Государственная экологическая экспертиза на байкальской природной территории

Государственная экологическая экспертиза на байкальской природной территории

В данной статье рассматривается проблема такого института как государственная экологическая экспертиза в разрезе правовой охраны озера Байкал и Байкальской природной территории. Раскрываются проблемы реализации указанного механизма, исследуются отличительные особенности реализации государственной экологической экспертизы на проектную документацию деятельности, планируемой к осуществлению на Байкальской природной территории, дается соответствующая характеристика указанного правового института. Автор приходит к выводу о том, что государственная экологическая экспертиза один из основных механизмов правовой охраны озера Байкал, способствующий недопущению нарушений природоохранного законодательства. Но обязывая проводить государственную экологическую экспертизу, законодателю необходимо учитывать социальные и экономические интересы граждан.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (41), ноябрь ‘21

Дата публицакии 28.11.2021

Поделиться

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни, здоровье населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения естественных экологических систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Одним из направлений в этой деятельности государства является развитие сети особо охраняемых природных территорий и совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в процессе организации и функционирования отдельных категорий особо охраняемых природных территорий.

Проблема защиты уникальной экологической системы озера Байкал актуальна для общественности уже несколько десятилетий.

В 1996 году решением сессии Комитета по Всемирному Наследию ЮНЕСКО озеро Байкал признано Участком всемирного природного наследия. Таким образом, озеро Байкал имеет статус Участка всемирного наследия и, в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, Россия взяла на себя ответственность перед мировым сообществом за его сохранение. Одним из инструментов обеспечивающих охрану озера Байкал, как объекта всемирного природного наследия является государственная экологическая экспертиза, которая нашла свое отражение как в фундаментальных федеральных законах в сфере охраны окружающей среды, так и в специальных нормах регулирующих хозяйственную деятельность на Байкальской природной территории [6, с. 256].

По большому счету, именно государственная экологическая экспертиза служит инструментом предотвращения, предупреждения негативных последствий для окружающей среды.

Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. экологическая экспертиза – «установление соответствия  документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду» [1].

Экологическая экспертиза расценивается многими специалистами как один из важных и эффективных правовых инструментов, который предотвращает нанесение вреда окружающей природной среде.

По некоторым оценкам, предотвращениям загрязнения природной среды обходится в четыре - пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений.

По большему счету, именно государственная экологическая экспертиза служит инструментом предотвращения, предупреждения негативных последствий для окружающей среды. [3, с. 236].

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Экспертиза является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

Профессор О.Л. Дубовик считает, что экологическая экспертиза «на протяжении более 10 лет реально являлась действенным инструментом охраны окружающей среды» [4, с. 315].

В границах Байкальской природной территории введен особый режим хозяйственной деятельности, ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» предусматривает перечень видов деятельности, запрещенных или ограниченных на Байкальской природной территории.

Согласно ч. 2 указанной статьи, на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов [2].

Кроме того, обязательность проведения государственной экологической экспертизы обозначена в Федеральном законе как основной принцип охраны Байкальской природной территории (ст. 5 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).

Полагается, что в данном случае, речь идет о проведении в границах Байкальской природной территории экологической экспертизы исключительно федерального уровня, что полностью соответствует положениям Федерального закона «Об экологической экспертизе» [7, с. 18].

Таким образом, государство стремится обеспечить достойную правовую охрану озера Байкал, но учитывая нарастающее антропогенное воздействие на Байкальскую природную территорию зачастую природоохранные нормы идут вразрез с общественным мнением и потребностями [4, с. 315].

Кроме того, сложность составляет и большое влияние экономического фактора, так как усиления режимов и большое количество запретов негативно влияют на экономический сектор в границах Байкальской природной территории.

Включение озера Байкал в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО привело к тому, что на Российскую Федерацию теперь возложена большая ответственность по сохранению уникальной экосистемы озера. Нельзя сказать, что ЮНЕСКО выступает в роли контролирующей организации, но сам факт того, что Байкал каждый раз находится в «группе риска», а в решениях ЮНЕСКО каждый год указывается на недостаточную защищенность озера в связи с неисполнением Российской Федерации, каких-либо предписаний комитета, говорит о том, что для России охрана Байкальской природной территории одна из приоритетных задач [5, с. 133].

На сегодняшний день государство пытается найти баланс между сохранением экологии на Байкале, традициями коренного населения, а также экономической деятельностью на Байкальской природной территории.

Последние изменения в правовом регулировании проведения экологической экспертизы, в границах Байкальской природной территории, свидетельствуют о том, что законодатель заинтересован не в тотальном запрете деятельности, а именно в сохранении некого баланса.

Эколого-правовые нормы в первую очередь направлены на недопущение ухудшения экологии, а уже во вторую на наказание виновных и возмещение вреда, именно для цели предупреждения возможным негативных последствий для окружающей среды так важно давать оценку намечаемой деятельности, для этого и служит государственная экологическая экспертиза.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» // СПС Консультант Плюс.
  3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристъ. 2005. - 390 с.
  4. Дубовик О.В. Экологическое право. - М.: Изд. Проспект. 2009. - 472 с.
  5. Колобов Р.Ю. Байкал как объект всемирного наследия: история и современность // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2018. – № 3.
  6. Колобов Р.Ю. Байкал как объект международно-правовой охраны (по следам 42-й сессии Комитета всемирного наследия) // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 1В. С. 255-268.
  7. Храмова Ю.Р. К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы // Государство и право. 2000. №8. С.17-21.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary