Современные вызовы, связанные с ростом техногенных катастроф, усложнением инфраструктуры населенных пунктов и климатическими изменениями, актуализируют необходимость модернизации систем управления пожарно-спасательными гарнизонами. Эти структуры играют ключевую роль в обеспечении оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, однако их эффективность зачастую ограничивается устаревшими организационными моделями и недостаточной координацией между подразделениями.
Наиболее значимыми аспектами в рамках поставленного вопроса являются организация штатной деятельности местного пожарно-спасательного гарнизона, включая управленческие процессы, распределение ресурсов и координацию подразделений [1; 2]. В рамках исследования были изучены факторы, ограничивающие эффективность управления гарнизоном при тушении пожаров, с акцентом на проблематику взаимодействия структурных единиц в рамках оперативной деятельности.
В любом случае, одной из наиболее актуальных задач заключается в разработке комплексных решений для оптимизации управления гарнизоном, направленных на снижение времени реагирования, минимизацию рисков для личного состава и повышение слаженности действий подразделений. Для её достижения должны быть поставлены и решены следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность пожарно-спасательных подразделений;
- оценка статистических показателей работы гарнизона на примере типичного муниципального образования;
- выявление системных проблем, включая недостатки в координации подразделений;
- формулировка рекомендаций по модернизации управленческих механизмов.
Ключевой проблемой, выявленной в ходе изучения рассматриваемого вопроса, является низкий уровень координации между структурными подразделениями гарнизона в ходе оперативной деятельности (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема основных функциональных элементов системы управления
типовым пожарно-спасательным подразделением
Отсутствие унифицированных протоколов коммуникации и дублирование функций зачастую приводят к задержкам в принятии решений, что порой критически сказывается на эффективности тушения пожаров. Например, анализ действий в одном из округов Московской области показывают, что в ряде случае (в частности, случаев крупных возгораний) периодически возникали конфликты юрисдикции между дежурными караулами и иными участниками тушения пожаров со смежными функциями, что безусловно увеличивало время локализации пожара
Еще одним фактором риска выступает разрозненность информационных систем, используемых подразделениями. Данные о ресурсообеспеченности, состоянии техники и текущих операциях зачастую не синхронизируются в режиме реального времени, что создает «информационный вакуум» для руководителя тушения.
Так, в ряде случаев прибывающие на место пожара пожарно-спасательные подразделения не обладали актуальными сведениями о масштабах происшествия, полученными первыми прибывающими отделениями.
Дополнительным ограничением является недостаточная отработанность механизмов совместных действий при масштабных ЧС [3]. Несмотря на формальное закрепление процедур взаимодействия в уставных документах, на практике координация зависит от личной инициативы руководителей подразделений, что приводит к несогласованности тактических решений. Это подтверждается случаями, когда одновременное применение водяных и пенных установок разными группами без предварительного согласования значительно снижало эффективность тушения [4].
Кроме того, предварительный анализ выявил несоответствие между федеральными требованиями к оснащенности гарнизонов и их фактической реализацией на местном уровне. Например, норматив по обеспечению подразделений мобильными средствами связи в ряде гарнизонов выполнен лишь на 85%, что затрудняет оперативную координацию при тушении пожаров и выполнения иных свойственных работ.
Статистические данные продемонстрировали рост числа пожаров в жилом секторе (до 70% случаев), при этом время реагирования превышает нормативные 10 минут в 55% выездов. Основными причинами задержек являются логистические сложности в условиях плотной застройки и неоптимальное распределение дежурных подразделений.
Для решения проблем взаимодействия подразделений могут быть предложены следующие меры:
1. Внедрение централизованной цифровой платформы управления, интегрирующей данные о ресурсах, состоянии техники и ходе операций.
Платформа должна обеспечить:
- автоматизированное распределение задач между подразделениями;
- единое информационное пространство для обмена данными в реальном времени;
- алгоритмизацию решений при конфликтах юрисдикции.
2. Разработка типовых сценариев взаимодействия для различных типов пожаров, включая четкое распределение зон ответственности и порядка согласования тактических действий.
3. Введение регулярных кросс-функциональных учений с участием всех подразделений гарнизона для отработки слаженности и устранения коммуникационных барьеров.
Ожидаемые результаты внедрения включают сокращение времени согласования действий, снижение количества операционных ошибок и повышение эффективности использования ресурсов.
В заключении следует сказать, что исследование подтвердило, что совершенствование управления пожарно-спасательным гарнизоном невозможно без решения проблем взаимодействия между подразделениями. Предложенные меры, направленные на цифровизацию процессов, стандартизацию коммуникаций и повышение уровня координации, способны стать основой для трансформации системы управления гарнизонами в условиях растущих техногенных рисков. Дальнейшие исследования целесообразно сфокусировать на оценке устойчивости внедряемых моделей к внештатным ситуациям и их адаптивности к специфике различных регионов.
Список литературы
- Брушлинский, Н. Н. Эффективность функционирования систем организационного управления и ее оценка / Н. Н. Брушлинский, Н. Н. Семиков, В. Л. Семиков [и др.] // Экономика и эффективность управления: тез. докладов Всесоюзного семинара. — М., 1980. — С. 491-494
- Щукин, Н. А. Решение проблем взаимодействия и связи между пожарными подразделениями при тушении ландшафтных пожаров при помощи использования беспилотных летательных аппаратов / Н. А. Щукин // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности: Материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-технической конференции молодых исследователей, Волгоград, 24–29 апреля 2023 года / Под общей редакцией Н.Ю. Ермиловой, И.Е. Степановой. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2023. – С. 325-327
- Теребнёв, В. В. Управление силами и средствами на пожаре / В. В. Теребнёв, А. В. Теребнёв. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. — 261 с.
- Приказ МЧС России от 16 сентября 2024 г. № 777 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»


