Эволюция регулирования ответственности за нарушение требований безопасности продукции в мире, характеризуется постепенным отказом от детальной нормативной стандартизации в пользу модели минимально необходимых обязательных требований. Такая трансформация подкрепляется ужесточением рыночного надзора и применением комплексных санкций. Основные тенденции:
- Снижение роли предварительного государственного контроля. Так, государства все меньше фокусируются на проверке продукции до ее выхода на рынок.
- Усиление пострыночного мониторинга – акцент смещается на контроль уже находящейся в обороте продукции.
- Расширение круга ответственных лиц – юридическая ответственность ложится на всю цепочку оборота продукции, включая не только изготовителей, но и импортеров, уполномоченных представителей, дистрибьюторов и даже цифровые торговые платформы.
В Европейском союзе (далее ЕС) такая модель получила институциональное оформление через концепцию Нового и Глобального подходов. Данные подходы позволили:
- Отказаться от обязательности технических стандартов, заменив их на наднациональные регламенты как единственный источник юридически обязательных требований безопасности.
- Усилить требования к отслеживанию товаров, обязательствам онлайн-платформ, механизмам оперативного отзыва продукции и трансграничного уведомления о рисках (как, например, в Регламенте (ЕС) 2023/988 «Об общей безопасности продукции» [2]).
Важной особенностью европейской модели является то, что санкции (штрафы, отзыв товаров, блокировка доступа на рынок и другие меры ответственности) принимаются на национальном уровне государствами-членами. Однако они применяются в соответствии с унифицированными подходами ЕС, где санкции должны быть эффективными, соразмерными и превентивными. Значительный правоприменительный и репутационный эффект обеспечивает общеевропейская система оповещения RAPEX. Ее функционирование позволяет:
- Оперативно изымать опасную продукцию из оборота.
- Существенно усиливать экономические и репутационные риски для производителей, чья продукция попадает в реестр уведомлений RAPEX.
Сотрудничество России и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), направленное на гармонизацию технического регулирования, приобретает все большее значение. Сближение в этой сфере, подкрепленное международными актами, ставит целью защиту граждан и государств от небезопасной и фальсифицированной продукции. В условиях, когда наднациональное регулирование еще не полностью охватывает все аспекты, особую актуальность приобретает изучение мер и субъектов административной ответственности в странах-участницах ЕАЭС. Указанное позволяет выявить лучшие практики по усилению контроля и пресечению противоправных действий на всех этапах жизненного цикла продукции, обеспечивая тем самым реальную безопасность потребителей и устойчивость рынка.
Субъекты административной ответственности в государствах-членах ЕАЭС схожи: к ним относятся физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица, с учетом национальных особенностей законодательства [1, с. 86]. Однако, существует пробел в законодательстве. Так, ни международное, ни национальное законодательство о техническом регулировании не проводит четкого разграничения ответственности между изготовителем, продавцом, импортером и другими участниками оборота продукции. Это противоречит основным принципам права: определенности, понятности, последовательности и соответствия между опубликованными нормами и их применением.
Представляется, что в технических регламентах и базовых законах о техническом регулировании государств-членов ЕАЭС необходимо внести законодательные уточнения, четко определяющие, кто именно (изготовитель, поставщик, импортер, продавец) должен нести ответственность за нарушение конкретных требований безопасности. Такое разграничение обеспечит ясность и предсказуемость правоприменения, минимизирует риски противоречий и ошибок, а также повысит общую эффективность системы обеспечения безопасности продукции.
Санкции за несоблюдение требований технических регламентов в странах ЕАЭС (помимо РФ) различаются, но демонстрируют схожий подход к дифференциации ответственности в зависимости от статуса нарушителя – таблица 1.
Таблица 1
Сравнение санкций административной ответственности за нарушения
технических регламентов в зарубежных странах ЕАЭС [1, с. 89]
|
Казахстан
|
Беларусь |
Кыргызская Республика |
Армения |
|
Физ. лица могут быть оштрафованы на сумму, эквивалентную 9 месячным расчетным показателям. Должностные лица, субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа в размере 195 месячных расчетных показателей. Для субъектов среднего предпринимательства размер штрафа составляет 310 месячных расчетных показателей. Субъекты крупного предпринимательства могут быть оштрафованы на 600 месячных расчетных показателей. |
Физ. лица могут быть подвергнуты штрафу в размере от 10 до 40 базовых величин. ИП или юр. лица могут быть оштрафованы на сумму, достигающую 100% стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В случаях, когда стоимость невозможно установить, штраф может составить до 500 базовых величин. |
За нарушение технических регламентов предусмотрен штраф 4-й категории. Для физ. лиц он составляет 75 расчетных показателей. Для юр. лиц – 230 расчетных показателей.
|
Размер штрафа устанавливается в зависимости от кратности минимальной заработной платы. Он варьируется от 100-кратной до 300-кратной установленной минимальной заработной платы. |
Хотя конкретные размеры санкций и используемые единицы измерения (расчетные показатели, базовые величины, минимальная заработная плата) различаются, во всех странах ЕАЭС прослеживается тенденция к дифференциации штрафов в зависимости от масштаба деятельности и уровня ответственности субъекта. Отдельное внимание уделяется юридическим лицам и ИП, для которых санкции, как правило, значительно выше. Некоторые страны, как Беларусь, также предусматривают возможность штрафов, привязанных к стоимости реализованной продукции, что делает наказание более чувствительным к экономическим последствиям нарушения.
Различия в сроках привлечения к административной ответственности за нарушения требований технического регулирования в странах ЕАЭС создают правовую неопределенность и могут привести к «выбору» страны с наименьшими сроками для совершения правонарушений. Например, в России этот срок составляет два месяца (три, если дело рассматривает судья), в Казахстане – также два месяца, а в Беларуси – целых три года.
Для гармонизации законодательства и исключения таких лазеек предлагается установить единый срок – один год. Данный период представляется оптимальным, так как он позволяет собрать необходимые доказательства вины правонарушителя и учесть возможность совершения нарушений не только в рамках одной страны, но и на всей территории ЕАЭС. Такое единообразие сделает систему ответственности более справедливой и эффективной, обеспечивая равные условия для всех участников рынка.
Таким образом, мировой опыт демонстрирует переход к более гибкой, но при этом более ответственной системе регулирования безопасности продукции, где акцент делается на предотвращении рисков и оперативном реагировании на возникающие угрозы. В странах ЕАЭС требуется четко разграничить ответственность участников оборота продукции за нарушения технического регулирования. Законодательное уточнение, кто несет ответственность за конкретные требования безопасности, обеспечит ясность, предсказуемость и повысит эффективность системы защиты продукции. Санкции за нарушения технического регулирования в ЕАЭС (кроме РФ) варьируются, но везде учитывают статус нарушителя, с более строгими мерами для юридических лиц и ИП. Разнообразие единиц измерения и подходов (например, привязка к стоимости продукции) подчеркивает необходимость дальнейшей гармонизации для обеспечения единообразия. Различия в сроках давности привлечения к ответственности за нарушения технического регулирования в ЕАЭС создают правовую неопределенность. Предлагается установить единый срок в один год для гармонизации, справедливого применения и повышения эффективности ответственности на всей территории Союза.
Список литературы
- Калмыкова А.В. Административная ответственность в сфере технического регулирования в государствах – членах Евразийского экономического союза / А.В. Калмыкова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 4 (77). – С. 76-91
- Regulation (EU) 2023/988 of the European Parliament and of the Council of 10 May 2023 on general product safety [Электронный ресурс]. – URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2023/988/oj/eng?utm_source=chatgpt.com (дата обращения 19.11.2025)


