Статья посвящена исследованию мурала как феномена современного монументального искусства. Рассматривается сущность мурала, ключевые отличия от граффити и историческая эволюция от наскальной живописи до актуальной городской практики. Особое внимание уделяется многофункциональной роли муралов в урбанистической среде.
Современный городской ландшафт невозможно представить без масштабных художественных произведений, преобразующих архитектурное пространство. Мурал, или монументальная настенная роспись, превратился из маргинального явления в значимый элемент визуальной коммуникации, доступный самой широкой аудитории.
Мурал (от англ. mural — «стенной») — это форма монументального искусства, представляющая собой крупноформатную роспись на стенах зданий, фасадах или других постоянных поверхностях. Ключевое отличие мурала от граффити лежит в плоскости цели, формы и легитимности. Граффити часто анонимно, основано на каллиграфии и абстрактных формах (шрифты, теги) и может носить нелегальный характер. Мурал, напротив, обычно является санкционированным, фигуративным или сюжетным произведением, нацеленным на диалог с общественностью и преображением городской среды.
Исторически, мурал можно сопоставить с наскальными росписями (красивый пример) или фресковой античной живописью (работы Микеланджело в Сикстинской капелле).
Современный же этап в развитии монументального искусства связан с Мексикой начала XX века, где художники-монументалисты (Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско) использовали стены как холсты, создавая произведения с политическим и социальным подтекстами. В конце XX века традиция была переосмыслена в рамках хип-хоп культуры и движения стрит-арта, что и привело к глобальному распространению муралов в их современном виде.
Роль муралов в городе многогранна. Так, эстетическая и архитектурная значимость складывается за счет преобразование визуально невыразительных или деградирующих пространств, маскируя архитектурные недостатки, создавая новые доминанты. Что касается социально-коммуникативного аспекта, то здесь, муралы становятся платформой для трансляции актуальных тем, например, таких как экология, права человека, память и толерантность. Выступая таким образом в роли «общественного глашатая». Культурно-идентификационная значимость раскрывается за счет традиционной росписи. Отражение локальной истории, фольклора и культуры народа, способствует формированию культурного облика района или города, укрепляя связь жителей с их средой обитания. Касательно экономического и туристического контекста, яркие муралы становятся точками притяжения, повышают туристическую привлекательность территорий и используются бизнесом для создания креативного имиджа.
Среди ключевых фигур в мировом сообществе монументального искусства можно выделить следующих:
- анонимный провокатор Бэнкси (Великобритания);
- мастер деструктивного стиля Vhils (Португалия), создающий портреты путем снятия слоев штукатурки;
- итальянец Блю (Blu), известный гигантскими политическими работами.
В России исследуемый нами жанр искусства развивают такие художники, как Эдуард Кобылин (Zukclub), Кирилл Кто и Алексей Пургин (Make), чьи работы интегрируются в международные тенденции локального контекста.
Мурал прочно утвердился как значимая форма современного публичного искусства. Эволюционировав от протестного жеста до легального инструмента благоустройства и коммуникации. Он демократизирует искусство, вынося его из музеев на улицы. Мурал не просто украшает город, а заставляет его «говорить», становясь активным участником формирования культурного кода и общественного сознания.
Список литературы
- 1. Бэнкси. [Вырезать и собрать]. — М.: Эксмо, 2010. — 224 с. 2. Гэст, Г. Уличное искусство. Граффити, трафареты, постеры, муралы, стикеры. — М.: АСТ, 2018. — 256 с. 3. Лахор, М. Глобальный мурализм: от Мексики до мира. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. — 320 с. 4. Ривз, Дж. Искусство мурала: общественное пространство и визуальная культура. — М.: Рипол-классик, 2019. — 192 с. 5. Schacter, R. The World Atlas of Street Art and Graffiti. — London: Yale University Press, 2013. — 400 p. 6. Lewisohn, C. Street Art: The Graffiti Revolution. — London: Tate Publishing, 2008. — 128 p. 7. Официальный сайт международного фестиваля уличного искусства [Электронный ресурс]. — URL: https://example-festival.org (дата обращения: 15.10.2023). 8. Онлайн-архив и блог о современном мурализме [Электронный ресурс]. — URL: https://example-muralblog.com (дата обращения: 15.10.2023).


