В современном мире плавание остаётся одним из важнейших навыков, позволяющих человеку не только поддерживать высокий уровень физического развития, но и обеспечивать собственную безопасность в различных жизненных ситуациях. Несмотря на стремительный рост технологий, механизацию и появление все новых видов двигательной активности, интерес к плаванию остаётся неизменно высоким. Это объясняется его универсальностью: плавание сочетает в себе оздоровительный, спортивный и прикладной потенциал, положительно влияя на организм человека любого возраста. Именно поэтому изучение истории методики обучения плаванию представляет значительную научную ценность. Оно позволяет проследить эволюцию подходов, выявить наиболее устойчивые и эффективные элементы подготовки, понять, какие методические принципы сохраняют актуальность, несмотря на прошедшие столетия.
В середине XVII — начале XVIII века в России предпринимаются первые попытки систематически обучать солдат плаванию. Уже в «Учении и хитрости ратного строения пехотных людей» 1647г. подчёркивалось, что каждый воин должен уметь держаться на воде. При Петре I плавание включили в программу Морской академии и Сухопутного кадетского корпуса: по его приказу все новобранцы обязаны были учиться плавать, «потому что не всегда есть мосты» [5, с. 45].
Иностранцы, посещавшие Россию, отмечали необычную любовъ русских к купанию и их закалку. Камер-юнкер Берхольц удивлялся тому, как русские легко переходят из раскалённой бани в ледяную воду — привычка, прививаемая с детства [3, с.11].
А. В. Суворов уделял плаванию особое внимание. Он лично обучал солдат переправам, а в «Правилах медицинским чинам» рекомендовал ежедневные купания как важную меру здоровья, рассматривая плавание также как средство физического воспитания.
Первые отечественные описания техники плавания появляются в «Экономическом месяцеслове» 1776 и 1792 годов. Автор предлагал «естественный метод» обучения брассу: от освоения лежания на воде — к целостным плавательным движениям. Спустя десятилетия этот метод был опубликован и за границей [6, с. 18-20].
К концу XVIII века выходят специализированные руководства, в том числе труд Г. Тевенота «Искусство плавать» 1782г. Идею массового обучения поддерживали и военные: в 1829 году на Березине проходят первые военно-прикладные соревнования по плаванию.
Первая русская школа плавания открылась на Неве в 1827 году (по другим данным — в 1803-м). В 1830–1840-е годы появляются новые школы, в том числе учреждение Г. Паули, оснащённое плотами, тренировочными ящиками и инвентарём [6, с. 30]. Здесь впервые широко применялась индивидуальная методика обучения с поддерживающими средствами.
Во второй половине XIX века формируется спасательная служба: в 1866 году кронштадтские моряки создают общество помощи при кораблекрушениях, позднее преобразованное в Российское общество спасания на водах. Постепенно примитивные способы оживления сменяются более эффективными, включая вдувание воздуха «рот в рот».
Параллельно начинается строительство закрытых бассейнов: к концу XIX века они появляются в Москве, Петербурге и Киеве. Крупнейший бассейн того времени находился в Петербургском морском кадетском корпусе и имел размеры 17,5 × 8 метров [8, с. 61-62].
Во второй половине XIX века в России начинают активно строить закрытые бассейны. В Москве появляются бассейны при Центральных и Сандуновских банях, в Петербурге — четыре бассейна, в Киеве — один при кадетском корпусе. Всего насчитывалось около восьми таких сооружений. Крупнейшим был бассейн Петербургского морского кадетского корпуса размером 17,5 × 8 м.
В это время соревнования по плаванию проводились главным образом в военных училищах и кадетских корпусах и носили внутренний характер. Большую роль в популяризации плавания играли городские купальни, доступные почти во всех населённых пунктах у водоёмов.
В 1908 году в Шувалове под Петербургом по инициативе врача В. Н. Пескова открылась одна из самых известных школ плавания. Летом здесь занимались до 400 человек, которые могли получить звание «магистра плавания», выполнив сложные нормативы — проплывание длинных дистанций, ныряние с грузом, прыжки с вышки и демонстрацию спасательных приёмов [8, с. 64].
После Октябрьской революции плавание становится важной частью физической подготовки бойцов Красной Армии. Программа Всевобуча включала массовое обучение плаванию, и в первые годы советской власти тысячи людей получали базовые навыки. Однако методическая база в 1920-е годы ещё только формировалась [3, с. 143].
В начале 1920-х техника плавания была несовершенной: пловцы держали голову слишком высоко, тело находилось под углом, движения были резкими, неэкономичными, дыхание — несогласованным. В середине десятилетия начинается работа над улучшением техники: стремление к горизонтальному положению, освоение дыхания в воду, увеличение амплитуды гребков и поиск оптимального ритма.
В 1925 году Л. Геркан издаёт крупное учебное пособие «Теория и практика спортивного плавания», в котором систематизирует способы плавания, методику обучения и принципы тренировки. Он предлагает последовательную схему обучения — от освоения воды и упражнений на суше до изучения движений в скольжении [3, с. 147-149].
В 1926–1929 годах в Ленинграде формируется «комплексный метод» — параллельное обучение нескольким способам плавания. Он активно использует скольжение, уменьшает роль поддерживающих средств и позволяет быстрее осваивать кроль, брасс и плавание на спине.
С 1930-х годов плавание включается в комплекс ГТО и становится обязательным элементом физической подготовки. В 1935 году широко распространяется целостно-раздельная система обучения: сначала показ и попытка проплыть способ целиком, затем разучивание отдельных элементов.
В 1960-х К. Инясевский создаёт шестиэтапную систему подготовки детей, основанную на раннем знакомстве с водой, комплексном обучении и постепенном переходе к спортивной специализации. Она подчёркивала необходимость разносторонней физической подготовки.
В 1969 году создаётся клуб «Нептун», активно вовлекавший школьников в плавание. Количество бассейнов быстро растёт: если в 1927 году существовал лишь один зимний бассейн, то к 1975 году их было свыше тысячи.
В 1970–1980-е годы начинается обучение плаванию грудных детей, признанное ФИНА полезным. Однако распад СССР приводит к сокращению спортивных школ и секций, что вызывает рост числа детей, не умеющих плавать [7, с. 28-30].
В наши дни лишь небольшая часть школ и вузов может полноценно включать плавание в систему физического воспитания. Одной из самых острых задач остаётся массовое обучение детей этому жизненно важному навыку и создание условий для круглогодичных оздоровительных занятий в детских садах, школах и высших учебных заведениях. Главная преграда — нехватка бассейнов, что серьёзно отстаёт от нормативов. Согласно архитектурным требованиям, на одного жителя должно приходиться 0,03 м² зеркала воды. В городах численностью около 250 тысяч человек один из бассейнов должен иметь трибуны на две тысячи зрителей, а прилегающая территория должна превышать площадь чаши в 10–12 раз, включая спортивные зоны, зелёные насаждения и инфраструктуру отдыха. Эти нормы сопоставимы с критериями Международного союза архитекторов.
Приоритетной задачей государства становится постепенное — а при возможности и ускоренное — обеспечение всех образовательных учреждений бассейнами. Это позволит решить как прикладные педагогические задачи, так и стратегическую: укрепление здоровья населения [1, с. 41-42].
Современная методика обучения плаванию опирается на три группы методов:
- Вербальные: объяснения, разбор, команды, указания.
- Наглядные: демонстрация движений, учебные пособия, фото- и видеоматериалы.
- Практические: упражнения, игры, соревнования, направленные на развитие общей и специальной координации.
К средствам обучения относятся плавательные доски и другие поддерживающие приспособления, тренажёры, а также визуальные материалы. Упражнения делятся на общеразвивающие (на суше), подготовительные (на берегу и в воде) и специальные (выполняемые непосредственно в воде).
Общеразвивающие упражнения формируют базовую физическую готовность, укрепляют позвоночник, развивают мышцы, улучшают осанку. Подготовительные упражнения постепенно переключают внимание на необходимые для плавания качества тела. Однако чрезмерно долго задерживаться на имитации движений на суше не следует — важнее как можно раньше привыкнуть к водной среде [4, с. 4].
Основная схема освоения плавания едина для разных возрастов:
- дыхание;
- работа ног и её согласование с дыханием;
- работа рук;
- координация всех элементов.
Переход к новому этапу возможен только после уверенного освоения предыдущего. Торопливость приводит к неправильным стереотипам. Например, обучение ногам при высоко поднятой голове формирует привычку игнорировать дыхание, что влечёт за собой ошибки в координации и делает плавание энергозатратным и неэффективным [4, с. 8].
Неправильное дыхание особенно опасно: при недостатке кислорода плавание превращается в мучение, а человек постоянно борется с водой. Поэтому освоение ритмичного вдоха и выдоха — первоочередная задача.
Процесс обучения условно делится на четыре этапа:
- Формирование общего представления — знакомство с техникой через видео, рисунки, объяснения.
- Изучение элементов и их постепенное объединение — сначала дыхание, затем ноги, руки и общая координация.
- Закрепление и исправление ошибок — формирование стабильного целостного движения, устранение неверных навыков, работа в реальных условиях нагрузки.
- Совершенствование техники — доведение движений до автоматизма, развитие вариативности, адаптация к разным условиям, выполнение скоростных упражнений [8, с. 126].
Высокие по интенсивности упражнения помогают довести технику до уровня инстинктивной надёжности и формируют индивидуальный стиль пловца.
Таким образом, первые попытки организованного обучения плаванию в России относятся к XVII–XVIII векам и были связаны преимущественно с военными потребностями. Лишь в начале XX века появились школы для подготовки спасателей и спортивного плавания, что стало началом развития массовой системы обучения в стране.
Список литературы
- Булгакова, Н.Ж. Плавание в 21 веке – прогнозы и перспективы / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Л.И. Партыка // Теория и практика физической культуры. – 2021 – №4. – С. 44–49.
- Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь – плавание. / Н.Ж. Булгакова – Москва: Астрель, 2002. – 160с. ISBN 5-271-03879-3
- Викулов, А.Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.Д. Викулов – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368с. ISBN 5-305-00022-Х
- Волкова, В.Д. Современное состояние и пути развития плавания в России. / В.Д. Волкова – Краснодар: АКВА, 2021. – 86 с. ISBN 5-282-01751-2
- Вальхаузен, Иоганн Якоби фон. Учение и хитрость ратного строения пехотных людей / Печ. под наблюдением д. чл. Рус. ист. о-ва А.З. Мышлаевского и чл. С.-Петерб. археол. ин-та И. В. Парийского. – Санкт-Петербург: Бережливость, 1904. – 287 с.
- Карпов, В.Ю. Плавание: Исторический обзор: учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева. – Самара: СамГПУ, 2002. – 168 с.
- Лопухин, В.Я. История развития плавания. / В.Я. Лопухин // Методическая разработка для студентов и слушателей факультета усовершенствования ГЦОЛИФКа. – Москва: ГЦОЛИФК, 2005 – 40 с.
- Савельева, О.Ю. История возникновения и развития плавания. / О.Ю. Савельева. // учебное пособие: в 2 ч. – Москва: Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 2016, Ч.2. – 132 с.


