ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Авторы публикации

Рубрика

Логистика

Просмотры

61

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (247), Ноябрь ‘25

Поделиться

В статье рассмотрено влияние цифровых технологий на развитие и оптимизацию логистических процессов. Анализируются ключевые направления цифровизации логистики, включая использование Интернета вещей (IoT), больших данных, блокчейна и роботизации. Определены основные преимущества и трудности внедрения цифровых технологий.

В современных условиях развития мировой экономики вопросы повышения эффективности логистических процессов приобретают особую значимость. Рост объёмов перевозок и повышение требований к качеству обслуживания клиентов требуют внедрения новых подходов к организации логистики. Одним из наиболее перспективных направлений решения данной задачи выступает внедрение цифровых технологий в логистику, предполагающее использование интеллектуальных инструментов управления цепями поставок. К числу таких технологий относятся: интернет вещей (IoT), анализ больших данных (Big data), технологии блокчейна, роботизация и автоматизация процессов.

Целью данного исследования является анализ влияния цифровых технологий на оптимизацию логистических процессов. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ключевые направления цифровизации логистики и проанализировать их особенности применения в логистической деятельности. Заключительной задачей исследования является оценка перспектив внедрения цифровых технологий в логистике. В рамках работы проведён обзор научной литературы, изучен отечественный и зарубежный опыт использования цифровых решений. На основе анализа существующих практик и тенденций сформулированы выводы, основанные на сравнении подходов и их эффективности.

Интернет вещей (IoT)

Интернет вещей представляет собой систему взаимосвязанных физических объектов, оснащённых датчиками, сенсорами и контроллерами, которые способны собирать, передавать и анализировать данные без участия человека. Как отмечают Фомиченко И.П. и Баркова С.О., использование IoT позволяет генерировать, передавать, хранить и обрабатывать большой массив данных о движении материального потока в цепочке поставки, повышая обоснованность принимаемых решений и эффективность всей системы снабжения [1, с. 65].

Как считает Андрианова Н.В., одной из ключевых функций IoT является наблюдение за логистическими процессами в режиме реального времени и возможность оперативного внесения изменений. Это позволяет повышать производительность труда, снижать количество ручного труда за счёт автоматизации, оптимизировать взаимодействие между людьми, системами и оборудованием, а также минимизировать риски при непредвиденных обстоятельствах [2, c. 51].

Примером внедрения IoT можно считать проект компании «Газпромнефть», где RFID-метки и GPS-датчики использовались на сложном логистическом участке для отслеживания перемещения запорной арматуры от завода в Великом Новгороде до базы хранения в Мурманске. Данные регистрировались в блокчейн через смарт-контракт, обеспечивая прозрачность и точность на всех этапах логистики [2, c. 51–52].

Big Data (Большие данные)

Анализ больших данных позволяет логистическим компаниям оптимизировать процессы на всех уровнях: от прогнозирования спроса до управления запасами и маршрутами доставки. По определению Фомиченко И.П. и Барковой С.О., большие данные — это набор структурированных и неструктурированных данных огромного объёма, используемых в бизнес-аналитических системах для управления складами, маршрутизации, проектирования логистических систем и синхронизации планов [1, c. 68].

Как отмечают Бобровская Г.Г. и Олейник Н.М., использование Big Data Science предоставляет компаниям любого масштаба возможность оптимизировать логистику на любом этапе цепи поставок — будь то прогнозирование, управление запасами, распределение персонала или перевозки, что в свою очередь позволяет выделиться на фоне конкурентов [3, c. 59]. Практический пример — сотрудничество РЖД с немецкой компанией SAP. В 2015 году была разработана система отчётности на основе Big Data, сократившая время подготовки отчётов с 14,5 часов до 20 минут. В настоящее время РЖД использует предиктивную аналитику для прогнозирования отказов вагонов и оценки кадрового ресурса [3, c. 58].

Блокчейн

Блокчейн — это цифровая технология хранения и передачи данных, при которой информация фиксируется в виде цепочки блоков, защищённых криптографическими методами и доступных для всех участников сети. технология блокчейн обеспечивает тесную связь между финансовыми, логистическими и экономическими составляющими коммерческих операций, позволяя унифицировать процессы платежей, доставки и документооборота [2, c. 50–51]. Каждый документ — коносамент, сертификат или расписка — регистрируется в блокчейне в исходном виде и остаётся неизменным, обеспечивая постоянный доступ ко всей истории логистических операций в зашифрованном виде [2, c. 52].

Пример интеграции — транзакция на 35 тыс. долларов США между банками Австралии и США по поставке хлопка с применением смарт-контрактов. Хотя проект не был завершён, он показал потенциал технологии. В Европе подобный проект был инициирован в Роттердаме с участием университетов и исследовательских организаций [4, c. 257].

Несмотря на ряд преимуществ, технология имеет и недостатки. К проблемам внедрения блокчейн технологии Кудрявцева С.С. относит: трудность в области координирующих действий всех участников цепи, сокращение потребности в человеческом ресурсе (сокращение кадров) и децентрализация проводимых операций. [4, c. 258-259].

Роботизация и автоматизация

Среди зрелых технологий, уже активно применяемых в логистике, можно выделить роботов, БПЛА, автоматические погрузчики, полочные шаттлы и сортировочные системы. Они активно внедряются на складах и в системах распределения. Суе Сунь приводит пример умного склада Cainiao в Китае, где более 100 роботов выполняют задачи по комплектации заказов, что значительно снижает издержки и повышает скорость операций [5, c. 19].

Также дроны применяются в последней миле доставки: во время акции JD в 2017 году было выполнено более 1000 заказов в отдалённые деревни. Большие данные используются для прогнозирования спроса, оптимизации маршрутов и технического обслуживания оборудования. Однако ряд технологий — 3D-печать, носимые устройства, беспилотные грузовики — пока остаются на стадии тестирования, но имеют высокий потенциал для будущей интеграции [5, c. 19].

На основе проанализированных данных и изученной научной литературы, мною была сформирована таблица, отражающая взаимосвязь цифровых технологий с нынешними аспектами и процессами логистического процесса, степень интегрированности в настоящее время и сложность внедрения каждой технологии в управление цепочками поставок.

Таблица 1.

Цифровые технологии в логистике

Технология

 

Функции, применяемые в логистике

Степень интеграции

Сложность внедрения

Интернет вещей (IoT)

Складская логистика, транспортировка, отслеживание, контроль активов

Высокая

Средняя

Big Data (Большие данные)

Прогнозирование спроса, управление запасами, оптимизация маршрутов

Высокая

Средняя

Блокчейн

Документооборот, прозрачность поставок, безопасность, взаимодействие с IoT

Низкая

Высокая

Роботизация

Складские операции, автоматизация комплектования, внутренняя логистика

Высокая

Средняя

 

Проанализированные цифровые технологии, представленные в таблице, различаются по степени интеграции и сложности внедрения в логистические процессы. Блокчейн обеспечивает высокий уровень безопасности и прозрачности документооборота, однако его интеграция остаётся низкой из-за высокой сложности внедрения и недостатка практических примеров. Интернет вещей (IoT), напротив, обладает высокой степенью интеграции и средним уровнем сложности. Эта технология активно применяется на практике, обеспечивая контроль и управление логистическими процессами в режиме реального времени. Big Data также отличается высокой степенью внедрения при умеренной сложности использования. Аналитические инструменты на её основе позволяют компаниям оптимизировать маршруты, управлять запасами и прогнозировать спрос. Роботизация характеризуется высоким уровнем интеграции, но требует значительных финансовых и инфраструктурных ресурсов, что усложняет процесс её масштабного внедрения.

Эти технологии взаимосвязаны и в совокупности формируют единую цифровую среду, обеспечивающую комплексное управление логистическими потоками. Внедрение цифровых решений способствует снижению издержек, повышению прозрачности и устойчивости логистических систем. Вместе с тем, цифровизация требует квалифицированных специалистов и значительных инвестиций, что остаётся ключевым ограничением, особенно для небольших компаний.          

Таким образом, цифровые технологии представляют собой стратегически важное направление развития логистики. Их дальнейшее распространение и совершенствование будут способствовать созданию эффективных, гибких и интегрированных логистических систем, основанных на взаимодействии и синергии цифровых инструментов.

Список литературы

  1. Фомиченко И.П., Баркова С.О. СМАРТ-ЛОГІСТИКА: КОНЦЕПТУАЛЬНІ ЗАСАДИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ В УКРАЇНІ: статья в журнале - научная статья / Фомиченко И.П., Баркова С.О. - Донбаська державна машинобудівна академія, 2020 г. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43085729
  2. Андрианова Н.В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: статья в сборнике трудов конференции / Андрианова Н.В - Хабаровский государственный университет экономики и права, 2019 г. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42379161
  3. Бобровская Г.Г. Олейник Н.М ЗНАЧЕНИЕ BIG DATA SCIENCE В ЛОГИСТИКЕ: статья в сборнике трудов конференции / Бобровская Г.Г. Олейник Н.М - Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022 г. –URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48675259
  4. Кудрявцева С.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЛОКЧЕЙН В ЛОГИСТИКЕ: статья в сборнике трудов конференции / Кудрявцева С.С. - ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», 2019 г. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41718041
  5. Суе Сунь СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В КИТАЕ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: статья в журнале - научная статья / Суе Сунь - Институт городских железнодорожных перевозок и логистики, Объединённый Пекинский университет, 2019 г. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37381201
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее