РОЛЬ СЕМИНАРА В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

РОЛЬ СЕМИНАРА В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

33

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (248), Ноябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается роль семинаров как формы повышения профессионального мастерства педагогов, их история появления, виды с особенностями проведения. Отмечается, что такая деятельность способствует совершенствованию личности учителя, активизирует аспекты профессиональной компетенции — языковой, речевой и методической. Семинары помогают повысить качество образования и успешнее освоить обучающимися новые знания и навыки.

В условиях глобальных изменений и новых цивилизационных вызовов, российские школы вынуждены искать пути поддержания высокого качества образования. Сегодня происходит существенное обновление образовательной среды, в том числе посредством интеграции в неё цифровых технологий, активное использование учениками технологий искусственного интеллекта для решения учебных задач ставит перед учителями задачи поиска новых подходов к развитию познавательной активности и вовлеченности, влияние массовой культуры и социальных сетей порождает обновление подходов к воспитанию и формированию традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Всё это актуализирует необходимость поддержки высокого уровня педагогического мастерства современного российского учителя, создающего базу для профессиональной уверенности и саморазвития. Концепция развития педагогических кадров до 2030 года подчеркивает, что учитель является основой для развития страны. Сегодняшняя школа нуждается в педагогах, которые легко осваивают новшества, активно применяют современные технологии и методики преподавания. Непрерывность и преемственность профессионального развития приобретает все большую актуальность именно по отношению к работникам сферы образования и получает признание и поддержу со стороны государственных структур, обеспечивающих функционирование этой сферы.  

Однако, как свидетельствуют данные мониторингов, опросов педагогов и научных исследований, существует устойчивое противоречие между возрастающими требованиями к профессиональной компетентности учителя и недостаточной эффективностью традиционных форм методической работы в школе. Образовательный стандарт требует от педагогов, работающих в системе образования, гибкой перестройки и постоянного повышения своего профессионального мастерства. Но многие педагоги отмечают, что устаревшие форматы, такие как доклады на педагогических советах или пассивные лекции, не способствуют реальному профессиональному росту и решению актуальных практических задач. Традиционно для этого используются курсы повышения квалификации и программы профессиональной подготовки, однако у них есть существенный недостаток – они продолжительны по времени и отрывают педагогов от их ежедневной работы.

В этом контексте особую актуальность приобретают интерактивные формы повышения профессионального мастерства, среди которых семинар занимает одно из ведущих мест. Семинар как интерактивная форма методической работы обладает значительным потенциалом для профессионального развития учителей, поскольку позволяет организовать коллективный обмен опытом, рефлексию профессиональной деятельности, освоение инновационных практик в условиях активного взаимодействия. Он позволяет в течение небольшого по объему времени углубить знания, оставаться в курсе актуальных проблем и нововведений, ответить на все интересующие вопросы.

Семинар (от лат. seminarium — «рассадник») исторически сложился как особая форма учебно-практических занятий, в основе которой лежит активная самостоятельная работа участников с последующим коллективным обсуждением под руководством специалиста. В контексте дополнительного профессионального образования педагогов семинар трансформировался из формы, направленной преимущественно на углубленное изучение темы, в интегративную технологию, сочетающую теоретическое осмысление, практическую отработку навыков и рефлексивный анализ профессиональной деятельности [1, с. 45].

Генезис семинарской формы в отечественной педагогике демонстрирует её эволюцию:

  • Начало XX века: семинар как форма работы в высшей школе, ориентированная на подготовку научных кадров.
  • Советский период: семинар утверждается в системе институтов усовершенствования учителей как способ трансляции передового педагогического опыта в рамках лекционно-семинарской системы.
  • Современный период (в условиях реализации ФГОС): семинар переосмысливается как интерактивная форма, основанная на принципах андрагогики, где акцент смещается с пассивного восприятия на активный диалог, совместное конструирование знаний и решение профессиональных задач [4, с. 18].

К середине XX века семинары приобрели особую значимость в педагогике. В этот период активно развивались теории активного обучения, подчеркивающие важность вовлечения учащихся в процесс обсуждения и критического анализа. Семинары начали использоваться не только в университетах, но и в школах, а также в системе повышения квалификации учителей. Это создало возможности для педагогов обмениваться опытом и обсуждать эффективные методы обучения, что способствовало их профессиональному росту. Ключевым аспектом этой практики является то, что «основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться». В результате семинары стали не просто формой обучения, но и средством создания активной учебной среды, где учащиеся могут самостоятельно исследовать и анализировать материал.

Сущность семинара как формы обучения педагогов характеризуется следующими особенностями:

  • во-первых, это коллективная познавательная деятельность, основанная на активном взаимодействии участников;
  • во-вторых, ориентация на самостоятельную работу педагогов с последующим коллективным обсуждением результатов;
  • в-третьих, направленность на решение актуальных профессиональных задач [3, c. 78].

Эти характеристики делают семинар особенно эффективным в работе с педагогами, поскольку учитывают их профессиональный опыт и практические потребности.

Типология и классификация семинаров в системе повышения профессионального мастерства учителей представляют собой важный аспект организации образовательного процесса, направленного на развитие профессиональных компетенций педагогов.

По целям семинары могут быть разделены на информационные, обучающие и практико-ориентированные.

Информационные семинары представляют собой формат, направленный на предоставление участникам актуальной информации о новых тенденциях, исследованиях и разработках в области образования. Сущность таких семинаров заключается в том, чтобы расширить кругозор педагогов и ознакомить их с передовыми идеями и подходами. Особенностью информационных семинаров является их фокус на теоретическом материале, который может быть представлен в виде лекций, презентаций и докладов экспертов. Преимущества этого вида семинаров включают возможность быстрого получения большого объема информации и знакомства с последними достижениями в образовательной сфере. Однако недостатком может быть ограниченная возможность для интерактивного участия и применения полученных знаний на практике.

Обучающие семинары ориентированы на развитие конкретных навыков и умений, необходимых для эффективной педагогической деятельности. Их сущность заключается в том, чтобы предоставить участникам практические инструменты и методики, которые они могут использовать в своей профессиональной практике. Особенности обучающих семинаров включают активное вовлечение участников через упражнения, ролевые игры и тренировки. Преимущества такого подхода заключаются в возможности немедленного применения полученных знаний и навыков, что способствует их лучшему усвоению. Однако недостатком может быть необходимость значительных временных и ресурсных затрат на организацию и проведение таких семинаров.

Практико-ориентированные семинары предполагают активное участие учителей в решении реальных задач и разработке методических материалов. Сущность этих семинаров заключается в том, чтобы создать условия для применения теоретических знаний в практической деятельности. Особенности практико-ориентированных семинаров включают работу в группах, обсуждение кейсов и совместную разработку проектов. Преимущества данного вида семинаров заключаются в возможности обмена опытом между участниками и развитии навыков командной работы. Однако недостатком может быть сложность в обеспечении равномерного уровня вовлеченности всех участников и необходимость тщательной подготовки материалов и заданий.

Каждый вид семинаров имеет свои уникальные особенности, преимущества и недостатки, и выбор конкретного формата зависит от целей и задач, стоящих перед организаторами и участниками.

Семинар, являясь интерактивной формой организации профессионального взаимодействия, представляет собой уникальное образовательное пространство, позволяющее педагогам не только получать новые знания, но и активно осмысливать собственную практику через призму коллективного опыта. В отличие от традиционных форм повышения квалификации, семинар основывается на принципах андрагогики, предполагающих субъектную позицию участников, опору на их профессиональный опыт и внутреннюю мотивацию к саморазвитию.

Дидактический потенциал семинарской формы проявляется в ее способности одновременно решать несколько профессиональных задач.

Во-первых, семинары способствуют развитию профессионального мышления через анализ педагогических ситуаций и поиск решений.

Во-вторых, они обеспечивают освоение новых образовательных технологий и методик.

В-третьих, создают условия для профессиональной рефлексии и самооценки.

В-четвертых, формируют навыки профессионального общения и коллаборации [2, c. 134].

Таким образом, семинар как форма профессионального обучения представляет собой сложный, многокомпонентный феномен, эффективность которого определяется единством содержательных, организационных и методических аспектов.

Список литературы

  1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. — Москва: Народное образование, 2019. — 128 с.
  2. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В.И. Петрушин. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. — 160 с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — Москва: Народное образование, 2020. — 256 с.
  4. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. — М.: Академия, 2022. — 384 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее