ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

47

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (247), Ноябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются теоретические и экспериментальные основы коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития с использованием средств сенсорной интеграции. Разработанная система занятий в сенсорной комнате доказала свою эффективность: отмечено повышение уровня связной речи, обогащение словаря, улучшение грамматического строя и рост речевой активности учащихся.

В современной коррекционной педагогике проблема развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимает особое место. Связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. У младших школьников с ЗПР формирование связной речи затруднено вследствие комплекса факторов: недостаточности познавательной активности, нарушений внимания и памяти, бедности словарного запаса, несформированности грамматического строя речи, ограниченности представлений об окружающем мире.

 

Традиционные методы логопедической коррекции не всегда обеспечивают достаточную активизацию речемыслительной деятельности детей данной категории. В то же время метод сенсорной интеграции, разработанный Дж. Айрес, открывает возможность комплексного воздействия на сенсомоторную, эмоциональную и речевую сферы ребёнка [1].

 

С целью выявления эффективности использования сенсорной комнаты как средства развития связной речи у младших школьников с ЗПР нами было проведено исследование на базе общеобразовательной школы г. Ростов-на-Дону. Выборку составили 20 учащихся 2–3 классов с задержкой психического развития.

 

На этапе констатирующего эксперимента была использована комплексная система диагностических процедур, направленных на всестороннее изучение связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Включала в себя методику исследования связной речи В. П. Глухова, методику обследования связной речи О.С. Ушаковой, методику диагностики устной речи, разработанную Т.А.  Фотековой, методику Т.А. Ткаченко для оценки способности к структурированию описательного высказывания с опорой на наглядную схему и методику диагностики словарного запаса и грамматического строя речи, разработанную Н. В. Серебряковой [2; 3; 5].

 

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил получить всестороннее представление об актуальном состоянии связной речи младших школьников с задержкой психического развития и выявить характерные особенности речевой деятельности данной категории детей. Количественная обработка диагностических данных, полученных в ходе индивидуального обследования двадцати учащихся, показала неоднородность речевого развития обследованных детей и наличие существенных трудностей в формировании навыков построения связных высказываний у большинства из них. На основании полученных данных, респонденты были соотнесены по уровням развития связной речи, что отображено в Таблице 1.

 

Стоит отметить, была отмечена незначительная разница между показателями двух групп, что свидетельствует об однородности выборки и сопоставимости начальных условий для последующего проведения формирующего эксперимента.

 

Таблица 1.

Распределение учащихся по уровням развития связной речи на констатирующем этапе

Уровень

Диапазон баллов

ЭГ (кол-во)

ЭГ (%)

КГ (кол-во)

КГ (%)

Высокий

29-35

1

10%

1

10%

Средний

18-28

3

30%

3

30%

Низкий

0-17

6

60%

6

60%

Всего

 

10

100%

10

100%

 

Результаты констатирующего эксперимента, выявившие значительные трудности в формировании связной речи у большинства обследованных младших школьников с задержкой психического развития, стали предпосылкой к решению комплекса взаимосвязанных коррекционно-развивающих задач, направленных на различные аспекты речевой деятельности младших школьников с задержкой психического развития.  В Таблице 2 приведены цели и задачи формирующего этапа исследования.

 

Таблица 2.

Цель и задачи формирующего эксперимента

Компонент

Содержание

Цель

Развитие связной речи младших школьников с задержкой психического развития посредством использования возможностей комнаты сенсорной интеграции

Задача 1

Формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний с использованием сенсорного оборудования для визуализации грамматических отношений

Задача 2

Обогащение и активизация словарного запаса, особенно сенсорной лексики (прилагательные качества, глаголы действия и состояния)

Задача 3

Развитие умений устанавливать логико-смысловые связи между предложениями и использовать различные способы межфразовой связи

Задача 4

Формирование навыков последовательного изложения и соблюдения композиционной структуры текста с опорой на сенсорные стимулы

Задача 5

Развитие способности к планированию высказывания и удержанию смысловой программы в процессе работы с сенсорным оборудованием

Задача 6

Формирование различных типов связных высказываний (пересказ, рассказ по картинкам, описание, творческое рассказывание) в условиях полисенсорной среды

Задача 7

Развитие речевого самоконтроля и способности к самооценке качества высказывания через создание ситуаций успеха

 

Для решения поставленных задач была организована коррекционная работа по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития в условиях комнаты сенсорной интеграции, специально оборудованной для создания полисенсорной развивающей среды и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими особые образовательные потребности [4].

 

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития в условиях комнаты сенсорной интеграции осуществлялась по нескольким основным направлениям, каждое из которых соответствовало определенному типу связного высказывания и решало специфические задачи речевого развития, отображенные в Таблице 3.

 

Таблица 3.

Основные направления коррекционной работы

Направление работы

Примеры игр

Обучение пересказу

Проекционный театр

Рассказы по картинкам

Тактильная дорожка приключений

Описательные рассказы

Волшебный бассейн историй

Рассказы из опыта

Качели-гнездо историй, Одеяло секретов

Творческое рассказывание

Световой стол сказок, Душ фантазий

Диалогическая речь

Пузырьковая колонна рассказов

Грамматическое оформление

Балансир-рассказчик, Музыкальный коврик историй

 

Коррекционная работа осуществлялась поэтапно с постепенным усложнением речевых заданий и повышением степени самостоятельности детей в построении высказываний.

 

Период реализации программы составил шесть месяцев. По завершению было проведено контрольное диагностическое обследование детей, направленное на выявление динамики в развитии связной речи и оценку эффективности разработанной системы логопедической работы.

 

Результаты экспериментальной группы продемонстрировали статистически значимую положительную динамику в развитии связной речи по всем исследуемым параметрам. Сравнительные результаты представлены в Таблице 4.

 

Таблица 4.

Сравнительные результаты обследования связной речи в экспериментальной группе до и после коррекции

Показатель

До коррекции

После коррекции

Динамика

Средний балл

16,3 балла (46,6%)

24,8 балла (70,9%)

+8,5 балла (+52,1%)

Высокий уровень

1 ребенок (10%)

3 ребенка (30%)

+2 ребенка (+20%)

Средний уровень

3 ребенка (30%)

6 детей (60%)

+3 ребенка (+30%)

Низкий уровень

6 детей (60%)

1 ребенок (10%)

-5 детей (-50%)

Средний объем высказывания

3,8 предложения

8,6 предложения

+4,8 предложения (+126%)

Количество аграмматизмов на 100 слов

17,4 ошибки

7,2 ошибки

-10,2 ошибки (-58,6%)

Использование сложных предложений

12% высказываний

41% высказываний

+29% (+242%)

 

Исходя из полученных результатов, мы наблюдаем прирост среднего балла равный 8,5 балла, что характеризует увеличение исходного уровня на 52,1%.

 

В контрольной же группе средний балл выполнения диагностических заданий увеличился с 16,1 балла до 19,4 балла, соответственно, прирост составил 3,3 балла или 20,5% от исходного уровня, что статистически значимо ниже, чем в экспериментальной группе.

 

Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп продемонстрировал статистически значимые различия в динамике развития связной речи в зависимости от используемых методов коррекционной работы.

 

Важным аспектом результативности коррекционной работы выступают качественные изменения в речи детей экспериментальной группы, которые проявляются в общем характере речевой деятельности, коммуникативном поведении, отношении к речевым заданиям.

 

Сравнительный анализ продемонстрировал существенное превосходство инновационного подхода с использованием полисенсорной среды над традиционными методами коррекционной работы.

 

Таким образом, результаты контрольного эксперимента убедительно продемонстрировали высокую эффективность внедрения средств сенсорной интеграции в развитии связной речи младших школьников с задержкой психического развития и разработанной коррекционно-развивающей программы, в частности.

Список литературы

  1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; пер. с англ. Ю. Даре. – 4-е изд. – Москва: Теревинф, 2020. – 272 с.
  2. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. – 2009. – № 3. – С. 14
  3. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
  4. Лынская, М.И. Инновационные подходы к коррекции речи у детей с использованием сенсорно-интегративных технологий / М.И. Лынская // Дефектология. – 2022. – № 6. – С. 34-42
  5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: Владос, 2004. – 288 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее