ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА УРОВЕНЬ СТРЕССА И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПЕРИОД СЕССИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА УРОВЕНЬ СТРЕССА И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПЕРИОД СЕССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

39

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (248), Ноябрь ‘25

Поделиться

В статье исследуется влияние физической культуры на уровень стресса у студентов-медиков во время экзаменационной сессии. Анализируются виды психологического стресса и его негативные проявления в данный период: повышенная тревожность, ухудшение когнитивных функций и физиологические нарушения.
На основе данных анкетирования и наблюдений установлено, что регулярная физическая активность помогает снизить уровень стресса и улучшить психофизиологическое состояние. Однако студенты часто пренебрегают ею из-за высокой учебной нагрузки.
В заключение предлагаются практические рекомендации по интеграции физической активности в учебный процесс для повышения психологической устойчивости и академической эффективности студентов.

Понятие физической культуры и психологического стресса

Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья.

Психологический стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, вызванное воздействием внешних и внутренних факторов.

Виды:

1. Острый

Развивается как реакция на конкретное событие или другой провоцирующий фактор. Проходит, когда проблема решается.

Проявления: раздражительность, приступы паники, перепады настроения. 

2. Хронический

Возникает, если человек долго находится в сложных условиях. Может сохраняться даже когда провоцирующий фактор исчез.

Проявления: на физиологическом уровне — быстрая утомляемость, бессонница или повышенная сонливость, изменение аппетита, расстройство пищеварения, головные боли. Психологические нарушения — перепады настроения, раздражительность, подавленность, плаксивость, снижение активного внимания и памяти.

3. Информационный

Возникает из-за чрезмерного потока информации и перегрузки системы восприятия. Проявляется снижением способности к анализу и принятию решений, ухудшением внимания и памяти, тревогой, бессонницей, иррациональным поведением, снижением работоспособности. 

4. Профессиональный

Возникает в рамках трудовой деятельности

Проявления: чувство постоянного внутреннего напряжения, неспособность расслабиться и отдохнуть, частые приступы раздражительности, озлобленности, недовольство окружающими, работой и жизненной ситуацией в целом. 

Влияние сессии на психоэмоциональное состояние студентов-медиков

В год 2 раза студенты сдают экзамены – в период летней и зимней сессии. В эти периоды при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 80%. Конечно же изменяются условия жизни студентов, их привычный ритм. Возрастает эмоциональная нагрузка, многие из студентов пребывают в состоянии стресса, возникает недостаток сна, нерегулярность питания, нарушение режима дня, и, что особенно важно – студенты почти совсем забывают о физических упражнениях, концентрируясь только на умственном труде. У многих студентов в это время наблюдается неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх, иногда даже депрессия.

Под влиянием повышенной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие у студентов физических нагрузок ведёт к снижению их работоспособности на протяжении всего времени экзаменационной сессии. Сам процесс сдачи экзаменов отличается также значительными эмоциональными и энергетическими затратами. При лучшей физической подготовленности студент способен более экономично справиться с требованиями, предъявляемыми во время экзаменационной сессии.

Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что у них значительно повышается частота сердцебиений перед входом в аудиторию и повышается артериальное давление, его психофизиологическое состояние значительно ухудшается

Гормональный фон студентов-медиков во время сессии

Не менее важную роль в рассматриваемой теме играет выработка гормонов. Кортизол называют гормоном стресса, он вырабатывается корой надпочечников в ответ на физические или эмоциональные стрессовые ситуации. Во время краткосрочного напряжения, например, в период сессии кортизол помогает сохранять ясный ум, концентрироваться на главном, принимать быстрые решения.

Однако при длительном воздействии высокий уровень кортизола может приводить к негативным последствиям, включая снижение иммунитета, ухудшение памяти, хроническую усталость и даже депрессию.

Физическая нагрузка играет важную роль в регуляции уровня кортизола. Умеренная активность способствует снижению кортизола после его короткого повышения во время тренировки — это естественная форма адаптации, способствующая улучшению настроения и физического тонуса. Особенно положительно на гормональный фон влияют аэробные нагрузки средней интенсивности: ходьба, велосипед, плавание.

Важно избегать чрезмерных тренировок, так как они могут, напротив, повысить уровень стрессового гормона и ввести организм в продолжительное напряжение.

Влияние физической культуры на состояние студентов-медиков во время сессии

Физическая культура играет огромную роль во многих аспектах жизни студентов-медиков

Занятия спортом помогают поддерживать физическую форму, укреплять иммунитет, повышать выносливость. Регулярные занятия способствуют улучшению кровообращения, что приводит к значительному уменьшению риска сердечно-сосудистых заболеваний, а также влияет на когнитивные функции. Благодаря физическим упражнениям студент может избежать переутомления и улучшить свою работоспособность.

Для достижения максимальных результатов от занятий физической культурой студентам-медикам  необходимо следить за регулярностью тренировок. Заниматься спортом не менее 3-4 раз в неделю. Нагрузка должна быть разнообразная, включать в себя несколько видов активностей. Важно уделять внимание не только силовым нагрузкам, но и растяжке для укрепления мышц.

В ходе анкетирования студентов 3 курса лечебного факультета Читинской Государственной медицинской академии на диаграмме 1 мы видим, что умеренная, но не систематическая вовлечённость студентов в физическую активность в период сессии может быть связана с нехваткой времени и приоритетом учебной нагрузки. Наблюдается выраженная связь между осознанием пользы физической активности и её реальным использованием для снижения стресса. Опрос подтвердил, что большей части студентов-медиков, которые в достаточном уровне внедряли физическую активность во время сессии, помогала снижать стресс. Высокий уровень стресса и беспокойства среди студентов медиков подтверждает актуальность внедрения программ психофизической разгрузки в учебных заведениях.

Диаграмма 1. Влияние физической нагрузки на академический стресс

Рекомендации:

  • Внедрение коротких (10–15 минут) комплексов физических упражнений в перерывах между занятиями.
  • Информирование студентов о роли регулярной физической активности в снижении стресса и улучшении когнитивных функций.
  • Организация групповых форм активности (йога, стретчинг, командные игры) для сочетания физической и социальной поддержки.

Заключение

Проведённое исследование показывает, что физическая активность воспринимается студентами как один из инструментов борьбы с академическим стрессом, однако её потенциал используется недостаточно. Повышение доступности, информированности и интеграции физической культуры в учебный процесс может способствовать улучшению психологического благополучия студентов в период сессии. Ведь именно от психологического состояния студентов-медиков зависит их дальнейшая работа и благополучие других людей.

Список литературы

  1. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М., Знание, 1987
  2. Что такое стресс и как с ним бороться? — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России [Электронный ресурс]. URL: https://gnicpm.ru/articles/zdorovyj-obraz-zhizni/chto-takoe-stress-i-kak-s-nim-borotsya.html
  3. Шулятьев, В. М. Физическая культура: Курс лекций: курс лекций / В. М. Шулятьев. - Москва: Издательство РУДН, 2009. - 279 с. - ISBN 978-5-209-03051-5
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее