ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ У СТУДЕНТОВ С НАЛИЧИЕМ ТЕЛЕСНЫХ МОДИФИКАЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ У СТУДЕНТОВ С НАЛИЧИЕМ ТЕЛЕСНЫХ МОДИФИКАЦИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

1

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (247), Ноябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются особенности когнитивной регуляции, преобладающие виды агрессии и эмоциональной дисрегуляции у студентов с телесными модификациями. В исследовании так же были выявлены социально-демографические данные и причины создания телесных модификаций. В исследовании приняли участие 34 человека, из которых 19 с наличием телесных модификаций, 15 с отсутствием телесных модификаций. Результаты исследования указывают на взаимосвязь между наличием телесных модификаций и преобладанием дезадаптивных когнитивных стратегий, эмоциональной дисрегуляцией и аутоагрессией.

Введение

В современном обществе наблюдается рост популярности телесных модификаций, таких как татуировки, пирсинг, шрамирование и другие. Эти практики влияют не только на внешний вид человека, но и на его эмоции и способы управления ими. Исследования показывают, что телесные модификации могут изменять эмоциональные реакции и механизмы их регуляции. Они также могут служить средством самовыражения и формирования личной идентичности. Однако их влияние на психологическое состояние требует дальнейшего изучения.

Согласно статистике, около 20% студентов в возрасте от 18 до 24 лет хотя бы раз прибегали к самоповреждающему поведению. Это может быть связано со стрессом, социальным давлением, низкой самооценкой и другими психологическими проблемами. Модификация тела как способ самовыражения или преодоления внутренних конфликтов может привести к восприятию аутоагрессивного поведения как нормы. Одной из причин этого является стремление к признанию и социальной интеграции. В современном обществе, где внешний вид и самовыражение играют важную роль, некоторые студенты могут чувствовать необходимость в модификации тела, чтобы соответствовать определённым эстетическим или социальным стандартам. Социальное давление может побудить их к экспериментам с потенциально опасными методами модификации, а многие не осознают возможные последствия своих действий. Заблуждения о безопасности модификации тела могут вводить их в заблуждение, что часто приводит к серьёзным физическим осложнениям, таким как инфекции, рубцы, и более глубоким психологическим проблемам.

Телесные модификации — это искусственные изменения тела, которые могут быть обусловлены эстетическими, социально-идентификационными, религиозными или психологическими причинами. Они могут выполняться самостоятельно или с помощью специалистов. К таким модификациям относятся традиционные формы декорирования, такие как пирсинг, татуировки, шрамирование и клеймение, а также более радикальные методы, включая введение искусственных имплантов. Телесные модификации имеют культурное значение, связанное с ритуалами перехода и исцеления. Они рассматриваются как социально значимые действия, направленные на трансформацию тела. История татуирования уходит корнями в первобытное общество и древние культуры.

Когнитивная регуляция эмоций — это регуляция эмоций посредством когниций, позволяющая человеку удерживать контроль над своими эмоциями под воздействием, а также после угрозы или стрессовых ситуаций. Н. Гарнефски и В. Крайг выделяют 9 основных способов когнитивной регуляции эмоций:

1. Самообвинение — обращение к мыслям о том, что вина за то, что было испытано или испытывается, лежит непосредственно на субъекте. Несмотря на то что результаты исследований стратегий когнитивной регуляции эмоций неоднородны, они демонстрируют, что атрибутивный стиль самообвинения связан с депрессией и другими нарушениями здоровья. Данная стратегия включает широкий спектр эмоционально-фокусированных мыслей (включая чувство тревоги и возникновение злости).

2. Обвинение — мысленное возложение вины за то, что было испытано или испытывается, на другого человека или окружающую среду. Исследования показали, что среди различных выборок испытуемых, испытавших различные формы угрожающих событий, обвинение других было связано со слабым эмоциональным здоровьем обвиняющего.

3. Принятие − мысленное принятие того, что произошло, и примирение с тем, что случилось. Карвер и другие ученые показали, что принятие как стратегия когнитивной регуляции эмоций имеет умеренную положительную взаимосвязь с оптимизмом и чувством собственного достоинства и умеренную отрицательную связь с тревожностью.

4. Перефокусировка на планирование − размышление о том, какие меры должны быть предприняты, чтобы справиться с негативным событием. Данная когнитивная часть копинга, направленного на действие, автоматически не предполагает, что поведенческая реакция последует. Карвер и другие ученые показали, что перефокусировка на планирование как когнитивная стратегия регуляции эмоций имеет умеренную положительную взаимосвязь с оптимизмом и чувством собственного достоинства и умеренную отрицательную связь с тревожностью.

5. Положительная перефокусировка — обращение к мыслям о радостных и приятных событиях вместо обдумывания актуального события. Положительная перефокусировка может считаться формой внутренней психической отстраненности и определяется как изменение или направление мыслей в положительную сторону, для того чтобы меньше думать об актуальном событии. Можно оспаривать тот факт, что изменение мыслей на более положительные считается эффективной реакцией в краткосрочном плане, поскольку такая реакция может мешать адаптивному копингу в долгосрочном плане.

6. Сосредоточение — размышление о чувствах и мыслях, связанных с негативным событием. Доказано, что сосредоточение как стратегия когнитивной регуляции эмоций имеет связь с высоким уровнем депрессии.

7. Позитивный пересмотр — обращение к мыслям, направленным на создание позитивного для личностного роста значения, события. Карвер и другие ученые показали, что перефокусировка на планирование как стратегия когнитивной регуляции эмоций имеет умеренную положительную взаимосвязь с оптимизмом и чувством собственного достоинства и отрицательную взаимосвязь с тревожностью.

8. Помещение в перспективу — мысленное отстранение от серьезности события, подчеркивание его относительности в сравнении с другими событиями.

9. Катастрофизация — обращение к мыслям, явно преувеличивающим разрушительную силу того, что было испытано. В целом стиль катастрофизации обнаруживает взаимосвязь с плохой адаптацией, эмоциональным дистрессом и депрессией.

Эмоциональная дисрегуляция – это репрессивная система контроля над эмоциями, направленная на снижение негативных последствий действия разрушительных эмоций посредством их игнорирования, подавления или уклонения от них.

Аутодеструктивное поведение определяют как намеренное причинение себе вреда или совершение действий, которые имеют негативные последствия для индивида. Чаще всего под этим понятием подразумевают суицидальное и самоповреждающее поведение, реже — алкогольную и наркотическую зависимость, расстройства пищевого поведения, рискованное сексуальное поведение. (Н. А. Польская и Н. В. Власова).

Цель исследования

Изучение особенностей когнитивной регуляции эмоций у студентов с телесными модификациями и разработка программы направленной на овладение адаптивными когнитивными стратегиями регуляции эмоций.

Методики и выборка

Исследование проводилось в период с 25.11.24 по 26.12.24 на базе ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. Объем выборки составил 34 человека. Из них 19 – с телесными модификациями (экспериментальная группа); 15 – без телесных модификаций (контрольная группа).

Для проверки гипотезы применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы, обобщение результатов, диагностические методики, сравнительный анализ.

  • Анкета «Модификации тела и самоповреждения» (Н.А.Польская, А.С.Кабанова)
  • Опросник Когнитивная регуляция эмоций (Cognitive Emotion Regulation Questionnaire, CERQ) (в адаптации О. Л. Писаревой, А. Гриценко)
  • - Опросник эмоциональной дисрегуляции (Н. А. Польская, А. Ю. Разваляева)
  • - Методика Виды агрессивности (Л. Г. Почебут (2012); Arnold Buss, Ann Durkee (1957))

Результаты и интерпретация данных

Социально-демографические данные представлены на рисунках 1-3

Рисунок 1. Возраст испытуемых

Рисунок 2. Пол испытуемых

Рисунок 3. Присутствие телесных модификаций в окружении испытуемых

Причино-следственные факторы наличия телесных модификаций представлены на рисунке 4

Рисунок 4. Причины телесных модификаций

Телесные модификации представляют собой комплексное социокультурное явление, которое отражает психологические, социальные и культурные аспекты жизни индивида и общества в целом. Они выступают в роли маркеров идентичности и статуса, а также могут служить средством для преодоления внутренних конфликтов и выражения индивидуальности. Восприятие телесных модификаций варьируется в зависимости от культурных норм и ценностей. В некоторых культурах они являются обязательными или традиционными, в то время как в других — могут рассматриваться как табу или неприемлемые.

Сравнение когнитивных стратегий регуляции эмоций у студентов с телесными модификациями и без них представлено на рисунке 5

Рисунок 5. Когнитивные стратегии регуляции эмоций у студентов с наличием и отсутствием телесных модификаций

Сравнивая средние значения, из рисунка 5, видно, что в группе студентов с телесными модификациями, уровень показателей: обвинения, катастрофизация, выше, чем у студентов без телесных модификаций. При этом по средним значениям, уровень показателей: сосредоточение, позитивный пересмотр, помещения в перспективу у студентов с телесными модификациями ниже, чем у студентов без телесных модификаций. Полученные результаты говорят о том, что у студентов с телесными модификациями преобладают дезадаптивные когнитивные стратегии, а у студентов без телесных модификаций преобладают адаптивные когнитивные стратегии. Студентам с телесными модификациями свойственно мысленное возложение вины за то, что было испытано или испытывается, на другого человека или окружающую среду. Так же студентам с телесными модификациями свойственно преувеличивать разрушительную силу того, что было испытано. Когнитивная стратегия катастрофизации говорит о взаимосвязи с плохой адаптацией, эмоциональным дистрессом и депрессией. У студентов без телесных модификаций преобладает обращение к мыслям, направленным на создание позитивного для личностного роста значения, события. Так же для студентов без телесных модификаций свойственно мысленное отстранение от серьёзности события, одновременно подчёркивающее его относительность по сравнению с другими.

Сравнение показателей видов агрессии у студентов с телесными модификациями и без них представлено на рисунке 6

Сравнивая средние значения, из рисунка 8, видно, что в группе студентов с телесными модификациями уровень показателей: общая шкала агрессивности, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия выше, чем у студентов без телесных модификаций. Полученные результаты говорят о том, что у студентов с телесными модификациями уровень агрессии по общей шкале агрессивности выражен больше, чем у студентов без телесных модификаций. Так же студентам с телесными модификациями свойственно выплёскивать свою агрессию на предметах, при разговоре с другим человеком у них появляется чувства отчуждённости и недоверия, а так же для них свойственно вымещать агрессию на самих себя.

Сравнение показателей эмоциональной дисрегуляции у студентов с телесными модификациями и без них представлено на рисунке 7

Рисунок 7. Проявление эмоциональной дисрегуляции у студентов с наличием и отсутствием телесных модификаций

Сравнивая средние значения, из рисунка 7 видно, что в группе студентов с телесными модификациями уровень показателей: руминация, избегание, трудности ментализации, выше, чем в группе студентов без телесных модификаций. Полученные результаты говорят о том, что у студентов с телесными модификациями эиоциональная дисрегуляции выражена гораздо больше, чем у студентов без телесных модификаций. Студенты с телесными модификациями застревают в размышлениях о произошедшем негативном событии и стереотипно возвращаются к негативным эмоциональным состояниям. Так же им свойственен отказ от переживаний, обладающих высоким аффективным зарядом. Однако эта недоступность сознанию – влияет на избегание эмоциогенных переживаний и усугубляет их. Так же для студентов с телесными модификациями характерно ограничении в способности распознавать, как свои, так и чужие эмоции, что негативно сказывается на коммуникации.

Заключение

Анализируя результаты эмпирического исследования, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.

Было установлено, что:

• У студентов с наличием телесных модификаций преобладают дезадаптивные когнитивные стратегии регуляции эмоций

• У студентов с наличием телесных модификаций ярко выражена эмоциональная дисрегуляция

• У студентов с наличием телесных модификаций значения в общей шкале агрессивности выше, чем у студентов с отсутствием телесных модификаций

• У студентов с телесными модификациями уровень аутоагрессии более выражен, чем у студентов без телесных модификаций

В результате исследования были подтверждены все выдвинутые гипотезы. Наличие телесных модификаций указывает на преобладание дезадаптивных когнитивных стратегий, выраженную эмоциональную дисрегуляцию и повышенный уровень аутоагрессии и общей агрессивности.

Список литературы

  1. 1. Хосперс Е.А. Актуальность проблеммы аутоагрессивного поведения, связанного с модификациями тела, у студентов / Хосперс Е.А. // Международный научный журнал «Вестник науки» № 10 (79) Том 3. Октябрь 2024 г.
  2. 2. Польская, Н.А. Понимание эмоций как предиктор самоповреждающего поведения [Текст] / Н.А. Польская // Четвёртая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Т. 2. Томск, 22–26 июня 2010 г. – Томск: Томский государственный университет, 2010. – С. 483–485.
  3. 3. Польская, Н.А. Эмоционально-личностные корреляты модификаций тела [Текст] / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. Новая серия Философия. Психология. Педагогика, вып. 2. – 2014. – Т. 14. – С. 84–90.
  4. 4. Польская Н.А. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии: дисс. ... докт. психол. наук. М., 2017. 423 с.
  5. 5. Эмоциональная дизрегуляция как фактор психосоматических нарушений при депрессии и кардиоваскулярной патологии (аналитический обзор иностранной литературы) / Собенников В.С. 1 , Винокуров Е.В. 1, 2, Рычкова Л.В. 2 , Собенникова В.В // Acta Biomedica Scientifica, 2019, Том 4, № 1.
  6. 6. Польская, Н.А. Модели исследования эмоциональной саморегуляции при самоповреждающем поведении [Текст] / Н.А. Польская // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы (к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн): Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 29–30 ноября 2016 г. / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – Москва: ООО «Сам Полиграфист», 2016. – С. 280–283.
  7. 7. Польская, Н.А. Самоповреждение как копинг [Текст] / Н.А. Польская // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 1. / Отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С. 105–107.
  8. 8. Падун М. А. Регуляция эмоций и ее нарушения // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 39
  9. 9. Nolen-Hoeksema, S. Ruminative coping with depressed mood following loss / S. Nolen-Hoeksema, L.E. Parker, J. Larson // J. of Personality and Social Psychology. — 1994. — Vol. 67. — P. 92–104.
  10. 10. Garnefski, N. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems / N. Garnefski, V. Kraaij, Ph. Spinhoven // Personality and Individual Differences. — 2001. — Vol. 30. — P. 1311–1327.
  11. 11. Endler, N. S. Assessment of multidimensional coping: task, emotion and avoidance strategies / N. S. Endler, J. D. A. Parker // Psychological Assessment. — 1994. — № 6. — P. 50–60.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее