Коррупция остается одним из ключевых вызовов для национальной безопасности. Она приводит к снижению эффективности функционирования государства, препятствует социально-экономическому развитию, противоречит интересам государства в различных областях деятельности, ослабляет работу государственных служб, снижает доверие к чиновникам, создавая в конечном итоге прямую угрозу безопасности граждан, общества, государства [2]. Традиционные методы борьбы с ней, основанные на уголовном преследовании и ужесточении контроля, демонстрируют ограниченную эффективность в условиях усложнения общественных отношений и глобализации рисков.
Внедрение новейших технологий и применение современных научных методов создают однозначно новые возможности для повышения эффективности антикоррупционной политики.
Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [1].
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий [1]:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Поэтому цифровизация стала неотъемлемой частью всех сфер жизни человека 21-го века. Стремительное развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает влияние на общественную и государственную жизнь, в частности на коррупцию и противодействие ей.
Эволюция научных подходов к противодействию коррупции:
1) Этап карательных мер (1990-е годы). Основная мысль заключается в том, что нарушение закона осуществляется недобросовестными чиновника. Методами борьбы являются ужесточение наказаний, создание органов, контролирующих соблюдение порядка, нарастание проверок. Однако, в результате происходит борьба с последствиями, но не с причинами, повлекшие нарушения.
2) Этап системных изменений (2000-2005 годы). Прежде всего, коррупция является недостатком системы управления. Методами борьбы являются принятие комплекса по предотвращению коррупции, реформа государственной службы и введение отчета о доходах и расходов чиновников. Итак, произошел переход от наказания к предотвращению коррупции.
3) Этап управления рисками (2006-2010 годы). Основополагающей идеей служило то, что предотвращение коррупции создавало больше эффекта, чем само наказание. В методы борьбы входят оценка коррупционной угрозы, развитие внутреннего контроля в государственных органов и мониторинг коррупционных факторов. В итоге, появились истоки инновации и активное управление противодействия коррупции.
4) Этап поведенческой экономики (2011-2015 годы). Человеческое поведение можно контролировать и направить в правильное направление. В частности, использовались социальные нормы, создание условий для решения проблемы, а также этические кодексы и обучения для государственных служащих. Достигли мнения того, что нужно учитывать и психологическое состояние общества.
5) Цифровой этап (2016-2020 годы). Внедрение технологий, которые могут подавить коррупциогенные факторы. Преимущественно, для этого этапа характерно освоение электронного документооборота, появление аналитики и систем цифрового контроля.
6) Системный этап (2021-2025 годы). Совокупность комплексных подходов, которые работают на подавление коррупции. Несомненно, технологии достигли высокого уровня и стали сочетать в себе правовые и технологические меры. А также управления рисками, развитие международного сотрудничества и формирование антикоррупционной деятельности.
Действительно, эволюция показывает последовательность перехода от карательных мер к системным решениям, основанных на анализе данных.
Цифровизация системы государственного управления является весомым фактором противодействия коррупции. Современные технологические возможности позволяют совершенствовать антикоррупционную политику посредством обеспечения открытости и прозрачности управленческих процессов, укрепления доверия к правительствам, повышения честности и неподкупности государственного сектора и подотчётности путем укрепления верховенства права на основе динамичного участия и вовлечения граждан.
По мнению ведущих исследователей ОЭСР в области цифровизации и антикоррупционной политики, современные информационные технологии могут существенно усилить эффективность проводимых мероприятий в области противодействия коррупции и создать абсолютно новую систему взаимоотношений, позволяющую исключить большинство коррупциогенных факторов. В настоящий момент большинство развитых стран активно используют цифровые технологии для раскрытия данных и предупреждения коррупции.
Цифровизация создает технологическую базу для реализации современных научных подходов. Основные технологии и их применение включают:
1) Общественные платформы. Позволяют гражданам сообщать о случаях вымогательства или предложения взятки через Интернет или по телефону. Такие инструменты предназначены для извещения фактов бытовой коррупции.
2) Искусственный интеллект (ИИ). Автоматически классифицирует информацию по степени срочности и суммам, прогнозирует модели реагирования и создаёт постоянные отчёты на основе полученных данных.
3) Большие данные (Big Data). Инструмент позволяет объединить индивидуальные данные и получить глубокое понимание системной коррупционной деятельности. Автоматизированный учёт вероятных данных позволяет отслеживать возможные конфликты интересов, динамические коррупционные риски и статистику коррупционных правонарушений с учётом полномочий государственного служащего.
4) Блокчейн. Способствует повышению прозрачности операций и предотвращению мошенничества путём усиления контроля и создания иных механизмов отчётности.
Несмотря на значительный потенциал реализации современных научных и цифровых подходов сталкивается с рядом системных вызовов:
1) Бюрократический аппарат, который может оказывать сопротивление внедрению новых технологий. По сей день сохраняется проблема цифрового соотношения как среди граждан, так и внутри государственных органов.
2) Существование риска, что антикоррупционные инструменты будут использоваться для частичного правоприменения и усиление тотального контроля над обществом.
3) Разработка и внедрение цифровых систем требует значительных трат и наличие квалифицированных кадров.
Исходя из вышесказанного, можно с о том, антикоррупционная деятельность в системе государственного управления находится на этапе улучшения. Эффективность борьбы с коррупцией зависит от совместных усилий государства и общества, построенных на принципах открытости и прозрачности, а также зависит от комплекса действий, которые включают в себя совершенствование законодательства, создание независимых антикоррупционных органов, внедрение цифровых услуг и автоматизацию. Данная система объединяет правовые нормы, основанные на научных доказательствах с цифровыми технологиями, которые становятся часть государства. Именно грамотное внедрение цифровых технологий позволяет построить правовое общество.
Список литературы
- Алексеева М.В. Общее понятие о мониторинге как научной категории и правовом институте // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 1 (18). С. 9–14
- Алексеева М.В. Определение категорий «Информационная деятельность» в юридической науке // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. № 1 (20). С. 86–90
- Алексеева М.В. Особенности информационного пространства знаний как объекта государственного управления в информационной сфере // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1. С. 50–55
- Алексеева М.В. Развитие и становление общих закономерностей политики государственного управления информационной сферой // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 1. С. 61–67
- Алексеева М.В. Государственное управление в сфере охраны культурного наследия: дис. … канд. юрид. наук. Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2007. С. 211
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
- Валиахметова, А. А., Сотников А. А., Черкашин И. Д. Современные цифровые технологии в сфере противодействия коррупции // Молодой ученый.2021. № 21 (363). С. 173-175. URL: https://moluch.ru/archive/363/81197/
- Ураев А. В. Глобальная цифровизация как эффективный инструмент антикоррупционной политики государства // Молодой ученый. 2023. № 2 (449). С. 17-20. URL: https://moluch.ru/archive/449/98823/


