CBDC (ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРОБАНКОВ): ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ

CBDC (ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРОБАНКОВ): ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ

Авторы публикации

Рубрика

Финансы

Просмотры

107

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (247), Ноябрь ‘25

Поделиться

В исследовании рассматриваются цифровые валюты центральных банков (CBDC) как инновационная форма государственных денег, выпускаемых и контролируемых центробанками. Анализируются перспективы повышения эффективности платежных систем, расширения финансовой инклюзии, а также возможности монетарной политики, реализуемые через CBDC. В то же время выявляются ключевые риски, связанные с влиянием на банковскую систему, защитой конфиденциальности, кибербезопасностью, операционными сбоями и макрофинансовой стабильностью. На примере опыта России, Европейского центрального банка и Китая демонстрируются различные подходы к внедрению цифровых валют с учетом национальных особенностей и законодательных рамок. Исследование подчеркивает необходимость взвешенного дизайна и регулирования для успешной интеграции CBDC в финансовую инфраструктуру.

Цель исследования – установить особенности перспектив и рисков цифровых валют центробанков. Проблема исследования состоит в том, что цифровые валюты центральных банков (CBDC) представляют собой новую форму государственных денег в цифровом выражении, выпускаемых и контролируемых центральными банками. Они становятся ключевым элементом глобальной трансформации финансовых систем, сочетая удобство цифровых платежей с надежностью государственных денег.

Ключевым мотивом разработки CBDC является повышение эффективности и отказоустойчивости национальных и трансграничных платежных систем. Цифровая валюта центрального банка способна обеспечить проведение расчетов в режиме реального времени (RTGS), снижая операционные издержки и временные лаги, характерные для многоуровневых межбанковских систем. Интеграция с технологиями распределенных реестров (DLT) открывает возможность создания платформ для автоматизированных расчетов по принципу «поставка против платежа» (DvP) и «платеж против платежа» (PvP), что минимизирует контрагентские риски. Важным социальным аспектом выступает расширение финансовой инклюзии. CBDC, для использования которой необходим лишь базовый цифровой гаджет (например, смартфон), может предоставить доступ к формальным финансовым услугам для населения, не охваченного банковской системой, в удаленных или малонаселенных регионах.

С точки зрения монетарной политики, CBDC создает новый канал трансмиссионного механизма. Прямой контроль центрального банка над цифровой валютой позволяет реализовывать более точные и целевые меры стимулирования экономики. Теоретически становится возможным применение программно-ориентированных процентных ставок, например, отрицательных по розничным счетам CBDC для стимулирования потребления в периоды дефляции, или прямых трансфертов населению («вертолетные деньги») в кризисные периоды. Противодействие теневой экономике и легализации незаконных доходов также рассматривается как потенциальное преимущество. В отличие от наличных денег, транзакции в CBDC, особенно в розничной модели, могут быть в различной степени отслеживаемыми для органов надзора, что создает дополнительные барьеры для их нелегального использования [1].

CBDC способствуют ускорению и удешевлению платежных операций за счет сокращения числа посредников, что повышает эффективность как внутренних, так и международных денежных переводов. Они расширяют финансовую доступность, позволяя пользоваться цифровыми деньгами гражданам, не охваченным традиционной банковской системой. Прозрачность транзакций при использовании CBDC значительно осложняет развитие теневой экономики и отмывание денег, способствует улучшению налогового контроля. Кроме того, центральные банки получают возможность более напрямую влиять на экономику, минуя коммерческие банки, что может сделать монетарную политику более оперативной и эффективной, особенно в кризисных ситуациях. Также цифровые валюты облегчают международное сотрудничество и интеграцию финансовых систем, например, через проекты цифрового евро в Евросоюзе, укрепляя экономические связи стран-участниц.

Несмотря на значительный потенциал, внедрение CBDC сопряжено с серьезными рисками, требующими продуманного дизайна и регулирования.

Как отмечает в своем исследовании Соболева Э. П., наиболее дискуссионным является риск трансформации банковской системы. В случае массового перетока средств с коммерческих банковских депозитов на счета CBDC (явление «digital bank run») кредитные организации могут столкнуться с дефицитом стабильной ресурсной базы, что приведет к удорожанию кредитования и сокращению объемов кредитной активности. Для нивелирования данного риска рассматриваются такие меры, как введение лимитов на хранение CBDC для физических лиц или установление дифференцированных, в том числе отрицательных, процентных ставок по крупным остаткам. Вопросы конфиденциальности и защиты данных являются критически важными. Создание централизованного реестра всех транзакций населения порождает риски создания системы тотального финансового надзора. Необходима разработка сложных архитектурных решений, таких как двухуровневая система с участием коммерческих посредников, или применение технологий анонимизации, обеспечивающих баланс между конфиденциальностью пользователей и необходимостью противодействия противоправной деятельности [3].

Кибербезопасность представляет собой фундаментальный вызов. CBDC становится первостепенным объектом для кибератак, а успешная атака на финансовую инфраструктуру национального масштаба может иметь катастрофические последствия для экономической безопасности страны. Требуется создание устойчивых, криптографически защищенных систем, прошедших многократный аудит и тестирование на проникновение. Операционные риски, связанные с техническими сбоями, отключением электроэнергии или недоступностью сетей связи, могут парализовать всю платежную систему. Поэтому архитектура CBDC должна предусматривать возможность работы в офлайн-режиме, по крайней мере, для мелких розничных транзакций.

Наконец, существуют макрофинансовые риски, связанные с международным использованием CBDC. Цифровые валюты ведущих мировых центробанков могут усилить явление валютной замены (currency substitution) в странах с нестабильной экономикой, подрывая их монетарный суверенитет.

В Российской Федерации работа над цифровым рублем ведется в рамках четко определенного поэтапного плана. Основным нормативным актом, заложившим правовой фундамент для проекта, является Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в обращение цифрового рубля». Данный закон интегрирует цифровой рубль в гражданское законодательство, определяя его как «денежное обязательство Банка России, выраженное в рублях и содержащееся в форме записей на счете в информационной системе Банка России». Законом устанавливается двухуровневая модель распространения, аналогичная китайской: Банк России является эмитентом и оператором платформы, а кредитные организации (банки) открывают кошельки клиентам и проводят операции. Цифровой рубль признается законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории РФ [2].

На практике Банк России с августа 2023 года проводит пилотные операции с реальными цифровыми рублями с участием 13 банков и ограниченного круга клиентов. Планируется постепенное расширение функциональности платформы и подключение новых участников. Регулятор подчеркивает, что цифровой рубль будет дополнять наличные и безналичные деньги, а не замещать их.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) находится на продвинутой стадии исследовательской фазы проекта цифрового евро. Нормативной основой для этой работы является предложение Европейской комиссии «Об установлении правовой основы для цифрового евро» (Commission Proposal, June 2023), которое в настоящее время обсуждается Европейским парламентом и Советом ЕС. В предложении подчеркиваются принципы конфиденциальности: ЕЦБ не будет иметь доступа к персональным данным пользователей, которые будут обрабатываться посредниками (банками). Также предусматриваются меры для предотвращения негативного воздействия на финансовую стабильность, такие как введение лимитов на хранение цифрового евро. Практическая работа ведется в рамках фазы подготовки, которая стартовала в ноябре 2023 года и продлится два года. ЕЦБ фокусируется на разработке детальной архитектуры, выборы поставщиков технологий и тестировании пользовательских сценариев, включая офлайн-платежи. Подход ЕЦБ отличается стремлением к созданию единого стандарта для всей зоны евро, обеспечивающего беспрепятственные платежи и укрепляющего денежный суверенитет Европы [5].

Китайская Народная Республика демонстрирует наиболее прогрессивные темпы внедрения розничной CBDC. Проект цифрового юаня (e-CNY) был инициирован Народным банком Китая (НБК) и развивается в рамках общей стратегии цифровизации экономики. Нормативной основой выступает «Закон о Народном банке Китая» (в редакции от 2020 года), который был дополнен положениями, закрепляющими правовой статус цифрового юаня как законного платежного средства. Ключевым документом, определяющим архитектуру системы, является «Белая книга о прогрессе в исследованиях и разработках e-CNY» (PBoC, 2021). В данном документе НБК четко обозначил принцип двухуровневой системы распространения: центральный банк эмитирует e-CNY и распределяет его через коммерческие банки и других лицензированных операторов платежных систем, которые, в свою очередь, отвечают за открытие кошельков и обслуживание конечных пользователей. Практическая реализация включает масштабные пилотные программы в более чем 20 регионах страны. e-CNY интегрирован в популярные платежные приложения, такие как Alipay и WeChat Pay, и использовался во время Зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине [4].

Анализ мирового опыта позволяет сделать вывод о том, что успешное внедрение CBDC неразрывно связано с развитием адекватной нормативно-правовой базы. Разные страны избирают различные стратегии: от опережающего регулирования и масштабных пилотов (Китай) до тщательного публичного анализа и постепенного формирования консенсуса (США, ЕС). Общими чертами являются закрепление статуса CBDC как законного платежного средства, разработка двухуровневых моделей распространения с привлечением коммерческих банков и пристальное внимание к вопросам конфиденциальности и финансовой стабильности.

Таким образом, внедрение цифровых валют центральных банков представляет собой важный этап эволюции национальных и глобальных финансовых систем, обеспечивая ускорение и удешевление платежей, расширение доступа к финансовым услугам и новые инструменты монетарного регулирования. Вместе с тем успешная реализация CBDC требует тщательного учета и нейтрализации рисков, включающих возможную дестабилизацию банковской системы, угрозы конфиденциальности, высокие требования к кибербезопасности и операционной надежности, а также влияние на монетарный суверенитет. Международный опыт показывает, что гибкая законодательная база и многокомпонентные архитектурные решения с активным вовлечением коммерческих банков и технических посредников являются ключевыми факторами устойчивого развития CBDC. Концептуально цифровые валюты должны дополнять существующие денежные инструменты, обеспечивая баланс между инновациями, безопасностью и финансовой стабильностью.

Список литературы

  1. Синельникова-Мурылева, Е. В. Цифровой рубль: риски и выгоды / Е. В. Синельникова-Мурылева // Экономическое развитие России. - 2021. - Т. 28, № 5. - С. 36-39
  2. Болонина С. Е. Цифровые валюты центральных банков: зарубежный опыт и российская практика / С. Е. Болонина, В. А. Булеев // Экономическая безопасность. – 2024. – Т. 7, № 3. – С. 559-576
  3. Соболева Э. П. Цифровая валюта центральных банков: понятие, положительные и отрицательные стороны введения / Э. П. Соболева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/534/117428
  4. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность БРИКС в условиях антироссийских санкций: институциональный аспект // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – С. 123-154
  5. Карпенко Д.Д. ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАТЕЖНОЙ ИНДУСТРИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 8-1. С. 54-59. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2934
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее