Подходы к определению понятия технология обучения разнятся, например, Н.Ф. Талызина отмечает, что технологию обучения следует рассматривать как систему последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и обучающегося, направленных на достижение поставленных целей [1]. В технологию обучения входят: содержание, методы, организационные формы и средства обучения. О.К. Тихомиров под технологией обучения понимает научно-обоснованную последовательность действий учителя и ученика, которая направлена на достижение заранее заданных результатов обучения[2]. Л.О. Филатова считает, что технология обучения представляет собой совокупность способов, форм и методов передачи знаний, опыта и умений от преподавателя к студенту [3].
На основании анализа можно сделать вывод, что под технологией обучения следует понимать систематически организованный способ достижения целей обучения с учётом специфики содержания, условий и возможностей участников образовательного процесса. Цель технологии: обеспечить усвоение знаний и навыков на уровне, соответствующем требованиям образовательных стандартов.
Современная образовательная система направляет фокус на то, чтобы выпускник умело самостоятельно добывать знания, мыслил нестандартно, мог быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Одной из эффективных педагогических технологий, позволяющих реализовать этот подход, является проблемное обучение. Данная технология ориентирована на стимулирование активной учебной деятельности студентов посредством создания ситуаций, провоцирующих возникновение трудностей, разрешение которых предполагает включение интеллектуальной активности обучающихся. Проблемное обучение широко применяется в средней школе и вузах, однако оно также значимо в рамках среднего профессионального образования, где подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов играет решающую роль. Одним из важнейших принципов проблемного обучения является ориентация на активность самого обучающегося. Он выступает не пассивным объектом педагогического воздействия, а активным субъектом учебного процесса, то есть, согласно концепции проблемного обучения, он должен быть включен в работу. Следующей особенностью проблемного обучения является постановка учебных проблем. Под учебной проблемой понимается ситуация, в которой ученик испытывает затруднения вследствие отсутствия известных способов действий, приводящих к достижению цели. Решение проблемы связано с развитием мыслительных операций, созданием внутренней мотивации к познанию и формированию устойчивых убеждений и взглядов [3].
Другой особенностью технологии является активное использование эвристических методов. Отметим, что под эвристическими приемами в педагогике следует понимать методы, направленные на самостоятельное открытие знаний учащимися через решение проблемных задач, экспериментирование и творческий поиск. Такие приёмы – часть эвристического метода обучения — педагогического подхода, при котором педагог не даёт готовые знания, а предоставляет объект, информацию о котором учащиеся должны найти самостоятельно. Для активизации мыслительной деятельности учителя применяют разнообразные приемы и методы, направленные на создание проблемных ситуаций, организацию дискуссий, проведение экспериментов и наблюдений. Эвристические задания помогают формировать творческие подходы к решению задач и способствуют развитию когнитивных способностей учащихся.
Необходимо отметить, что проблемная технология характеризуется диалогичностью и интерактивностью. Проблемное обучение строится на взаимодействии преподавателя и студента, такое взаимодействие проходит в форме дискуссии. Обсуждение обеспечивает высокий уровень вовлеченности учащихся в учебный процесс и развивает коммуникативные навыки [2].
Следует разграничить такие понятия, как традиционное и проблемное обучение. Традиционное обучение характеризуется тем, что преподаватель излагает информацию в обработанном, готовом виде, а обучающиеся воспринимают и воспроизводят её. Для такого обучения характерно преобладание наглядно-иллюстративного метода, при котором сообщаются готовые знания и приводятся готовые примеры. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Обучающийся выступает в роли субъекта учебного процесса и выполняет творческие и поисковые задания. Следует вывод, что основное различие между традиционным и проблемным обучением в том, что в первом случае знания усваиваются через репродуктивную деятельность учащихся, а во втором – через самостоятельное решение проблемных вопросов.
При проектировании уроков с применением проблемного обучения важно учитывать специфику будущей специальности обучающихся, их индивидуальные особенности и потребности. Преподаватель должен грамотно формулировать учебные проблемы, организовывать взаимодействие учащихся, контролировать ход занятия и оценивать достигнутые результаты. Одним из основных преимуществ проблемного обучения является возможность вовлечения всех участников группы в активный творческий процесс. Это способствует сплочению коллектива и формирует атмосферу сотрудничества и взаимопомощи среди студентов.
Например, при изучении дисциплины «Аудит» в рамках темы «Функции аудита» можно предложить обучающимся выполнить следующее задание: «Представьте, что вы начинающий специалист-аудитор, которого пригласили провести аудит финансовой отчетности небольшой фирмы. Руководство организации просит вас подтвердить точность представленных отчетов и одновременно оценить финансовые риски бизнеса. Какие процедуры и мероприятия вы проведете? Опирайтесь на две основные функции аудита (экспертно-оценочная и подтверждающая). Каким образом зависят ваши действия от поставленных задач? Опишите подробно последовательность ваших шагов и аргументируйте выбор мероприятий». В данном случае используется такой метод проблемного обучения, как репродуктивный. Преподаватель приводит обучающимся примеры проблемных ситуаций, затем показывает последовательность и логику решения. Далее предлагает обучающимся самостоятельно разрешить аналогичную проблемную ситуацию по показанному алгоритму.
Итак, технология проблемного обучения ориентирована на стимулирование активной учебной деятельности студентов посредством создания ситуаций, провоцирующих возникновение трудностей, разрешение которых предполагает включение интеллектуальной активности обучающихся. Технология проблемного обучения занимает важное место в современной образовательной практике, способствуетреализации гуманистической парадигмы воспитания личности, формирующей ключевые профессиональные и общечеловеческие ценности. Активное использование проблемного обучения в системе среднего профессионального образования открывает широкие перспективы для качественного улучшения подготовки специалистов.
Список литературы
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2015. – 318 с.
- Тихомиров О.К. Технология обучения: теоретико-методологический аспект / О.К. Тихомиров // Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 12–18.
- Филатова Л.О. Основные понятия и категории педагогической технологии / Л.О. Филатова // Школьные технологии. – 2012. – № 3. – С. 36–43.


