ЭЛЕКТРОСАМОКАТ КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ: ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И ПЕШЕХОДА

ЭЛЕКТРОСАМОКАТ КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ: ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И ПЕШЕХОДА

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (249), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема безопасности дорожного движения в условиях распространения средств индивидуальной мобильности. Анализируется правовой статус электросамокатов как источников повышенной опасности и соответствующие юридические последствия для владельцев. Представлен комплекс практических рекомендаций для водителей электросамокатов по предотвращению ДТП и минимизации риска травм, а также стратегии безопасного поведения для пешеходов. Материал содержит конкретные рекомендации по использованию защитной экипировки, выбору маршрутов и взаимодействию с другими участниками движения.

Введение

Города по всему миру переживают настоящую микромобильную революцию. Электросамокаты стали неотъемлемой частью городского ландшафта, предлагая быстрый, удобный и экологичный способ передвижения. Однако эта доступность и простота использования обернулась новой серьезной проблемой для безопасности дорожного движения. С ростом популярности электросамокатов статистика аварий, травм и даже смертельных случаев неуклонно растет [1]. Юристы и суды все чаще признают электросамокаты источником повышенной опасности – правовой категорией, которая ранее применялась в основном к автомобилям и мотоциклам [3]. Это означает, что владелец самоката несет ответственность за причиненный вред, даже если не виновен в происшествии. Данная статья – это подробное руководство по выживанию в новых реалиях для двух главных участников движения: водителя электросамоката и пешехода.

Электросамокат – почему он опасен?

Прежде чем переходить к правилам, необходимо понять природу опасности. Электросамокат сочетает в себе ряд характеристик, делающих его потенциально рискованным средством передвижения:

  • Высокая скорость при минимальной защите. Современные модели легко разгоняются до 25-30 км/ч, а некоторые и до 50 км/ч. При этом у водителя нет ни подушек безопасности, ни каркаса безопасности, ни даже ремня. Столкновение на такой скорости с пешеходом, автомобилем или неподвижным препятствием равносильно падению с высоты второго-третьего этажа [2].
  • Динамическая нестабильность. Маленькие колеса (часто без амортизации), короткая колесная база и низкое давление в шинах делают самокат крайне неустойчивым. Любая неровность на дороге — люк, трещина в асфальте, бордюр — может привести к мгновенной потере равновесия и падению [4].
  • Ненадежные тормоза. Многие бюджетные модели оснащены слабыми тормозами, которые не способны обеспечить эффективное и быстрое торможение на высокой скорости, особенно на мокрой поверхности.
  • Ненадежные тормоза. Многие бюджетные модели оснащены слабыми тормозами, которые не способны обеспечить эффективное и быстрое торможение на высокой скорости, особенно на мокрой поверхности.
  • Эффект «ложной уверенности». Простота управления создает у новичков иллюзию полного контроля. Отсутствие обязательного обучения и прав приводит к тому, что многие пользователи выезжают на дорогу, не зная ПДД и не обладая достаточными навыками маневрирования и экстренного торможения [5].

Признание самоката источником повышенной опасности налагает на его владельца гражданскую ответственность. В случае причинения вреда здоровью или имуществу пешехода или другого участника движения, владелец самоката будет обязан возместить ущерб, даже если падение или столкновение произошло из-за дефекта дорожного покрытия или неосторожности самого пешехода (если только последний не сделал это умышленно). Единственное исключение — непреодолимая сила [3] .

Кодекс выживания для водителя электросамоката

Управление электросамокатом ­– это не развлечение, а ответственность. Соблюдение этих правил многократно повысит вашу безопасность. Защитная экипировка – это не опция, а необходимость. Шлем обязателен всегда – он снижает риск черепно-мозговой травмы на 70%. Перчатки защитят ладони при падении, а наколенники и налокотники особенно важны для новичков. Световозвращающие элементы или жилет сделают вас заметным в темное время суток.

Освойте правила дорожного движения. Электросамокат, развивающий скорость более 25 км/ч, приравнивается к мопеду. Двигайтесь по велодорожкам – это ваше безопасное пространство. При их отсутствии – по правому краю проезжей части, не выезжая на середину полосы. По тротуарам можно двигаться только в крайнем случае, уступая дорогу пешеходам. Всегда подавайте сигналы маневрирования рукой и полностью откажитесь от алкоголя.

Техника и трезвая оценка обстановки – залог безопасности. Проверяйте самокат перед поездкой: тормоза, давление в шинах, заряд аккумулятора. Держите две руки на руле – управление одной рукой резко снижает контроль. Соблюдайте безопасную дистанцию, сбрасывайте скорость перед перекрестками и пешеходными переходами. Будьте внимательны к «дверной зоне» при объезде припаркованных автомобилей. И главное – откажитесь от поездки в дождь, снег или гололед.

Правила выживания для пешехода

Пешеходы в новой реальности также должны адаптироваться и проявлять бдительность. Вы больше не в безопасности даже на тротуаре. Осознанность и отказ от «слепоты» – первое правило. Снимите наушники или сделайте звук тише, особенно при переходе дороги. Оторвитесь от смартфона – «зомби-хождение» ведет к столкновению. Не делайте резких, неожиданных движений на тротуаре [2].

Поведение на тротуаре и пешеходных переходах требует изменения привычек. Двигайтесь предсказуемо, придерживаясь правой стороны. Перед переходом дороги не просто смотрите по сторонам, а прислушивайтесь – бесшумный электросамокат может появиться внезапно. Переходите дорогу только по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора.

Взаимное уважение – ключ к безопасности. Помните, что водитель самоката­ – такой же участник движения, часто более уязвимый. Не блокируйте велодорожки. Если видите, что водитель пытается вас объехать, дайте ему такую возможность. Пассивная вежливость помогает избежать многих конфликтных ситуаций [4].

Заключение

Электросамокаты – это не временное увлечение, а часть будущего городской мобильности. Проблема безопасности требует комплексного подхода: ужесточения законодательства, создания инфраструктуры и, главное, повышения личной ответственности каждого. Водитель должен осознать, что управляет не игрушкой, а транспортным средством, несущим реальную угрозу. Пешеход должен принять новые правила игры и понимать, что его привычная среда обитания изменилась. Только когда и водители, и пешеходы начнут соблюдать эти «правила выживания», города смогут в полной мере воспользоваться преимуществами микромобильности. Безопасность на улицах – это общее дело.

Список литературы

  1. Число аварий с участием электросамокатов в России выросло на 14 процентов // ТАСС. — 2024. — 8 июля. — Режим доступа: https://tass.ru/proisshestviya/21513555 (дата обращения: 28.11.2025)
  2. Российские пользователи электросамокатов рассказали о травмах, полученных при поездках // РИА Новости. — 2025. — 26 июня. — Режим доступа: https://ria.ru/20250626/elektrosamokat-2025478834.html (дата обращения: 28.11.2025)
  3. Число погибших в ДТП с электросамокатами в РФ выросло на 25% за год // Известия. — 2025. — 1 апр. — Режим доступа: https://iz.ru/1863452/2025-04-01/chislo-pogibshikh-v-dtp-s-elektrosamokatami-v-rf-vyroslo-na-25-za-god (дата обращения: 28.11.2025)
  4. Москва стала лидером по числу аварий с участием электросамокатов // Газета.Ru. — 2025. — 3 нояб. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/news/2025/11/03/27091526.shtml (дата обращения: 28.11.2025)
  5. Каждый пятый пользователь электросамокатов в России травмировался — опрос // 1R.ru. — 2025. — 26 июня. — Режим доступа: https://www1.ru/news/2025/06/26/kazdyi-piatyi-polzovatel-elektrosamokatov-v-rossii-travmirovalsia.html (дата обращения: 28.11.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее