В современных условиях развития мировой экономики вопросы повышения эффективности логистических процессов приобретают особую значимость. Рост объёмов перевозок и повышение требований к качеству обслуживания клиентов требуют внедрения новых подходов к организации логистики. Одним из наиболее перспективных направлений решения данной задачи выступает внедрение цифровых технологий в логистику, предполагающее использование интеллектуальных инструментов управления цепями поставок. К числу таких технологий относятся: интернет вещей (IoT), анализ больших данных (Big data), технологии блокчейна, роботизация и автоматизация процессов.
Целью данного исследования является анализ влияния цифровых технологий на оптимизацию логистических процессов. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ключевые направления цифровизации логистики и проанализировать их особенности применения в логистической деятельности. Заключительной задачей исследования является оценка перспектив внедрения цифровых технологий в логистике. В рамках работы проведён обзор научной литературы, изучен отечественный и зарубежный опыт использования цифровых решений. На основе анализа существующих практик и тенденций сформулированы выводы, основанные на сравнении подходов и их эффективности.
Интернет вещей (IoT)
Интернет вещей представляет собой систему взаимосвязанных физических объектов, оснащённых датчиками, сенсорами и контроллерами, которые способны собирать, передавать и анализировать данные без участия человека. Как отмечают Фомиченко И.П. и Баркова С.О., использование IoT позволяет генерировать, передавать, хранить и обрабатывать большой массив данных о движении материального потока в цепочке поставки, повышая обоснованность принимаемых решений и эффективность всей системы снабжения [1, с. 65].
Как считает Андрианова Н.В., одной из ключевых функций IoT является наблюдение за логистическими процессами в режиме реального времени и возможность оперативного внесения изменений. Это позволяет повышать производительность труда, снижать количество ручного труда за счёт автоматизации, оптимизировать взаимодействие между людьми, системами и оборудованием, а также минимизировать риски при непредвиденных обстоятельствах [2, c. 51].
Примером внедрения IoT можно считать проект компании «Газпромнефть», где RFID-метки и GPS-датчики использовались на сложном логистическом участке для отслеживания перемещения запорной арматуры от завода в Великом Новгороде до базы хранения в Мурманске. Данные регистрировались в блокчейн через смарт-контракт, обеспечивая прозрачность и точность на всех этапах логистики [2, c. 51–52].
Big Data (Большие данные)
Анализ больших данных позволяет логистическим компаниям оптимизировать процессы на всех уровнях: от прогнозирования спроса до управления запасами и маршрутами доставки. По определению Фомиченко И.П. и Барковой С.О., большие данные — это набор структурированных и неструктурированных данных огромного объёма, используемых в бизнес-аналитических системах для управления складами, маршрутизации, проектирования логистических систем и синхронизации планов [1, c. 68].
Как отмечают Бобровская Г.Г. и Олейник Н.М., использование Big Data Science предоставляет компаниям любого масштаба возможность оптимизировать логистику на любом этапе цепи поставок — будь то прогнозирование, управление запасами, распределение персонала или перевозки, что в свою очередь позволяет выделиться на фоне конкурентов [3, c. 59]. Практический пример — сотрудничество РЖД с немецкой компанией SAP. В 2015 году была разработана система отчётности на основе Big Data, сократившая время подготовки отчётов с 14,5 часов до 20 минут. В настоящее время РЖД использует предиктивную аналитику для прогнозирования отказов вагонов и оценки кадрового ресурса [3, c. 58].
Блокчейн
Блокчейн — это цифровая технология хранения и передачи данных, при которой информация фиксируется в виде цепочки блоков, защищённых криптографическими методами и доступных для всех участников сети. технология блокчейн обеспечивает тесную связь между финансовыми, логистическими и экономическими составляющими коммерческих операций, позволяя унифицировать процессы платежей, доставки и документооборота [2, c. 50–51]. Каждый документ — коносамент, сертификат или расписка — регистрируется в блокчейне в исходном виде и остаётся неизменным, обеспечивая постоянный доступ ко всей истории логистических операций в зашифрованном виде [2, c. 52].
Пример интеграции — транзакция на 35 тыс. долларов США между банками Австралии и США по поставке хлопка с применением смарт-контрактов. Хотя проект не был завершён, он показал потенциал технологии. В Европе подобный проект был инициирован в Роттердаме с участием университетов и исследовательских организаций [4, c. 257].
Несмотря на ряд преимуществ, технология имеет и недостатки. К проблемам внедрения блокчейн технологии Кудрявцева С.С. относит: трудность в области координирующих действий всех участников цепи, сокращение потребности в человеческом ресурсе (сокращение кадров) и децентрализация проводимых операций. [4, c. 258-259].
Роботизация и автоматизация
Среди зрелых технологий, уже активно применяемых в логистике, можно выделить роботов, БПЛА, автоматические погрузчики, полочные шаттлы и сортировочные системы. Они активно внедряются на складах и в системах распределения. Суе Сунь приводит пример умного склада Cainiao в Китае, где более 100 роботов выполняют задачи по комплектации заказов, что значительно снижает издержки и повышает скорость операций [5, c. 19].
Также дроны применяются в последней миле доставки: во время акции JD в 2017 году было выполнено более 1000 заказов в отдалённые деревни. Большие данные используются для прогнозирования спроса, оптимизации маршрутов и технического обслуживания оборудования. Однако ряд технологий — 3D-печать, носимые устройства, беспилотные грузовики — пока остаются на стадии тестирования, но имеют высокий потенциал для будущей интеграции [5, c. 19].
На основе проанализированных данных и изученной научной литературы, мною была сформирована таблица, отражающая взаимосвязь цифровых технологий с нынешними аспектами и процессами логистического процесса, степень интегрированности в настоящее время и сложность внедрения каждой технологии в управление цепочками поставок.
Таблица 1.
Цифровые технологии в логистике
|
Технология
|
Функции, применяемые в логистике |
Степень интеграции |
Сложность внедрения |
|
Интернет вещей (IoT) |
Складская логистика, транспортировка, отслеживание, контроль активов |
Высокая |
Средняя |
|
Big Data (Большие данные) |
Прогнозирование спроса, управление запасами, оптимизация маршрутов |
Высокая |
Средняя |
|
Блокчейн |
Документооборот, прозрачность поставок, безопасность, взаимодействие с IoT |
Низкая |
Высокая |
|
Роботизация |
Складские операции, автоматизация комплектования, внутренняя логистика |
Высокая |
Средняя |
Проанализированные цифровые технологии, представленные в таблице, различаются по степени интеграции и сложности внедрения в логистические процессы. Блокчейн обеспечивает высокий уровень безопасности и прозрачности документооборота, однако его интеграция остаётся низкой из-за высокой сложности внедрения и недостатка практических примеров. Интернет вещей (IoT), напротив, обладает высокой степенью интеграции и средним уровнем сложности. Эта технология активно применяется на практике, обеспечивая контроль и управление логистическими процессами в режиме реального времени. Big Data также отличается высокой степенью внедрения при умеренной сложности использования. Аналитические инструменты на её основе позволяют компаниям оптимизировать маршруты, управлять запасами и прогнозировать спрос. Роботизация характеризуется высоким уровнем интеграции, но требует значительных финансовых и инфраструктурных ресурсов, что усложняет процесс её масштабного внедрения.
Эти технологии взаимосвязаны и в совокупности формируют единую цифровую среду, обеспечивающую комплексное управление логистическими потоками. Внедрение цифровых решений способствует снижению издержек, повышению прозрачности и устойчивости логистических систем. Вместе с тем, цифровизация требует квалифицированных специалистов и значительных инвестиций, что остаётся ключевым ограничением, особенно для небольших компаний.
Таким образом, цифровые технологии представляют собой стратегически важное направление развития логистики. Их дальнейшее распространение и совершенствование будут способствовать созданию эффективных, гибких и интегрированных логистических систем, основанных на взаимодействии и синергии цифровых инструментов.
Список литературы
- Фомиченко И.П., Баркова С.О. СМАРТ-ЛОГІСТИКА: КОНЦЕПТУАЛЬНІ ЗАСАДИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ В УКРАЇНІ: статья в журнале - научная статья / Фомиченко И.П., Баркова С.О. - Донбаська державна машинобудівна академія, 2020 г. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43085729
- Андрианова Н.В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: статья в сборнике трудов конференции / Андрианова Н.В - Хабаровский государственный университет экономики и права, 2019 г. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42379161
- Бобровская Г.Г. Олейник Н.М ЗНАЧЕНИЕ BIG DATA SCIENCE В ЛОГИСТИКЕ: статья в сборнике трудов конференции / Бобровская Г.Г. Олейник Н.М - Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022 г. –URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48675259
- Кудрявцева С.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЛОКЧЕЙН В ЛОГИСТИКЕ: статья в сборнике трудов конференции / Кудрявцева С.С. - ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», 2019 г. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41718041
- Суе Сунь СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В КИТАЕ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: статья в журнале - научная статья / Суе Сунь - Институт городских железнодорожных перевозок и логистики, Объединённый Пекинский университет, 2019 г. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37381201


