Автомобильно-транспортная отрасль представляет собой одну из ключевых составляющих экономической системы современного государства. По данным Министерства транспорта РФ, на долю автомобильного транспорта приходится более 68% всех грузовых перевозок и около 61% пассажирских перевозок в стране. Данные показатели обусловливают необходимость формирования эффективной системы правового регулирования, способной обеспечить баланс между экономическими интересами участников рынка, требованиями безопасности и экологическими стандартами.
Анализ и урегулирование вопросов правового регулирования транспортной деятельности представляют значительный интерес для множества отраслей права, прежде всего для предпринимательского, гражданского, административного и уголовного права. Обзор ключевых нормативных правовых актов, действующих в транспортной сфере, позволяет утверждать, что специфика регулируемых здесь отношений заключается в оказании услуг, основанных на использовании транспортных средств для перемещения пассажиров и материальных объектов (грузов и багажа).
Исходя из этого, в предмет транспортного права включаются:
- Взаимоотношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при предоставлении услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.
- Отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и обеспечением функционирования транспортной инфраструктуры.
- Отношения, обеспечивающие транспортный процесс, включающие транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные операции, техническое обслуживание транспортных средств и иные вспомогательные работы и услуги.
При этом необходимо принимать во внимание и гражданско-правовые обязательства в сфере перевозок и оказания транспортных услуг, поскольку они образуют существенную часть регламентируемых отношений и напрямую влияют на порядок возникновения, исполнения и ответственности по договорам в транспорте.
Специфика правового регулирования автомобильно-транспортной отрасли определяется рядом факторов:
- Многоуровневый характер нормативного регулирования (международный, федеральный, региональный, локальный уровни).
- Комплексность предмета регулирования, охватывающего технические, экономические, социальные и экологические аспекты.
- Динамичность развития технологий и необходимость оперативной адаптации правовых норм.
- Высокая социальная значимость и связанные с ней повышенные требования к безопасности.
Специфика автомобильно-транспортной отрасли предопределяет использование комбинированного подхода к правовому регулированию.
Таблица 1.
|
Метод регулирования |
Сфера применения |
Правовые инструменты |
|
Императивный |
Безопасность движения, технические требования |
Обязательные нормы, запреты, предписания |
|
Диспозитивный |
Коммерческие перевозки, договорные отношения |
Договоры, соглашения сторон |
|
Поощрительный |
Внедрение экологичных технологий |
Льготы, субсидии, преференции |
|
Рекомендательный |
Организация логистики, маршрутизация |
Методические рекомендации, стандарты |
Российская Федерация является участником более 50 международных соглашений в области автомобильного транспорта. Ключевыми документами являются:
- Конвенция о дорожном движении (Вена, 1968 г.) — устанавливает единые правила дорожного движения и требования к транспортным средствам.
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) — регламентирует перевозку опасных грузов.
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) — определяет условия международных грузовых перевозок.
Основу правового регулирования на федеральном уровне составляют:
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ
- Определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
- Устанавливает основные требования по обеспечению безопасности.
Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 № 259-ФЗ
- Регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.
- Определяет права и обязанности участников транспортного процесса.
Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" от 24.07.1998 № 127-ФЗ
- Устанавливает правовые основы государственного контроля.
- Определяет полномочия контролирующих органов.
В данной отрасли существуют проблемы правоприменения:
Фрагментарность правового регулирования
- Отсутствие единого кодифицированного акта.
- Противоречия между нормами различных уровней.
- Пробелы в регулировании новых технологий.
Недостаточная эффективность контрольно-надзорной деятельности
- Дублирование полномочий различных органов.
- Формальный подход к проверкам.
- Коррупционные риски.
Несоответствие санкций тяжести правонарушений
- Низкие штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей.
- Отсутствие эффективных механизмов привлечения к ответственности.
Основными задачами в сфере совершенствования нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей Транспортной стратегии, являются:
- Систематизация законодательства. В этот раздел может быть включена разработка Транспортного кодекса, унификация терминологии и устранение противоречий между нормативными актами.
- Цифровизация контрольно-надзорной деятельности – внедрение риск-ориентированного подхода, использование систем автоматической фиксации нарушений и развитие электронного документооборота.
Список литературы
- Андреев А.Ф. Транспортное право России: современное состояние и перспективы развития // Транспортное право. 2023. № 2. С. 3-12
- Баранов В.А., Петрова Е.И. Цифровая трансформация автотранспортной отрасли: правовые аспекты // Журнал российского права. 2023. № 4. С. 45-58
- Васильева М.Н. Правовое регулирование беспилотного транспорта: зарубежный опыт и российские перспективы // Право и политика. 2023. № 6. С. 78-91
- Громов С.А. Административная ответственность в сфере автомобильного транспорта: проблемы и пути совершенствования // Административное право и процесс. 2023. № 3. С. 25-34
- Дмитриев О.В. Международно-правовое регулирование автомобильных перевозок в условиях евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. 2023. № 5. С. 112-125


