Актуальность темы обусловлена наблюдающимся в последний год резким поворотом в дизайне интерьеров - от доминировавшего минимализма, ассоциирующегося с ценностями поколения миллениалов, к максималистичной эклектике, которую все чаще выбирают представители «поколения Z». Данный переход - не просто смена эстетических предпочтений, а отражение более глубоких социокультурных процессов, связанных с опытом, средой взросления и реакцией на вызовы времени каждого из поколений. Миллениалы, чье детство пришлось на период постсоветской эклектики (рисунок 1) и экономической нестабильности, видели в минимализме с его лаконичностью, порядком и осознанным потреблением, способ создать личное убежище от внешнего хаоса, обрести контроль и душевную гармонию. Зумеры, в свою очередь, выросшие в эпоху «бежевого евроремонта» и цифровизации, воспринимают этот же минимализм порой как безликость, эмоциональную стерильность и навязанный тренд. Их ответом на постсоветскую эклектику и сменившую ее минимализм становится «новая эклектика» - эклектика «поколения Z».

Рисунок 1. Пример постсоветской эклектики
Проблема данного исследования заключается в неопределенности статуса «новой эклектики» в современном дизайне. Несмотря на растущую популярность направления, остается ключевой вопрос - является ли этот всплеск интереса кратковременной реакцией на «усталость от пустоты» или же это становление устойчивой, долгосрочной тенденции? Эклектика как стиль, представляет собой не просто хаотичное смешение элементов, а метод проектирования, основанный на совмещении предметов разных эпох, культур и стилей. Но подчиненный общей концепции или личному нарративу. Главная цель - достижение тотальной индивидуальности, создание уникального, эмоционально насыщенного пространства, которое становится прямым отражением многогранной личности владельца. При этом важно отметить, что современная эклектика нового поколения, с акцентом на апсайклинг, цифровую эстетику и личную историю, концептуально отличается от «классической» эклектики прошлого. В этом контексте проблематика приобретает более глубокое понимание. Способна ли максималистическая эклектика отвечать запросу нового поколения, формировать новую парадигму.
Стоит отметить, что в англоязычной среде недавно возник термин «millennial gray». Нелестный стереотип заключается в том, что унылая палитра цветов душит миллениалов, поскольку представители данного поколения окрашивают весь свой дом - сверху донизу, внутри и снаружи - в серый и бежевый цвета (Рисунок 2). Такая палитра цветов приобретает повсеместную распространенность и статус «безопасной» палитры. Доступность и скорость поставок масс-маркета привели к обесцениванию уникальности. И в погоне за функциональностью и экономической эффективностью мы во многом променяли атмосферу вещей на их дешевизну, а вместе с этим - их душу. Вещь из массового производства не имеет истории, не несет в себе памяти о мастере или предыдущем владельце. Также тактильные качества такой вещи часто ограничены, форма не диктуется выразительностью.

Рисунок 2. Пример «millennial gray»
В противовес этому, запрос «поколения Z» на ретро-вещи и апсайклинг представляет собой не ностальгию, а эстетический интерес к ушедшим эпохам, которые они знают по фильмам и медиа. Для зумеров винтажный предмет становится артефактом, обладающим аутентичностью и историей - качествами, утраченными в массовом производстве. Критерием гармонии становится не формальное соответствие стилю, а эмоциональная и тактильная насыщенность среды (Рисунок 3). Это бунт против «обездушенного» минимализма, но бунт созидательный - через возвращение интерьеру права на индивидуальность, историю и сложность.

Рисунок 3. Пример «новой эклектики»
Однако здесь и кроется основное противоречие и углубление заявленной проблемы. Стремление к индивидуальности через отказ от трендов само по себе рискует стать новым трендом. На наш взгляд новый подход уже формирует тренд, пригодный для применения в дизайне. Станет ли он универсальным или нишевым, приобретет популярность или останется в «моменте»- решает время. В свою очередь рассматривая «новую эклектику» в контексте тренда, можно выделить ключевые принципы, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Ключевые принципы «новой эклектики»
|
№ |
Принцип |
Характеристики |
Пример |
|
1 |
Биографичности или нарративного наслоения |
В отличие от классического подхода, где вещь выбирается за ее формальные качества (цвет, форма, соответствие стилю), здесь главным критерием становится ее личная или культурная история. Интерьер составляется не из предметов, а из «артефактов» (Рисунок 4), каждый из которых несет смысловую нагрузку. Задача дизайнера в этой парадигме смещается от компоновки к курированию личной истории клиента, созданию визуального повествования. Это позволяет упорядочить внешне хаотичное смешение стилей общей сюжетной линией. |
Рисунок 4. Пример интерьера с «артефактами»
|
|
2 |
Тактильной аутентичности |
Протест против «миллениал грей» - это еще и протест против синтетичности, глянцевой безупречности. Новая парадигма делает ставку на материальную подлинность: естественное старение материалов, ручную работу, следы времени, сложные фактуры (Рисунок 5). Это напрямую связано с апсайклингом и любовью к винтажу, которые обеспечивают тактильное разнообразие и уникальность, невозможные в массовом производстве. Этот принцип может стать универсальным ориентиром для отбора материалов и предметов. |
Рисунок 5. Пример тактильной аутентичности |
|
3 |
Эмоционального зонирования (Рисунок 6) |
Традиционное зонирование основано на деятельности (зона для готовки, сна, работы). В новой парадигме пространство может организовываться по эмоциональным состояниям: «уголок для уединения и размышлений» с мягким светом и книгами, «зона энергетического подъема» с яркими цветами и активным паттерном, «место ностальгии и памяти». Это напрямую отвечает запросу на многогранность и отказ от того, чтобы интерьер был «функциональной машиной для жизни». |
Рисунок 6. Пример эмоционального зонирования
|
|
4 |
Цифрового аналога |
У нового поколения восприятие сформировано интерфейсами, соцсетями. Новая эклектика интуитивно включает в себя элементы, родственные цифровой среде: неоновые подсветки (Рисунок 7), глитч-эстетику, пиксель-арт, коллажи. Цифровая эстетика интегрируется в физическое пространство, где они сосуществуют и усиливают друг друга |
Рисунок 7. Пример неоновой подсветки в интерьере
|
Таким образом, потенциал максималистичной эклектики для формирования новой парадигмы заключается не в создании нового свода жестких правил, а в переориентации самого процесса проектирования. Фокус смещается с вопроса «Как это сочетается по стилю?» на вопросы «Какую историю рассказывает этот предмет?», «Какие ощущения он рождает?», «Как он взаимодействует с личным опытом владельца?». Если минимализм предлагал универсальный рецепт спокойствия через унификацию, то зарождающийся тренд предлагает достижение гармонии через сложность, осмысленность и индивидуальность. Возникновение потребности вернуть «забытое старое» знаменует важнейший поворот во всей сфере дизайна.
Список литературы
- 'Millennial Gray' Is the Color Trend an Entire Generation Can’t Get Enough Of [Электронный ресурс]. URL: https://www.realsimple.com/what-is-millennial-gray-8667084
- Почему бюджет на ремонт или возраст не влияют на стиль интерьера, а воспоминания о детстве — влияют [Электронный ресурс]. URL: https://t-j.ru/generations-interior/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F
- Дизайн интерьера квартиры – лучшие тренды в 2024–2025 году [Электронный ресурс]. URL: https://totdom.com/news/dizayn_interera_kvartiry_luchshie_trendy_v_2024_godu/
- Почему миллениалы любят минимализм, а зумеры — яркие интерьеры? Не все так однозначно [Электронный ресурс]. URL: https://www.inmyroom.ru/posts/41084-pochemu-millenialy-lyubyat-minimalizm-a-zumery-yarkie-interery-ne-vse-tak-odnoznachno
- 14 трендов в дизайне интерьера 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.studioardo.ru/info/14-trendov-v-dizayne-interera-2024-goda/
- Тренды дизайна интерьера 2024-2025 [Электронный ресурс]. URL: https://www.inmyroom.ru/posts/38781-trendy-dizajna-interera-2024-2025-7-priemov-kotorye-izmenyat-dom-do-neuznavaemosti






