ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАН О МЕРАХ И СУБЪЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАН О МЕРАХ И СУБЪЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

51

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (248), Ноябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается зарубежный опыт стран о мерах и субъектах административной ответственности за нарушение требований технических регламентов. Особое внимание уделено опыту стран ЕАЭС.

Эволюция регулирования ответственности за нарушение требований безопасности продукции в мире, характеризуется постепенным отказом от детальной нормативной стандартизации в пользу модели минимально необходимых обязательных требований. Такая трансформация подкрепляется ужесточением рыночного надзора и применением комплексных санкций. Основные тенденции:

  1. Снижение роли предварительного государственного контроля. Так, государства все меньше фокусируются на проверке продукции до ее выхода на рынок.
  2. Усиление пострыночного мониторинга – акцент смещается на контроль уже находящейся в обороте продукции.
  3. Расширение круга ответственных лиц – юридическая ответственность ложится на всю цепочку оборота продукции, включая не только изготовителей, но и импортеров, уполномоченных представителей, дистрибьюторов и даже цифровые торговые платформы.

В Европейском союзе (далее ЕС) такая модель получила институциональное оформление через концепцию Нового и Глобального подходов. Данные подходы позволили:

  1. Отказаться от обязательности технических стандартов, заменив их на наднациональные регламенты как единственный источник юридически обязательных требований безопасности.
  2. Усилить требования к отслеживанию товаров, обязательствам онлайн-платформ, механизмам оперативного отзыва продукции и трансграничного уведомления о рисках (как, например, в Регламенте (ЕС) 2023/988 «Об общей безопасности продукции» [2]).

Важной особенностью европейской модели является то, что санкции (штрафы, отзыв товаров, блокировка доступа на рынок и другие меры ответственности) принимаются на национальном уровне государствами-членами. Однако они применяются в соответствии с унифицированными подходами ЕС, где санкции должны быть эффективными, соразмерными и превентивными. Значительный правоприменительный и репутационный эффект обеспечивает общеевропейская система оповещения RAPEX. Ее функционирование позволяет:

  1. Оперативно изымать опасную продукцию из оборота.
  2. Существенно усиливать экономические и репутационные риски для производителей, чья продукция попадает в реестр уведомлений RAPEX.

Сотрудничество России и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), направленное на гармонизацию технического регулирования, приобретает все большее значение. Сближение в этой сфере, подкрепленное международными актами, ставит целью защиту граждан и государств от небезопасной и фальсифицированной продукции. В условиях, когда наднациональное регулирование еще не полностью охватывает все аспекты, особую актуальность приобретает изучение мер и субъектов административной ответственности в странах-участницах ЕАЭС. Указанное позволяет выявить лучшие практики по усилению контроля и пресечению противоправных действий на всех этапах жизненного цикла продукции, обеспечивая тем самым реальную безопасность потребителей и устойчивость рынка.

Субъекты административной ответственности в государствах-членах ЕАЭС схожи: к ним относятся физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица, с учетом национальных особенностей законодательства [1, с. 86]. Однако, существует пробел в законодательстве. Так, ни международное, ни национальное законодательство о техническом регулировании не проводит четкого разграничения ответственности между изготовителем, продавцом, импортером и другими участниками оборота продукции. Это противоречит основным принципам права: определенности, понятности, последовательности и соответствия между опубликованными нормами и их применением.

Представляется, что в технических регламентах и базовых законах о техническом регулировании государств-членов ЕАЭС необходимо внести законодательные уточнения, четко определяющие, кто именно (изготовитель, поставщик, импортер, продавец) должен нести ответственность за нарушение конкретных требований безопасности. Такое разграничение обеспечит ясность и предсказуемость правоприменения, минимизирует риски противоречий и ошибок, а также повысит общую эффективность системы обеспечения безопасности продукции.

Санкции за несоблюдение требований технических регламентов в странах ЕАЭС (помимо РФ) различаются, но демонстрируют схожий подход к дифференциации ответственности в зависимости от статуса нарушителя – таблица 1.

Таблица 1

Сравнение санкций административной ответственности за нарушения

технических регламентов в зарубежных странах ЕАЭС [1, с. 89]

Казахстан

 

Беларусь

Кыргызская Республика

Армения

Физ. лица могут быть оштрафованы на сумму, эквивалентную 9 месячным расчетным показателям.

Должностные лица, субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа в размере 195 месячных расчетных показателей.

Для субъектов среднего предпринимательства размер штрафа составляет 310 месячных расчетных показателей.

Субъекты крупного предпринимательства могут быть оштрафованы на 600 месячных расчетных показателей.

Физ. лица могут быть подвергнуты штрафу в размере от 10 до 40 базовых величин.

ИП или юр. лица могут быть оштрафованы на сумму, достигающую 100% стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В случаях, когда стоимость невозможно установить, штраф может составить до 500 базовых величин.

За нарушение технических регламентов предусмотрен штраф 4-й категории.

Для физ. лиц он составляет 75 расчетных показателей.

Для юр. лиц – 230 расчетных показателей.

 

Размер штрафа устанавливается в зависимости от кратности минимальной заработной платы.

Он варьируется от 100-кратной до 300-кратной установленной минимальной заработной платы.

 

Хотя конкретные размеры санкций и используемые единицы измерения (расчетные показатели, базовые величины, минимальная заработная плата) различаются, во всех странах ЕАЭС прослеживается тенденция к дифференциации штрафов в зависимости от масштаба деятельности и уровня ответственности субъекта. Отдельное внимание уделяется юридическим лицам и ИП, для которых санкции, как правило, значительно выше. Некоторые страны, как Беларусь, также предусматривают возможность штрафов, привязанных к стоимости реализованной продукции, что делает наказание более чувствительным к экономическим последствиям нарушения.

Различия в сроках привлечения к административной ответственности за нарушения требований технического регулирования в странах ЕАЭС создают правовую неопределенность и могут привести к «выбору» страны с наименьшими сроками для совершения правонарушений. Например, в России этот срок составляет два месяца (три, если дело рассматривает судья), в Казахстане – также два месяца, а в Беларуси – целых три года.

Для гармонизации законодательства и исключения таких лазеек предлагается установить единый срок – один год. Данный период представляется оптимальным, так как он позволяет собрать необходимые доказательства вины правонарушителя и учесть возможность совершения нарушений не только в рамках одной страны, но и на всей территории ЕАЭС. Такое единообразие сделает систему ответственности более справедливой и эффективной, обеспечивая равные условия для всех участников рынка.

Таким образом, мировой опыт демонстрирует переход к более гибкой, но при этом более ответственной системе регулирования безопасности продукции, где акцент делается на предотвращении рисков и оперативном реагировании на возникающие угрозы. В странах ЕАЭС требуется четко разграничить ответственность участников оборота продукции за нарушения технического регулирования. Законодательное уточнение, кто несет ответственность за конкретные требования безопасности, обеспечит ясность, предсказуемость и повысит эффективность системы защиты продукции. Санкции за нарушения технического регулирования в ЕАЭС (кроме РФ) варьируются, но везде учитывают статус нарушителя, с более строгими мерами для юридических лиц и ИП. Разнообразие единиц измерения и подходов (например, привязка к стоимости продукции) подчеркивает необходимость дальнейшей гармонизации для обеспечения единообразия. Различия в сроках давности привлечения к ответственности за нарушения технического регулирования в ЕАЭС создают правовую неопределенность. Предлагается установить единый срок в один год для гармонизации, справедливого применения и повышения эффективности ответственности на всей территории Союза.

Список литературы

  1. Калмыкова А.В. Административная ответственность в сфере технического регулирования в государствах – членах Евразийского экономического союза / А.В. Калмыкова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 4 (77). – С. 76-91
  2. Regulation (EU) 2023/988 of the European Parliament and of the Council of 10 May 2023 on general product safety [Электронный ресурс]. – URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2023/988/oj/eng?utm_source=chatgpt.com (дата обращения 19.11.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее