СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АВТОМОБИЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АВТОМОБИЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

31

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (249), Декабрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается комплексная система правового регулирования автомобильно-транспортной отрасли в Российской Федерации. Анализируются особенности нормативно-правовой базы, международные стандарты, проблемы правоприменения и перспективы развития в условиях цифровой трансформации. Особое внимание уделяется вопросам безопасности, экологического регулирования и адаптации законодательства к новым технологическим решениям.

Автомобильно-транспортная отрасль представляет собой одну из ключевых составляющих экономической системы современного государства. По данным Министерства транспорта РФ, на долю автомобильного транспорта приходится более 68% всех грузовых перевозок и около 61% пассажирских перевозок в стране. Данные показатели обусловливают необходимость формирования эффективной системы правового регулирования, способной обеспечить баланс между экономическими интересами участников рынка, требованиями безопасности и экологическими стандартами.

Анализ и урегулирование вопросов правового регулирования транспортной деятельности представляют значительный интерес для множества отраслей права, прежде всего для предпринимательского, гражданского, административного и уголовного права. Обзор ключевых нормативных правовых актов, действующих в транспортной сфере, позволяет утверждать, что специфика регулируемых здесь отношений заключается в оказании услуг, основанных на использовании транспортных средств для перемещения пассажиров и материальных объектов (грузов и багажа).

Исходя из этого, в предмет транспортного права включаются:

  1. Взаимоотношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при предоставлении услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.
  2. Отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и обеспечением функционирования транспортной инфраструктуры.
  3. Отношения, обеспечивающие транспортный процесс, включающие транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные операции, техническое обслуживание транспортных средств и иные вспомогательные работы и услуги.

При этом необходимо принимать во внимание и гражданско-правовые обязательства в сфере перевозок и оказания транспортных услуг, поскольку они образуют существенную часть регламентируемых отношений и напрямую влияют на порядок возникновения, исполнения и ответственности по договорам в транспорте.

Специфика правового регулирования автомобильно-транспортной отрасли определяется рядом факторов:

  • Многоуровневый характер нормативного регулирования (международный, федеральный, региональный, локальный уровни).
  • Комплексность предмета регулирования, охватывающего технические, экономические, социальные и экологические аспекты.
  • Динамичность развития технологий и необходимость оперативной адаптации правовых норм.
  • Высокая социальная значимость и связанные с ней повышенные требования к безопасности.

Специфика автомобильно-транспортной отрасли предопределяет использование комбинированного подхода к правовому регулированию.

Таблица 1.

Метод регулирования

Сфера применения

Правовые инструменты

Императивный

Безопасность движения, технические требования

Обязательные нормы, запреты, предписания

Диспозитивный

Коммерческие перевозки, договорные отношения

Договоры, соглашения сторон

Поощрительный

Внедрение экологичных технологий

Льготы, субсидии, преференции

Рекомендательный

Организация логистики, маршрутизация

Методические рекомендации, стандарты

 

Российская Федерация является участником более 50 международных соглашений в области автомобильного транспорта. Ключевыми документами являются:

  1. Конвенция о дорожном движении (Вена, 1968 г.) — устанавливает единые правила дорожного движения и требования к транспортным средствам.
  2. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) — регламентирует перевозку опасных грузов.
  3. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) — определяет условия международных грузовых перевозок.

Основу правового регулирования на федеральном уровне составляют:

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ

  • Определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
  • Устанавливает основные требования по обеспечению безопасности.

Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 № 259-ФЗ

  • Регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.
  • Определяет права и обязанности участников транспортного процесса.

Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" от 24.07.1998 № 127-ФЗ

  • Устанавливает правовые основы государственного контроля.
  • Определяет полномочия контролирующих органов.

В данной отрасли существуют проблемы правоприменения:

Фрагментарность правового регулирования

  • Отсутствие единого кодифицированного акта.
  • Противоречия между нормами различных уровней.
  • Пробелы в регулировании новых технологий.

Недостаточная эффективность контрольно-надзорной деятельности

  • Дублирование полномочий различных органов.
  • Формальный подход к проверкам.
  • Коррупционные риски.

Несоответствие санкций тяжести правонарушений

  • Низкие штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей.
  • Отсутствие эффективных механизмов привлечения к ответственности.

Основными задачами в сфере совершенствования нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей Транспортной стратегии, являются:

  1. Систематизация законодательства. В этот раздел может быть включена разработка Транспортного кодекса, унификация терминологии и устранение противоречий между нормативными актами.
  2. Цифровизация контрольно-надзорной деятельности – внедрение риск-ориентированного подхода, использование систем автоматической фиксации нарушений и развитие электронного документооборота.

Список литературы

  1. Андреев А.Ф. Транспортное право России: современное состояние и перспективы развития // Транспортное право. 2023. № 2. С. 3-12
  2. Баранов В.А., Петрова Е.И. Цифровая трансформация автотранспортной отрасли: правовые аспекты // Журнал российского права. 2023. № 4. С. 45-58
  3. Васильева М.Н. Правовое регулирование беспилотного транспорта: зарубежный опыт и российские перспективы // Право и политика. 2023. № 6. С. 78-91
  4. Громов С.А. Административная ответственность в сфере автомобильного транспорта: проблемы и пути совершенствования // Административное право и процесс. 2023. № 3. С. 25-34
  5. Дмитриев О.В. Международно-правовое регулирование автомобильных перевозок в условиях евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. 2023. № 5. С. 112-125
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее