ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Просмотры

20

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (249), Декабрь ‘25

Поделиться

В исследовании рассмотрен образ жизни студентов Ижевской государственной медицинской академии с учётом элементов здорового образа жизни. Исследование включало опрос 262 студента (162 женщины, 100 мужчин) с использованием «Google Формы» по параметрам рационального питания, занятиям физической активности, местности рождения, отношения к курению и алкоголю, а также продолжительности сна. В ходе исследования выявлены взаимосвязи между элементами здорового жизни студентов. Полученные результаты предназначены для анализа значимости факторов, влияющих на здоровье будущих медицинских специалистов и поддержки здорового образа жизни среди студентов.

Актуальность. Образ жизни является ведущим фактором, определяющим здоровье человека - его вклад составляет, по разным данным, от 50 до 55% [11].

Вопрос образа жизни студентов является крайне актуальным ввиду его прямого влияния на физическое и психическое здоровье молодых людей, которое закладывает фундамент для их будущей профессиональной деятельности и качества жизни в целом. Студенты находятся в периоде интенсивного интеллектуального развития, приобретения профессиональных компетенций и формирования устойчивых поведенческих моделей [1], определяющих дальнейшую жизнь.

Образ жизни включает ряд ключевых аспектов, таких как рацион питания, регулярность физических нагрузок, режим отдыха и восстановления, наличие вредных привычек (например, курение, употребление алкоголя). Нарушение баланса хотя бы в одном из этих компонентов может привести к негативным последствиям:

- Рациональное питание. Недостаточное потребление необходимых питательных веществ ухудшает когнитивные способности, снижает иммунитет и повышает риск заболеваний желудочно-кишечного тракта [10].

- Физическая активность. Гиподинамия увеличивает вероятность сердечно-сосудистых патологий, ожирения и нарушения обменных процессов.

- Стресс. Хронический стресс негативно сказывается на нервной системе, вызывая повышенную утомляемость, снижение концентрации внимания и эмоциональную нестабильность.

- Сон. Нехватка полноценного сна ведет к снижению работоспособности, нарушению памяти и развитию депрессивных состояний.

- Вредные привычки. Курение и злоупотребление алкоголем повышают риски онкологических заболеваний, нарушений функций печени и легких.

Забота о здоровом образе жизни студентов должна стать приоритетом образовательной системы [4], поскольку от состояния здоровья будущего медицинского специалиста зависит качество оказания помощи населению и эффективность профессионального долголетия. Формирование культуры здорового поведения в студенческие годы способствует профилактике многих хронических болезней и создает условия для успешной реализации личного потенциала каждого молодого врача.Однако следует отметить, что все большее число исследований указывает на то, что образ жизни студентов-медиков далек от идеальной модели [4; 6]. Процесс обучения характеризуется исключительно высокой интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузкой, что создает объективные предпосылки для формирования нездорового образа жизни. Высокий уровень стресса, хроническое недосыпание, нарушение режима питания и гиподинамия нередко являются неотъемлемыми атрибутами студенческой жизни. Вместе с тем поведение, установки и образ мышления будущих врачей оказывают влияние не только на их собственное здоровье, но и предопределяют эффективность их будущей работы, способность нести ответственность за пациентов и быть для них примером для подражания.

В связи с этим, актуальным представляется исследование параметров, характеризующих образ жизни данной специфической группы. Среди них выделяются такие группы, как: факторы учебного процесса (академическая нагрузка, режим труда и отдыха), социально-экономические условия (материальное положение, жилищные условия, обеспеченность работой), психологические особенности (уровень стресса), факторы физического здоровья (физическая активность, качество питания, сон, наличие вредных привычек).

Цель исследования: изучить образ жизни студентов-медиков

Задачи:

  • выявить негативные факторы, оказывающее наибольшее влияние на здоровье студентов;
  • сравнить образ жизни учащихся лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов;
  • оценить степень корреляции показателей образа жизни.

Объект исследования: образ жизни обучающихся ФГБОУ ВО ИГМА МЗ РФ.

Предмет исследования: факторы, определяющие образ жизни студентов медицинского вуза.

Материалы и методы: анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование, статистический анализ.

В анонимном опросе приняли участие 262 учащихся младших и старших курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов: 162 студента женского пола и 100 студентов мужского пола. Отбор студентов для проведения исследования осуществлялся методом случайной выборки. Исследование проводилось с соблюдением принципов добровольности и конфиденциальности в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» (Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288).

Результаты и обсуждение. По результатам анкетирования 21,8% тратят менее 5 часов в сутки на сон, 64,5% респондентов ответили, что продолжительность их ночного сна составляет 6-7 часов, 11,8% спят по 8-9 часов в сутки. По нашим расчетам, среди студентов стоматологического факультета только 19,5% имеют нормальную (8-9 ч) продолжительность сна. Среди учащихся педиатрического факультета такой показатель сна имеют 11,1%, на лечебном факультете – 10,8%. Среди студентов женского пола по 8-9 часов спят 9,9%, среди студентов мужского пола – 15%. Также мы сравнили продолжительность сна у учащихся младших (1-3 курс) и старших (4-6 курс) курсов: рекомендуемую норму соблюдают 12% и 11,7%, соответственно. Интересно было сопоставить показатели сна студентов из городской и сельской местности: 10,5% горожан и 14,4% сельских жителей выполняют положенную «норму».

Анонимный опрос показал, что достаточное число студентов совсем не употребляют алкогольные напитки (37,8%). 31,3% респондентов выбрали ответ «редко», 1-2 раза в месяц выпивают 21,4%, 1-2 раза в неделю - 9,5% студентов. В результате расчетов мы выяснили, что не употребляющих алкоголь больше всего на лечебном факультете - 41,3%, среди будущих стоматологов - 39%, на педиатрическом факультете - 25,9%. Студентов мужского пола, полностью исключивших алкоголь из своего образа жизни, оказалось больше – 44% от числа опрошенных мужчин -, чем студентов женского пола – 33,95% от числа опрошенных женщин. Среди учащихся младших курсов доля, не употребляющих алкоголь больше по сравнению со старшекурсниками: 44% против 32,1%, соответственно. Сельские жители оказались менее подвержены данной вредной привычке (46,7%), в то время как среди респондентов из городской местности только треть не употребляют алкоголь (33,1%).

Другой вредной привычкой, широко распространенной среди молодежи, является курение. Большая доля респондентов (66,4%) на вопрос о курении ответили «не курю/бросил(а)», в то же время 22,5% опрошенных используют вейп, 6,1% предпочитают сигареты и 5% указали, что в качестве источника никотина используют и сигареты, и вейп. Наши расчеты показали, что противников никотиновой зависимости больше всего на лечебном факультете (70%), на стоматологическом факультете эта доля составила 63,4%, среди студентов-педиатров - 57,4%. Доля некурящих респондентов женского пола (67,9%) незначительно преобладает по сравнению с долей некурящих респондентов-мужчин (64%). Некурящие студенты младших курсов составили 68,8%, на старших курсах процент ниже - 64,2%. Не курит 70% студентов из сельской местности и 64,5% студентов из городов.

Одним из важных факторов, составляющих картину образа жизни, является уровень физической активности. Практически треть респондентов дали ответ, что их активность ограничена уроками по физической культуре (28,6%); 22,1% занимаются в спортивной секции или посещают спортзал 2-3 раза в неделю, много ходят пешком 22,5%, интенсивные тренировки более 3 раз в неделю присущи 9,2%, а 17,6% оценили свой уровень нагрузки как «низкий». Сравнение групп студентов мы провели, подсчитав процентное отношение студентов с низким уровнем физической активности. Данный вариант ответа выбрали 9,8% стоматологов, 24% педиатров и 17,4% лечебников. Доля студентов, которые не включают оптимальную нагрузку в свой распорядок жизни, заметно превалирует среди лиц женского пола - 21,6% против 11% среди лиц мужского пола, соответственно. Старшекурсники заметно меньше заинтересованы в поддержании двигательной активности - 28,5%, в то время как младшие курсы имеют низкий ее уровень в 5,6% случаев. Студенты родом из сельской местности имеют низкий уровень в 14,4% случаев, из города – в 19,2%.

Кроме того, респондентам был задан вопрос, касающийся их личной оценки своих качества и регулярности питания, с возможностью выбора нескольких вариантов ответа из предложенных. Результаты вы можете увидеть на диаграмме №1. Важно подчеркнуть, что 175 человек (66,8 на 100 участников опроса) отметили, что у них случаются большие перерывы между приемами пищи, а количество приемов пищи за день составляет 2-3 раза. Также 93 человека (35,5 на 100 опрошенных) признались, что в их рационе много сладких и мучных блюд. Сбалансированным свое питание считают 22,5 на 100 респондентов, 17,2 на 100 участников регулярно потребляют пищу 4-5 раз в день.

Диаграмма 1. Оценка респондентами качества своего питания

Избыточная масса тела в настоящее время имеет тенденцию к увеличению распространенности среди подростков и людей молодого возраста. [] Мы попросили респондентов рассчитать свой ИМТ по формуле ИМТ = масса (кг)/ рост(м)^2. Нормальный ИМТ, равный 18,5-24,9 кг/м^2, имеют 59,2% опрошенных, дефицит массы тела (ИМТ менее 18,5 кг/м^2) отметили 11,1% студентов, избыток массы тела (ИМТ от 25 до 29,9 кг/м^2) выявлен у 16,8%, ожирением различной степени выраженности (ИМТ 30 кг/м^2 и более) страдают суммарно 12,9%. Мы рассчитали в каждой группе долю студентов, ИМТ которых составил 25 и выше: на стоматологическом факультете - 34,1%, на педиатрическом - 27,8%, на лечебном - 29,3%. Женщины имеют избыточную массу или ожирение в 23,5% случаев, мужчины – в 40%. Среди младших курсов показатель составил 30,4% и 29,2% на старших курсах. Студенты из города чаще имели избыток массы (32,5%), чем студенты из сельской местности (24,4%).

Соблюдение режима труда и отдыха - это, несомненно, основа физического и психического здоровья, особенно в условиях высокой учебной нагрузки, которую ежедневно испытывают студенты медицинского вуза. Согласно результатам анкетирования, 30,6% студентов стараются придерживаться определённого распорядка дня, 45,4% частично соблюдают режим труда и отдыха, а 24% респондентов не имеют четкого распорядка дня. Среди стоматологов имеют установленный режим 41,5%, среди педиатров показатель меньше - 31,5%, среди учащихся лечебного факультета процент еще ниже - 27,5%. Студенты женского пола чаще придерживаются распорядка (33,3%), чем студенты мужского пола (26%). Младшие курсы более дисциплинированы в этом плане: 34,4% против старших курсов с их показателем в 27%. То же можно сказать и о сельских жителях (35,5%) по сравнению с городскими (27,9%).

Существенное влияние на здоровье человека оказывает стресс. Респонденты определили свой уровень стресса следующим образом: испытывают сильный стресс «во время сессии» 27,1%, «иногда» нервничают 31,3%, «часто» переживания одолевают 28,2% и «редко» тревога беспокоит 13,4% опрошенных. «Часто» нервничают 29,9% на лечебном факультете, 27,7% на педиатрическом и 22% на стоматологическом факультете. Неудивительным для нас фактом оказалось соотношение по половому признаку: 32% студенток и 22% студентов «часто» сталкиваются с психоэмоциональным напряжением. Анализ среди студентов старших и младших курсов показал результаты: 24,8% и 32%, соответственно. Сельские и городские жители в отношении высокого уровня стресса имеют незначительные отличия: 28,9% и 27,9%, соответственно.

Выводы. Именно образ жизни играет ключевую роль в формировании здоровья человека, поэтому действительно важно изучение данного фактора. Учитывая, насколько напряжённым бывает обучение в медицинском вузе и какую ответственность будущие врачи несут за своё здоровье и благополучие окружающих.

Было использовано несколько методов сбора данных: анализировали литературу, проводили анкетирование и применяли статистический анализ. Всего в исследовании участвовали 262 студента трёх факультетов: лечебного, педиатрического и стоматологического. Такой подход позволяет охватить разные направления подготовки и выявить возможные различия между ними.

Анализируя данные, становится ясно, что проблемы со сном довольно распространены среди студентов-медиков. Только небольшая часть опрошенных спит необходимое количество часов, причём ситуация хуже всего у студентов педиатрического и лечебного факультетов. Вероятно, это связано с повышенной нагрузкой и постоянным напряжением, которое испытывает большинство студентов.

Что касается вредных привычек, радует, что значительная часть студентов отказалась от алкоголя и курения. Особенно выделяется стоматологический факультет, где отказ от вредных привычек встречается чаще. Возможно, это объясняется спецификой профессии, где внешний вид и состояние полости рта играют важную роль.

Физическая активность тоже оставляет желать лучшего. Многие студенты либо вообще не уделяют внимания спорту, либо делают это нерегулярно. Здесь снова выделяются стоматологи, демонстрирующие лучший результат. Скорее всего, это связано с особенностями их расписания занятий и наличием свободного времени.

Качество питания вызывает серьёзные опасения. Большинство студентов питаются нерегулярно, часто пропускают приёмы пищи или едят высококалорийные продукты вроде сладостей и фаст-фуда. Такое пищевое поведение неизбежно сказывается на весе: избыточная масса тела обнаруживается почти у каждого третьего участника опроса. Причём проблема наиболее остро проявляется у студентов мужского пола и городских жителей.

Режим дня также страдает: многие студенты не следуют чёткому распорядку, хотя важность соблюдения режима трудно переоценить. Чаще всего этому следуют сельские жители и студенты младших курсов, вероятно, потому что у них ещё сохраняется привычка к организованному графику из школы.

Стресс остаётся постоянной проблемой для большинства студентов. Почти половина опрошенных периодически сталкивается с сильным психологическим напряжением, особенно девушки и старшекурсники. Очевидно, что сессионные периоды становятся настоящим испытанием даже для тех, кто привык справляться с нагрузками.

На основании полученных данных нами сделаны важные выводы. Студенты-стоматологи демонстрируют лучшие показатели по многим параметрам, тогда как студенты лечебных и педиатрических факультетов отстают, но, если судить по количеству опрошенных вывод может быть неоднозначным. У девушек наблюдаются определённые преимущества в отказе от вредных привычек и соблюдении режима дня, но при этом они чаще страдают от стрессов. Старшекурсники теряют мотивацию поддерживать здоровый образ жизни, а вот сельские жители показывают себя лучше городских сверстников практически по всем критериям.

Эти выводы подчёркивают необходимость разработки специальных профилактических программ, направленных на улучшение образа жизни студентов-медиков.[9] Особое внимание должно уделяться вопросам правильного питания, физической активности и управления стрессом. Важно вовлекать самих студентов в процесс изменений, предлагая им конкретные рекомендации и поддержку со стороны преподавателей, и администрации университета.

Таблица 1.

Итоговое сравнение групп студентов разных факультетов

Факторы/

факультет

Лечебный

Педиатрический

Стоматологический

Сон 8-9 ч/сут

10,8%

11,1%

19,5%

Отказ от употребления алкоголя

41,3%

25,9%

39%

Отсутствие никотиновой зависимости

70%

57,4%

63,4%

Низкая физическая активность

17,4%

24%

9,8%

Четкое соблюдение режима дня

27,5%

31,5%

41,5%

Высокий уровень стресса

29,9%

27,7%

22%

ИМТ 25 кг/м^2 и более

29,3%

27,8%

34,1%

 

Таблица 2.

Итоговое сравнение групп студентов по половому признаку

Факторы/

пол

Студенты мужского пола

Студенты женского пола

Сон 8-9 ч/сут

15%

9,9%

Отказ от употребления алкоголя

44%

33,95%

Отсутствие никотиновой зависимости

64%

67,9%

Низкая физическая активность

11%

21,6%

Четкое соблюдение режима дня

26%

33,3%

Высокий уровень стресса

22%

32%

ИМТ 25 кг/м^2 и более

40%

23,5%

 

Таблица 3.

Итоговое сравнение групп студентов младших и старших курсов

Факторы/

курс

Младшие курсы (1-3 курс)

Старшие курсы (4-6 курс)

Сон 8-9 ч/сут

12%

11,7%

Отказ от употребления алкоголя

44%

32,1%

Отсутствие никотиновой зависимости

68,8%

64,2%

Низкая физическая активность

5,6%

28,5%

Четкое соблюдение режима дня

34,4%

27%

Высокий уровень стресса

32%

24,8%

ИМТ 25 кг/м^2 и более

30,4%

29,2%

 

Таблица 4.

Итоговое сравнение групп студентов из городской и сельской местности

Факторы/

местность проживания

Городские студенты

Студенты из сельской местности

Сон 8-9 ч/сут

10,5%

14,4%

Отказ от употребления алкоголя

33,1%

46,7%

Отсутствие никотиновой зависимости

64,5%

70%

Низкая физическая активность

19,2%

14,4%

Четкое соблюдение режима дня

27,9%

35,5%

Высокий уровень стресса

27,9%

28,9%

ИМТ 25 кг/м^2 и более

32,5%

24,4%

 

Таким образом, проведённое исследование представляет собой ценный вклад в понимание проблем, с которыми сталкиваются будущие медики, и открывает возможности для улучшения ситуации путём внедрения эффективных мер профилактики и поддержки здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Алексеев, А.П. Образ жизни студенческой молодежи: проблемы и перспективы / А.П. Алексеев, О.Н. Петрова // Социальные науки и образование. – 2025. – № 3. – С. 45-56
  2. Васильев, Т.И. Здоровье и образ жизни студентов медицинских вузов / Т.И. Васильев, Д.Г. Семенов. – Ижевск: УРГУ, 2025. – 234 с.
  3. Иванова, Ю.М. Психология адаптации студента медицинского вуза: учебное пособие / Ю.М. Иванова. – СПб.: Наука, 2026. – 187 с.
  4. Казанцев, С.Е. Особенности формирования здорового образа жизни среди студентов-медиков / С.Е. Казанцев, И.О. Соловьева // Вестник Удмуртского университета. Серия: Медицина и фармакология. – 2026. – № 2. – С. 112-125
  5. Лисицын, Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: руководство к практическим занятиям / Ю. П. Лисицын. – Москва: Медицина, 2003. – 336 с.
  6. Матвеев, С.Ю. Актуальные проблемы здоровья и физической активности студентов медицинских вузов / С.Ю. Матвеев, Е.А. Дмитриева // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: медицина. Фармация. – 2026. – № 1. – С. 143-156
  7. Медведева, Е.В. Обоснование рекомендаций по формированию здорового образа жизни студентов медицинских вузов / Е.В. Медведева // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. – 2026. – № 2. – С. 156-167
  8. Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В. А. Медик. – 4-е изд., перераб. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 672 с.: ил.
  9. Михаленко, Я.А. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов медицинских специальностей / Я.А. Михаленко // Медицинские знания. – 2025. – № 6. – С. 78-89
  10. Попова, Л.К. Исследование особенностей питания студентов-медиков / Л.К. Попова, Н.Т. Кириченко // Гигиена и санитария. – 2026. – № 3. – С. 56-67
  11. Щепин, О. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для системы послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» / О. П. Щепин, В. А. Медик. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 591 с.: ил., табл.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее