В современной коррекционной педагогике проблема развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимает особое место. Связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. У младших школьников с ЗПР формирование связной речи затруднено вследствие комплекса факторов: недостаточности познавательной активности, нарушений внимания и памяти, бедности словарного запаса, несформированности грамматического строя речи, ограниченности представлений об окружающем мире.
Традиционные методы логопедической коррекции не всегда обеспечивают достаточную активизацию речемыслительной деятельности детей данной категории. В то же время метод сенсорной интеграции, разработанный Дж. Айрес, открывает возможность комплексного воздействия на сенсомоторную, эмоциональную и речевую сферы ребёнка [1].
С целью выявления эффективности использования сенсорной комнаты как средства развития связной речи у младших школьников с ЗПР нами было проведено исследование на базе общеобразовательной школы г. Ростов-на-Дону. Выборку составили 20 учащихся 2–3 классов с задержкой психического развития.
На этапе констатирующего эксперимента была использована комплексная система диагностических процедур, направленных на всестороннее изучение связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Включала в себя методику исследования связной речи В. П. Глухова, методику обследования связной речи О.С. Ушаковой, методику диагностики устной речи, разработанную Т.А. Фотековой, методику Т.А. Ткаченко для оценки способности к структурированию описательного высказывания с опорой на наглядную схему и методику диагностики словарного запаса и грамматического строя речи, разработанную Н. В. Серебряковой [2; 3; 5].
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил получить всестороннее представление об актуальном состоянии связной речи младших школьников с задержкой психического развития и выявить характерные особенности речевой деятельности данной категории детей. Количественная обработка диагностических данных, полученных в ходе индивидуального обследования двадцати учащихся, показала неоднородность речевого развития обследованных детей и наличие существенных трудностей в формировании навыков построения связных высказываний у большинства из них. На основании полученных данных, респонденты были соотнесены по уровням развития связной речи, что отображено в Таблице 1.
Стоит отметить, была отмечена незначительная разница между показателями двух групп, что свидетельствует об однородности выборки и сопоставимости начальных условий для последующего проведения формирующего эксперимента.
Таблица 1.
Распределение учащихся по уровням развития связной речи на констатирующем этапе
|
Уровень |
Диапазон баллов |
ЭГ (кол-во) |
ЭГ (%) |
КГ (кол-во) |
КГ (%) |
|
Высокий |
29-35 |
1 |
10% |
1 |
10% |
|
Средний |
18-28 |
3 |
30% |
3 |
30% |
|
Низкий |
0-17 |
6 |
60% |
6 |
60% |
|
Всего |
10 |
100% |
10 |
100% |
Результаты констатирующего эксперимента, выявившие значительные трудности в формировании связной речи у большинства обследованных младших школьников с задержкой психического развития, стали предпосылкой к решению комплекса взаимосвязанных коррекционно-развивающих задач, направленных на различные аспекты речевой деятельности младших школьников с задержкой психического развития. В Таблице 2 приведены цели и задачи формирующего этапа исследования.
Таблица 2.
Цель и задачи формирующего эксперимента
|
Компонент |
Содержание |
|
Цель |
Развитие связной речи младших школьников с задержкой психического развития посредством использования возможностей комнаты сенсорной интеграции |
|
Задача 1 |
Формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний с использованием сенсорного оборудования для визуализации грамматических отношений |
|
Задача 2 |
Обогащение и активизация словарного запаса, особенно сенсорной лексики (прилагательные качества, глаголы действия и состояния) |
|
Задача 3 |
Развитие умений устанавливать логико-смысловые связи между предложениями и использовать различные способы межфразовой связи |
|
Задача 4 |
Формирование навыков последовательного изложения и соблюдения композиционной структуры текста с опорой на сенсорные стимулы |
|
Задача 5 |
Развитие способности к планированию высказывания и удержанию смысловой программы в процессе работы с сенсорным оборудованием |
|
Задача 6 |
Формирование различных типов связных высказываний (пересказ, рассказ по картинкам, описание, творческое рассказывание) в условиях полисенсорной среды |
|
Задача 7 |
Развитие речевого самоконтроля и способности к самооценке качества высказывания через создание ситуаций успеха |
Для решения поставленных задач была организована коррекционная работа по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития в условиях комнаты сенсорной интеграции, специально оборудованной для создания полисенсорной развивающей среды и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими особые образовательные потребности [4].
Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития в условиях комнаты сенсорной интеграции осуществлялась по нескольким основным направлениям, каждое из которых соответствовало определенному типу связного высказывания и решало специфические задачи речевого развития, отображенные в Таблице 3.
Таблица 3.
Основные направления коррекционной работы
|
Направление работы |
Примеры игр |
|
Обучение пересказу |
Проекционный театр |
|
Рассказы по картинкам |
Тактильная дорожка приключений |
|
Описательные рассказы |
Волшебный бассейн историй |
|
Рассказы из опыта |
Качели-гнездо историй, Одеяло секретов |
|
Творческое рассказывание |
Световой стол сказок, Душ фантазий |
|
Диалогическая речь |
Пузырьковая колонна рассказов |
|
Грамматическое оформление |
Балансир-рассказчик, Музыкальный коврик историй |
Коррекционная работа осуществлялась поэтапно с постепенным усложнением речевых заданий и повышением степени самостоятельности детей в построении высказываний.
Период реализации программы составил шесть месяцев. По завершению было проведено контрольное диагностическое обследование детей, направленное на выявление динамики в развитии связной речи и оценку эффективности разработанной системы логопедической работы.
Результаты экспериментальной группы продемонстрировали статистически значимую положительную динамику в развитии связной речи по всем исследуемым параметрам. Сравнительные результаты представлены в Таблице 4.
Таблица 4.
Сравнительные результаты обследования связной речи в экспериментальной группе до и после коррекции
|
Показатель |
До коррекции |
После коррекции |
Динамика |
|
Средний балл |
16,3 балла (46,6%) |
24,8 балла (70,9%) |
+8,5 балла (+52,1%) |
|
Высокий уровень |
1 ребенок (10%) |
3 ребенка (30%) |
+2 ребенка (+20%) |
|
Средний уровень |
3 ребенка (30%) |
6 детей (60%) |
+3 ребенка (+30%) |
|
Низкий уровень |
6 детей (60%) |
1 ребенок (10%) |
-5 детей (-50%) |
|
Средний объем высказывания |
3,8 предложения |
8,6 предложения |
+4,8 предложения (+126%) |
|
Количество аграмматизмов на 100 слов |
17,4 ошибки |
7,2 ошибки |
-10,2 ошибки (-58,6%) |
|
Использование сложных предложений |
12% высказываний |
41% высказываний |
+29% (+242%) |
Исходя из полученных результатов, мы наблюдаем прирост среднего балла равный 8,5 балла, что характеризует увеличение исходного уровня на 52,1%.
В контрольной же группе средний балл выполнения диагностических заданий увеличился с 16,1 балла до 19,4 балла, соответственно, прирост составил 3,3 балла или 20,5% от исходного уровня, что статистически значимо ниже, чем в экспериментальной группе.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп продемонстрировал статистически значимые различия в динамике развития связной речи в зависимости от используемых методов коррекционной работы.
Важным аспектом результативности коррекционной работы выступают качественные изменения в речи детей экспериментальной группы, которые проявляются в общем характере речевой деятельности, коммуникативном поведении, отношении к речевым заданиям.
Сравнительный анализ продемонстрировал существенное превосходство инновационного подхода с использованием полисенсорной среды над традиционными методами коррекционной работы.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента убедительно продемонстрировали высокую эффективность внедрения средств сенсорной интеграции в развитии связной речи младших школьников с задержкой психического развития и разработанной коррекционно-развивающей программы, в частности.
Список литературы
- Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; пер. с англ. Ю. Даре. – 4-е изд. – Москва: Теревинф, 2020. – 272 с.
- Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. – 2009. – № 3. – С. 14
- Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
- Лынская, М.И. Инновационные подходы к коррекции речи у детей с использованием сенсорно-интегративных технологий / М.И. Лынская // Дефектология. – 2022. – № 6. – С. 34-42
- Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: Владос, 2004. – 288 с.


