Судебная реформа 1864 года в Российской империи была направлена на создание новой судебной системы, которая основывалась на демократических принципах. Российская империя получила новый суд: самостоятельный, отделенный от других ветвей власти, гласный, открытый и состязательный, с институтом присяжных. В уголовный процессе появилось судебное следствие, на котором проверялись данные, полученные в результате предварительного следствия.
Ведение в действие Устава уголовного судопроизводства 1864 года[1] стало поворотным моментом в истории российского права. Устав заменил инквизиционный розыскной процесс на состязательный, основанный на принципах гласности, устности и непосредственности. В рамках этой трансформации пересмотру подверглись и регламентации следственных действий, в частности, обыска – одного из наиболее острых с точки зрения вторжения в сферу частной жизни индивида.
Актуальность темы обусловлена непроходящей значимостью поиска баланса между интересами эффективного уголовного преследования и защитой прав личности. Нормы Устава об обыске представляют собой богатый исторический материал для анализа того, как законодатель пытался разрешить это противоречие в условиях формирующегося правового государства.
Целью исследования является комплексный анализ процессуальных характеристик и правовой природы обыска по Уставу.
В соответствии с Уставом, обыск определялся как «отыскание следов преступления, вещественных доказательств и самих преступников» [1, ст. 412]. Таким образом, законодатель выделял две основные цели данного действия: обнаружение вещественных доказательств (орудий преступления, предметов, добытых преступным путем, следов преступления) и розыск обвиняемого.
Основанием для производства обыска являлось наличие «достаточных причин полагать», что в определенном месте или у определенного лица находятся искомые предметы или скрывается обвиняемый [1, ст. 413]. Это понятие, хотя и не было детализировано в Уставе, на практике толковалось как совокупность фактов и данных, позволяющих сделать разумное предположение, а не действовать наугад. Как справедливо отмечал И.Я. Фойницкий, «обыск есть мера принудительная, а потому допустима лишь при наличности достаточных к тому оснований» [4, с. 287].
Ключевой характеристикой обыска по Уставу была его дифференциация в зависимости от места проведения.
Производство обыска в жилище требовало обязательного получения разрешения от судебного следователя, которое, в свою очередь, санкционировалось либо окружным судом, либо судебной палатой (в зависимости от тяжести преступления) [1, ст. 414-415]. Это правило являлось одной из основных гарантий неприкосновенности жилища, провозглашенной судебной реформой. Судебное решение (постановление) выносилось по результатам рассмотрения представленных следователем материалов и должно было быть мотивированным.
В отличие от обыска в жилище, обыск в иных местах (например, в конторах, лавках, общественных учреждениях) мог быть произведен судебным следователем самостоятельно, без предварительного судебного разрешения, при условии немедленного уведомления прокурора о произведенном действии [1, ст. 416]. Данное положение демонстрирует стремление законодателя найти компромисс между оперативностью предварительного следствия и защитой частных интересов, признавая за жилищем особый статус. Данная норма Устава является схожей с современной нормой уголовного процесса об обыске.
Процедура производства обыска была строго регламентирована. Он должен был производиться в присутствии не менее двух понятых, избираемых из посторонних лиц [1, ст. 420]. Институт понятых был заимствован из англо-саксонского права в целях обеспечения гласности и достоверность действия. Устав предписывал составлять подробный протокол, в который заносилась вся существенная информация: время и место, участники, перечень изъятых предметов и т.д. [1, ст. 424].
Устав заложил основы системы гарантий против произвольного проведения обыска. Необходимость санкции суда на обыск в жилище была главной гарантией. Это выводило принятие решения о возможности вторжения в частную жизнь из исключительного ведения исполнительной власти (полиции, следствия) и передавало его независимой инстанции — суду.
Прокурор осуществлял надзор за законностью действий судебного следователя, включая производство обыска. Он имел право присутствовать при его производстве, давать указания, а в случае нарушений – приносить жалобы в суд [1, ст. 281].
Защитник (присяжный поверенный) с момента допуска к делу мог знакомиться с протоколами следственных действий, включая протокол обыска, и заявлять ходатайства о признании недопустимых доказательств не имеющими юридической силы. Это создавало предпосылки для судебной проверки законности обыска на последующих стадиях процесса.
Требования к присутствию понятых, составлению протокола и его подписанию всеми участниками также служили формальными барьерами на пути злоупотреблений.
Несмотря на прогрессивный характер регламентации, в научной литературе того времени отмечались и ее недостатки. Так, В.К. Случевский указывал на некоторую неопределенность формулировки «достаточные причины полагать» и на сложности, связанные с оперативным получением судебной санкции в неотложных случаях [3, с. 354].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что регламентация обыска в Уставе представляла собой значительный шаг вперед в развитии российского уголовного процесса. Законодатель, закрепляя данное следственное действие, стремился найти баланс между необходимостью раскрытия преступлений и защитой фундаментальных прав граждан, прежде всего, права на неприкосновенность жилища.
Основными характеристиками обыска являлись: дифференциация порядка его производства в зависимости от объекта; внедрение института судебного контроля для обыска в жилище; детальная процессуальная регламентация с участием понятых; система прокурорского надзора и элементов состязательности как гарантий законности.
Опыт правового регулирования обыска по Уставу уголовного судопроизводства года не утратил своей ценности и сегодня, служа исторической основой для совершенствования современных уголовно-процессуальных норм, направленных на обеспечение эффективного и одновременно справедливого правосудия.
[1] Далее - «Устав»
Список литературы
- Устав уголовного судопроизводства Российской Империи 1864 года // Свод законов Российской Империи. Том 16. Ч. 1
- Люблинский П.И. Основания пересмотра приговоров по Уставу уголовного судопроизводства. – СПб., 1905. – 412 с.
- Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. Судоустройство – судопроизводство. – СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1913. – 568 с.
- Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2-х т. – СПб.: Изд. «Альфа», 1996. – Т. 2. – 607 с. (переиздание)
- Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. – СПб.: Равена, Альфа, 1995. – 846 с.
- Ярмыш А.Н. Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования в дореволюционной России (по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г.) // Журнал российского права. – 2007. – № 5. – С. 112–120


