценностях, на практике был неразрывно связан с фигурой Сталина, который стал высшим авторитетом и примером для подражания.

Культ личности И. В. Сталина представлял собой агрессивную пропаганду атеистической позиции, а после и выставлял себя «отцом народов». Пропагандистские механизмы презентовали Сталина как незаменимую фигуру в жизни каждого гражданина СССР. Детей с ранних лет учили чтить и уважать советского вождя., а на каждом шагу и в каждом помещении были размещены портреты правителя. Власть Сталина была истиной в последней инстанции и для простого человека он был примером для подражания и богом.

Механизмы пропаганды культа личности Сталина:

  1. Тотальная цензура, не дающая высказаться на темы, неугодные властям. Например, книга Пастернака «Доктор Живаго», которая противоречила взглядам коммунистических устоев, или же полный запрет на творчество Солженицына. А также строго контролировались средства массовой информации.
  2. Политика репрессий, которая касалась как действительно противников режима, так и случайных обывателей. Например, при политике «Большого террора» генеральный комиссар госбезопасности Н. И. Ежов проводил тотальные репрессии против крестьян, путем раскулачивания, против образованной элиты, против церкви и т.д.

В 1930-е годы проводилась политика модернизации страны. В нее входили проекты всесоюзных строек, например строительство Беломорканала, который стал могилой для более 12 тыс. человек.

  1. Визуальная пропаганда представляла собой создание образа простого человека, товарищ Сталин для простого работника выглядел своим человеком. Шинель, обычные рабочие сапоги создавали контраст на фоне внешнего вида бывших царей Российской империи.

Образ Сталина всячески поддерживали скульпторы, живописцы и прочие творцы советского искусства через свои произведения.

  1. Большевики столкнулись с повсеместной безграмотностью простого народа. Они сделали образование доступным и обязательным для широких масс. Но с его помощью большевики закладывали свои идеи и мировоззрения обучающимся. Например, манипуляции историей: с некоторых снимков пропадали известные люди, которые были объявлены врагами народа (Л. Троцкий, Н. Ежов и т.д.). И такие случаи были очень распространены.

Механизмы пропаганды культа личности И. В. Сталина были достаточно разнообразными, они затрагивали практически все аспекты жизни общества, полностью меняя мировоззрение граждан о советской власти и о том, какая она должна быть.

Образ «нового человека» основывался на марксист-коммунистических ценностях. По версии теоретиков, «новый человек» должен был беспрекословноследовать идеалам нового строя – он должен был честно трудиться на благо государства и ставить интересы страны выше своих. Для такого человека И. В. Сталин был высшим авторитетом и примером для подражания, к которому только мог стремиться «новый человека».

В тот период церковь была в гонениях, из-за чего человек, привыкший к догматической религиозной основе начал искать альтернативы. Такой альтернативой стал культ личности Сталина. В глазах гражданина он стал чуть ли не божеством.

Идеология культа была направлена на поддержание образа незаменимого в жизни каждого гражданина правителя. Тем самым советская власть подтверждала свою легитимность.

После революции и гражданской войны общество столкнулось с кризисом само идентичности. Старые устои оказались разрушены, культ личности был направлен на то, чтобы вернуть в общество былой энтузиазм относительно светлого будущего, к которому вела партийная ветка государства. Иные варианты жестоко подавлялись.

Таким образом можно сказать, что«новый человек» был продуктом идеологии культа личности, а культ личности — инструментом его создания. Сталин становился не просто правителем, а центральным элементом новой квазирелигии, где он был и богом, и пророком, а «новый человек» — верным слугой, чья личность и мировоззрение были полностью подчинены служению этому культу и стоящему за ним государству.

В заключение можно сказать, что культ личности И. В. Сталина стал главным инструментом формирования «нового человека» в СССР. В условиях разрушения старых устоев и гонений на церковь, советская власть создала новую сакральную фигуру, которая заменила для народа традиционного Бога и царя. Сталин стал «отцом народов», непогрешимым вождем и высшим авторитетом.

Через мощные механизмы пропаганды — тотальную цензуру, политику репрессий, визуальную агитацию и идеологическое образование — в массовое сознание внедрялся не только образ самого Сталина, но и модель идеального советского гражданина. «Новый человек» должен был беспрекословно служить государству, ставить общественные интересы выше личных и видеть в Сталине пример для подражания.

Таким образом, культ личности и «новый человек» были двумя сторонами одной медали. Культ личности служил инструментом создания нового типа сознания, а «новый человек» стал продуктом этого масштабного идеологического проекта.

Список литературы

  1. 1. Создавая «нового человека»: как советская власть меняла людей [Электронный ресурс] – Vatnikstan. – 2022. URL:  (дата обращения: 19.11.2025).
  2. 2. Козлова Д. Ю. «Новый человек» 1920–1930-х годов: проект и его реализация [Электронный ресурс] // Российский гуманитарный журнал. — 2017. — Том 6. — № 4. — С. 324–333. — URL:  (дата обращения: 19.11.2025).
  3. 3. Культ личности Сталина [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Всемирная история». — URL:  (дата обращения: 19.11.2025).
  4. 4. Яковлев А. Н. Сталин: политическая биография / А. Н. Яковлев. — Москва : Издательство «Вагриус», 2003. — 382 с. — ISBN 5-9560-0197-9.
  5. 5. Бурцев Ф. Д. К суду истории: о Сталине и сталинизме / Ф. Д. Бурцев. — Москва : Издательство «Советская Россия», 1990. — 336 с. — ISBN 5-268-01107-5.
  6. 6. Веденеев В. В. «100 великих тайн Третьего рейха» / В. В. Веденеев. - Москва : Вече, 2010. - 480 с. - (100 великих). - ISBN 978-5-9533-4582-3.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее