НЕУЧТЕННЫЕ РИСКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ»

НЕУЧТЕННЫЕ РИСКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ»

Авторы публикации

Рубрика

Экономическая безопасность

Просмотры

52

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (247), Ноябрь ‘25

Поделиться

На текущий момент с даты старта реализации национального проекта прошло уже несколько лет, и есть основания для анализа первых результатов его претворения в жизнь, что особенно актуально в современных непростых условиях и их неизбежным негативным воздействием, прежде всего, именно на демографические показатели развития российского общества. В статье определяются ключевые риски и вытекающие из них угрозы.

Национальный проект «Демография», запущенный в 2019 году, является одним из наиболее масштабных и социально значимых начинаний современной России. Его ключевые цели — увеличение ожидаемой продолжительности жизни, рост суммарного коэффициента рождаемости, улучшение здоровья и благополучия населения — не вызывают ничего, кроме поддержки. Однако, как и любой сложный системный проект, он сопряжен с многочисленными рисками. Особую опасность представляют не те риски, которые были заранее просчитаны и заложены в планы мероприятий, а так называемые «неучтенные риски» — те скрытые угрозы, которые могут свести на нет усилия и миллиардные инвестиции.

Неучтенные риски возникают не из-за отсутствия планирования, а из-за чрезмерной ориентации на количественные, легко измеримые показатели (KPI) в ущерб качественным, системным и социокультурным факторам. Их последствия проявляются не мгновенно, а по прошествии времени, накапливаясь и создавая «эффект домино».

Их можно условно разделить на несколько ключевых категорий.

1. Социокультурные и поведенческие риски

Самая сложная для управления и прогнозирования область. Меры поддержки, такие как материнский капитал, пособия и льготы, основаны на экономической логике: финансовый стимул повышает рождаемость. Однако эта логика сталкивается с реальностью глубоких социокультурных сдвигов.

Риск «потребительского» отношения к мерам поддержки, когда выплаты могут восприниматься не как долгосрочная инвестиция в семью, а как разовая государственная помощь, которая не обязательно ведет к рождению второго или третьего ребенка, а часто лишь смещает время рождения первого. Это ведет к краткосрочному статистическому всплеску, за которым может последовать спад.

Риск игнорирования ценностных трансформаций, когда современные молодые люди, особенно в крупных городах, все чаще отдают приоритет самореализации, карьере, личной свободе и высокому качеству жизни. Установка «родить потому, что дают деньги» может конфликтовать с этими ценностями. Без параллельной работы по формированию просемейной культуры, ценности родительства и партнерских отношений в браке финансовые меры имеют ограниченный эффект.

Это приведет к таким последствиям когда деньги потрачены, целевые показатели на коротком горизонте достигнуты, но устойчивый демографический эффект не сформирован. Происходит «истощение» демографического потенциала тех слоев населения, которые изначально были ориентированы на многодетность, без вовлечения новых групп.

2. Инфраструктурные и пространственные риски

Проект делает акцент на финансовой поддержке и доступности медицинских услуг, но недооценивает значение комплексной среды, благоприятной для жизни с детьми.

Риск «точечности» инфраструктуры, когда строительство перинатальных центров и детских поликлиник — это необходимо, но недостаточно. Рождение ребенка — это не только медицинская услуга, это изменение всего образа жизни. Отсутствие в шаговой доступности качественных детских садов, школ, парков, безопасных дворов, доступного и комфортного жилья (а не просто ипотечных льгот) резко снижает эффективность любых выплат.

Риск региональной асимметрии, ведь демографические проблемы и инфраструктурная обеспеченность в Москве и в небольшом городе или селе различаются кардинально. Универсальные меры, не адаптированные к местным условиям, могут приводить к парадоксальным результатам: рост рождаемости в одних регионах при полном отсутствии эффекта в других, что усугубляет и без того серьезное межрегиональное неравенство.

Это приводит к таким последствиям, что создается «демографическое напряжение». Молодые семьи, получившие поддержку, стремятся переехать в более развитые города, где есть вся необходимая инфраструктура, тем самым обескровливая малые территории и создавая дополнительную нагрузку на мегаполисы.

3. Экономические и трудовые риски

Риск дискриминации женщин на рынке труда, усиление мер поддержки материнства, при всей их благости, может неосознанно стимулировать работодателей к еще более осторожному найму женщин детородного возраста. Страх длительных отпусков по уходу за ребенком и связанных с этим издержек может подтолкнуть к скрытой дискриминации, что в долгосрочной перспективе ограничит экономические возможности женщин и их готовность к рождению детей.

Риск роста иждивенческих настроений, в отсутствие сильной и диверсифицированной экономики, создающей хорошо оплачиваемые рабочие места, постоянные выплаты могут формировать зависимость от государства. Для многодетной семьи пособия могут стать основным источником дохода, что не является здоровой основой для долгосрочного демографического роста.

Последствие данных рисков снижение экономической активности ключевой демографической группы (молодежи, женщин), рост нагрузки на бюджет и усиление структурных перекосов на рынке труда.

4. Риски, связанные с общественным здоровьем

Проект «Демография» включает федеральный проект «Укрепление общественного здоровья», но его реализация сталкивается с системными вызовами. Риск формального подхода к ЗОЖ, пропаганда здорового образа жизни часто сводится к разовым акциям и лекциям, не меняющим глубинные поведенческие привычки. Без создания реальной среды, которая делает здоровый выбор легким и доступным (дешевые здоровые продукты, повсеместные спортивные объекты, борьба с экологическими проблемами), призывы к ЗОЖ остаются благими пожеланиями.

Риск игнорирования ментального здоровья, стремительный темп жизни, экономическая нестабильность и социальное напряжение являются мощными факторами стресса, которые напрямую влияют на репродуктивные планы и общее здоровье населения. Отсутствие доступной и неклеймящей психологической помощи — это огромный неучтенный риск, подрывающий усилия по улучшению демографической ситуации.

Это приводит к росту продолжительности жизни может замедлиться или остановиться, а ее качество — снизиться. Увеличение числа лет, прожитых с хроническими заболеваниями, создаст колоссальную нагрузку на систему здравоохранения и семьи.

Чтобы избежать этих негативных сценариев, необходим переход от «точечного» управления к системному:

  1. Смещение акцента с количественных KPI на качество жизни, оценивать успех следует не только по числу рождений, но и по индексам счастья семей, удовлетворенности средой, мобильности и возможностям для детей.
  2. Глубокая региональная дифференциация, предоставление регионам большей свободы в адаптации федеральных мер под свои уникальные демографические, экономические и культурные условия.
  3. Межведомственное взаимодействие как основа, демография — это не только задача Минтруда. Необходимо тесное взаимодействие с Минстроем (среда обитания), Минэкономразвития (создание рабочих мест), Минпросвещения (образование и воспитание), что позволит решать проблемы комплексно.
  4. Работа с ценностями и культурой, поддержка НКО, медиа-проектов, образовательных программ, формирующих позитивный образ многодетной семьи, ответственного родительства и крепких партнерских отношений.

Национальный проект «Демография» — это амбициозный и необходимый ответ на вызовы времени. Однако его успех зависит не столько от объема выделенных средств, сколько от способности увидеть за цифрами и отчетами живых людей с их сложными мотивами, страхами и надеждами. Неучтенные риски, коренящиеся в социокультурной, инфраструктурной и экономической плоскостях, представляют собой главную угрозу для проекта. Их игнорирование может привести к тому, что через десять лет мы получим статистический отчет о «выполнении» показателей при усугублении системных проблем. Осознание этих скрытых угроз и их заблаговременная проработка — это единственный путь к тому, чтобы демографическая политика России принесла не просто цифры, а реальное, устойчивое улучшение жизни ее граждан.

Список литературы

  1. Паспорт национального проекта «Демография». Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online3.consultant.ru
  2. Курмелевский, В. А. Особенности реализации национального проекта «Демография» (прогнозы, статистика) / В. А. Курмелевский. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118991 (дата обращения: 27.10.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее