Актуальность. Художественная гимнастика на сегодняшний день–стремительно прогрессирующий вид спорта, который требует постоянного роста уровня подготовленности гимнасток, в особенности технической [2; 3]. Сложность соревновательных упражнений в последнее время сильно увеличилась за счет введения открытой оценки бригады D (Трудности). В условиях отстранения российских гимнасток от участия в соревнованиях на международном уровне под эгидой Международной федерации гимнастики (FIG), в 2022 году Президентом Всероссийской федерации художественной гимнастики И.А. Винер были утверждены новые правила, действующие на территории нашей страны для индивидуальной программы. Эти правила стали дополнением к уже имеющимся международным, частности отменили ограничение по количеству динамических элементов с вращением, так называемых элементов «риска», стоимость которых по российским правилам стала удваиваться. Таким образом, результат на соревнованиях для гимнасток стал во многом зависеть от умения качественно выполнять R или динамические элементы с вращением [1].
В тоже время юные гимнастки, начиная с младших разрядов, знакомятся и начинают выступать с каждым предметом художественной гимнастики по очереди от разряда к разряду. При этом классической последовательностью видов для многоборья до выступлений по программе КМС считались: обруч, мяч и булавы. Таким образом, с лентой гимнастки начинали работать лишь при переходе на программу Кандидатов в мастера спорта, то есть в возраст 12-13 лет. Лента до этого момента задействовалась крайне редко, большинство гимнасток до перехода на программу КМС никогда с ней не выступали. В короткий срок гимнастки не только составляли и разучивали программу, но и старались сократить уровень отставания в технической подготовке с лентой. Анализ литературных источников выявил недостаточное количество исследований, посвященных данной теме. В связи с этим был проведён актуальный анализ экспертной оценки R у гимнасток с лентой.
Цель исследования: выявить актуальные виды динамических элементов с вращениями для выполнения в соревновательной программе c лентой у квалифицированных гимнасток.
Организация и методы исследования: исследование проводилось на базе МБУ ДО г.о. Самара «СШОР № 5». В группу исследования вошли 6 гимнасток 13-15 лет, занимающихся в группах ССМ-1, а также имеющих разряд «Кандидат в мастера спорта».
Проводилось экспертное оценивание соревнований, в котором приняли участие судьи Всероссийской категории. В ходе выступлений был проведён анализ суммы баллов «рисков» в упражнении гимнасток с лентой.
«Риски» засчитывались в том случае, когда выполнялись в соответствии с техническими требованиями Правил по виду спорта «Художественная гимнастика»,утверждённые приказом Министерства спорта РФ от 21 декабря 2023 г. № 1048.
По правилам «Риск» представлял собой техническое действие, состоящее из 3 фаз:
1. Высокого броска ленты, который мог выполнятьсядоили во время первого вращательного действия.
2. Гимнастка должна была продемонстрировать минимум два вращения тела на 360 градусов, при этом выполняя их во время полёта ленты без остановки, прерываний.
3. Ловля предмета после последнего вращения или во время его выполнения. При этом важным критерием в правилах была указана ловля предмета за палочку, в то время, как ловля за ткань ленты аннулировала риск.
Ценность такого «риска» по правилам оценивалась в 0,2 балла, что являлось базовой стоимостью R.
Но динамический элемент с вращением мог быть увеличен в стоимости, если гимнастка показываладополнительные критерии в ходе выполнения «риска», представленных в таблице 1.
Таблица 1.
Сводная Таблица дополнительных критериев для R во время броска и при полете предмета

Также в правилах были описаны два вида рисков, которые являются исключениями: Прыжки с поворотом и/или «Циркули», которые допускалось исполнять следующим образом: бросок ленты во время первой Трудности тела или DB, затем вторэлемент во время полета ленты, ловля в момент выполнения третьей Трудности тела. Практически каждая гимнастка использовала эти исключения в своих программах, т.к. это давало хорошую надбавку к оценке в качестве дополнительного критерия за серию в 0.2 балла.
Результаты исследования и их обсуждение: Экспертная оценка проводилась судьями Всероссийской категории во время соревнований. С помощью оценки выступлений гимнасток с лентой на соревнованиях был проведён анализ суммы баллов «рисков», представленныйв виде процентного соотношения в таблице 2.
Таблица 2.
Анализ показателей экспертной оценки динамических элементов с вращением, выполняемых гимнастками КГ и ЭГ с лентой

По данным таблицы видно, что по уровню трудности обе группы однородны, у контрольной и экспериментальной групп различия уровня признака статистически не значимы (p ≥0,05). Учитывая, что стоимость одного динамического элемента с вращениями около 1-1,5 балла, мы также можем видеть, группы отличаются не значимо и не существенно по экспертной оценке, выраженной в баллах (рисунок 1).

Рисунок 1. Показатели анализа экспертной оценки динамических элементов с вращениями гимнасток КГ и ЭГ до начала эксперимента с лентой в баллах
Также при анализе было выявлено, что участницы эксперимента используют в своих соревновательных программах схожие виды динамических элементов с вращениями:
1. Серия из прыжков «жете ан турнан/с поворотом».
2. Серия из трёх «циркулей» вперёд.
3. Серия из трёх кувырков.
4. Бросок ленты без зрительного контроля, без помощи кистей рук ногой на вращательном движении с последующими вращениями вертикально («шене», «козлики», «блинчики»).
5. Бросок без зрительного контроля рукой с последующими вращениями вертикально («шене», «козлики», «блинчики»).
Спортсменки не стремятся показать разнообразие своих технических возможностей, а используют только те виды динамических элементов с вращением, которые будут дороже оценены судьями.
Заключение: По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Квалифицированные гимнастки в своей соревновательной программе демонстрируют пять основных видов «рисков».
2. При выполнении R гимнастки используют только определённый и однообразный набор дополнительных критериев, которые позволяют им увеличить трудность своих элементов, а также всей программы в целом за счёт удвоение оценки за «риск».
3. Главную роль в условиях открытой оценки по бригаде Трудности сегодня играет набор максимальной трудности – это объясняет малое разнообразие в видах динамических элементов с вращением. Сегодня гимнасткам выгодно использовать в своих упражнениях только те виды «рисков», которые будут дороже оценены судьями, а не использовать более зрелищные для зрителей варианты «рисков».
Список литературы
- Архипова, Ю.А. Некоторые аспекты технологии обучения двигательным действиям с предметами / Ю.А. Архипова, Л. А. Онучин // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - Санкт – Петербург. – 2021. – Т.12. – № 2 (49). – С. 14-21
- Медведева, Е.Н. Влияние темпо-ритмических характеристик движений спортсменок на качество выполнения элементов с предметами в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, И.В. Кивихарью, Н.Ю. Власова, Е.А. Пивоваров. – Текст: непосредственный // Научная электронная библиотека Elabrary.ru.– Москва. – 2020. – С. 237-247
- Мисникова, М.О. Состояние и тенденции развития сложности работы с предметами в художественной гимнастике / М. О. Мисникова, Е. Н. Медведева, И. В. Кивихарью, А. А. Супрун // Научно-педагогические школы Университета. – 2023. – № 8. – С. 86-92


