ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

99

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (247), Ноябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема формирования самооценки у подростков и предлагается метод её развития – психологические игры. Эксперимент подтвердил их положительное влияние на уверенность в себе и самооценку подростков. Описаны механизмы воздействия: развитие коммуникации, командной работы, осознание причинно-следственных связей. Результаты могут применяться психологами и педагогами для повышения самооценки и адаптации подростков.

Введение

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование по влиянию психологических игр на развитие самооценки подростков.

Метод эмпирического исследования: методика Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан А.М. [9, с. 480], которая направлена на диагностику уровня самооценки подростков, основанная на непосредственном оценивании подростками собственных качеств по собственной самооценки.

Актуальность темы связана с необходимостью психологического сопровождения в критически важный период развития личности подростков-девятиклассников, изменениями в их сферах жизни, в момент выбора ими дальнейшего жизненного пути, связанного с обучением и выбором профессии, успехами или неудачами в учебе, взаимоотношениями со сверстниками. Современное общество предъявляет высокие требования, связанные с конкуренцией, быстрой адаптацией к новым условиям и необходимостью принятия сложных решений, что усиливает давление на самооценку школьников.

По мнению психолога Приймаченко Натальи «развития самооценки в подростковом возрасте характеризуется ориентацией на некий эталон (81%), состоящий из идеальных черт других людей… возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе «здесь и теперь», и основанная на сопоставлении себя как личности и своего поведения с определенными нормами» [8, с. 4]. Устойчивая и реалистичная самооценка придаёт подросткам уверенность в своих силах, инициативность, целеустремленность и способствует успешной адаптации к социальным требованиям. Низкая же самооценка, наоборот, может приводить к неуверенности, пассивности, избеганию ответственности и трудностям в межличностных отношениях. Перспективным подходом для развития самооценки подростков является использование психологических игр, поскольку они позволяют в безопасной и увлекательной форме моделировать различные жизненные ситуации, осознавать школьникам свои сильные и слабые стороны, развивать навыки саморегуляции и повышать уверенность в себе.

Практическая значимость: результаты исследования, представленные в статье, могут быть использованы психологами, педагогами и социальными работниками для разработки и внедрения программ, направленных на развитие самооценки подростков и повышение их адаптационных возможностей.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Анализ литературы продемонстрировал, что феномен самооценки представляет собой сложное явление, которое активно исследуется и детально описывается различными учеными. Разработка теории игры уходит корнями в XIX век и связана с именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера и В. Вундта, которые рассматривали игру как явление, тесно связанное с искусством, обусловленное избытком жизненных сил. Ф. Шиллер [15, с. 89] считал игру эстетической деятельностью, возникающей из избытка сил, свободных от удовлетворения насущных потребностей. Стрельникова Лариса Юрьевна отмечает, что Шиллер подчеркивал: «Человек становится Человеком, когда играет. Игру и эстетику объединяет сознание условности и видимости: при восприятии искусства и в игре мы осознаем, что это не настоящая реальность, но воспринимаем это так, как если бы это было реально, что и создает эстетическую реакцию» [11, с. 36].

Торгонский Виктор Васильевич, отмечая, что «Г. Спенсер одним из первых поставил вопрос о социальной природе детской игры... В дальнейшем проблемы социального происхождения игры ребенка, ее специфического содержания и структуры в отличие разрабатывались в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других» [13, с. 102].

Капридова Е. А. отмечает, что «тревожные, застенчивые, напряженные ученики — после нескольких игровых туров начинают смелее общаться со взрослыми и одноклассниками, ярче и свободнее выражают эмоции. Активные дети, требующие постоянного внимания — становятся более терпеливыми, начинают обращать внимание на других участников игры, учатся слушать других» [5, с. 25].

Смирнова Е.О. и Рябкова И.А., описывая уникальность игры для развития самооценки, отмечают, что «в ней совмещаются интересы школьника и педагога: она соответствует естественным потребностям и желаниям подростка, а потому с её помощью он приобретает новое легко и охотно» [10, с. 223].

Доктор психологических наук, член Союза писателей России Вачков Игорь Викторович отмечает, что один из видов игры «сказкотерапия - это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности» [3, с. 103]. Метод сказкотерапии активно используется для работы с подростками, позволяя  им, в ходе психологической игры через использование сказок и мифов, углубить свое самосознание и развить навыки взаимодействия с окружающими. В процессе игры подростки могут рассказывать свои истории, интерпретировать их, что помогает им осознать свои чувства, переживания и внутренние конфликты. Игры способствуют созданию безопасной среды, где подростки могут свободно выражать свои мысли и эмоции, что особенно важно в этот период их жизни, когда происходит формирование личности и идентичности психологические игры помогают также развить эмпатию, поскольку участники учатся понимать чужую точку зрения через призму сказочных персонажей и их опыт. Через создание или переработку сказок подростки могут находить решения для своих проблем, улучшать навыки коммуникации и сотрудничества, а также извлекать уроки из ситуации героев, что делает этот игровой подход эффективным инструментом личностного роста, развития самооценки и психоэмоциональной поддержки.

Однако при всем многообразии исследований до сих пор не существует однозначного и универсального определения самого понятия «самооценка», включая вопросы её онтогенеза, то есть формирования самооценки на различных этапах развития личности. Учёные исследуют функции самооценки и её влияние на поведение и самоощущение подростков, уделяя внимание на том, как самооценка может зависеть от различных факторов, включая социальные, культурные и персональные обстоятельства. Учёные исследуют структуру самооценки, её закономерности и возможности формирования, что свидетельствует о стремлении понять, как различные воздействия, включая игры, могут способствовать изменению самооценки у подростков. По мнению американского психолога и психиатра Берн Эрика «Игры» — это жизненные сценарии, определяющие поведение человека, способы его общения с окружающими» [1, с. 543], а участие в психологических играх учит меньше «играть» и приводит к личностному росту.

В результате работы накапливаются знания о том, как создать оптимальные условия для формирования позитивной самооценки, что является важным для практического применения в психологии и педагогике и, несмотря на наличие множества исследований, проблема остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения и уточнения теоретических подходов.

Материалы и методы

Исследование включало теоретический этап, на котором проводилось изучение отечественной и зарубежной литературы, а также эмпирический этап, в рамках которого проводился эксперимент среди 30 девятиклассников.

Результаты первоначальной диагностики

По результатам констатирующего этапа исследования по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан были получены следующие результаты, которые приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования на констатирующем этапе исследования

У группы А – 20% имеют завышенную самооценку (3 человек) – 47% имеют заниженную самооценку (7 человек) – 33% имеют адекватную самооценку (5 человек).

У группы Б – 27% имеют завышенную самооценку (4 человека) – 53% имеют заниженную самооценку (8 человек) – 20% имеют адекватную самооценку (3 человека).

В обеих группах наблюдается меньшая доля лиц с завышенной самооценкой и меньшая часть с адекватной самооценкой, что говорит о наличии общей проблемы сбалансированной самооценки в исследуемой выборке. Несмотря на незначительные различия между группами, общая тенденция подчеркивает низкую самооценку как наиболее распространенную характеристику, что показывает потенциальные общие психологические факторы, влияющие на самовосприятие в группах А и Б.

По результатам тестирования выяснили, что более 60% учащихся имеют необходимость в коррекции уровня своей самооценки. Завышенная самооценка у многих часто проявляется в виде нереалистичных требований к самим себе, что ведет к переоценке своих возможностей, вызывает раздражение окружающих, приводит к конфликтам и неудачам и сильному разочарованию. У многих молодых людей ярко выражен эгоцентризм, сопровождающийся убеждением, что другие разделяют их мысли и чувства, сильно беспокоятся о каких-то своих незначительных недостатках, считая, что окружающие заметили их так же, как и они сами. Некоторые ребята демонстрируют максимализм, полагая, что их восприятие мира является единственно правильным, то есть, в свои 15 лет по модели Пиаже, как отмечает психолог, магистр Жеуров Александр Дмитриевич «развитие абстрактного мышления и способности к рассуждению, другими словами в этот период у подростка формируется так называемый взрослый интеллект» [4, с. 3], подростки находятся в стадии завершения процесса своего когнитивного развития, когда им очень важна их реальная самооценка.

В противоположность завышенной, заниженная самооценка вызывает у ребят бездействие, что также ведет к разочарованию и раздражению, к отсутствию желаемых результатов.

Для развития самооценки подростков мы применили именно игры, ведь, по мнению выдающегося нидерландского историка и культуролога Хёйзинга Йохана: «Игра – это функция, которая исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто, выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие» [14, с. 389]. Психологическая игра, представляющая собой "маленькую жизнь", позволяет участникам проживать моменты прошлого или будущего, приобретая ценный опыт. В отличие от других видов игр, она выступает как деятельность, вовлекающая участников целиком, не преследуя материальной выгоды, а совершаясь в ограниченном пространстве и времени по определенным правилам, что делает её привлекательной для школьников, обеспечивая богатый обучающий, развивающий и совершенствующий личность потенциал. Для изучения влияния психологических игр, которые способствуют обучению новому, развитию хобби, освоению теоретических дисциплин, приобретению умений и навыков, на развитие самооценки подростков, мы разделили класс на две группы по 15 человек и провели с одной из групп шесть психологических игр в период с сентября 2024 по февраль 2025 года.

Для работы с подростками мы применили разные типы игр, имеющие различные цели и подходы, чтобы дать возможность каждому участнику находить свой путь к самовыражению и самопознанию. Деловые и позиционные игры, по мнению кандидата психологических наук Лукьяненко М. А. создают «широкие возможности для активизации учебного процесса… и условия реального общения её участникам» [6, с. 102], укрепляют уверенность подростков в своих навыках и умениях, стимулируя их к активному взаимодействию и конструктивному разрешению конфликтов. Соревновательные элементы игровой, включённые в игровой процесс, могут помочь подросткам понять свои сильные и слабые стороны, а также научить их справляться с неудачами.

Психологическая игра «Репортер» представляет собой интересный и многогранный инструмент из серии «игр-оболочек». Игра помогает развивать навыки активного слушания, что способствует лучшему пониманию друг друга и укреплению межличностных связей. Кроме того, участники могут испытать свои творческие возможности, что не только стимулирует их воображение, но и создает ощущение свободы самовыражения. В ходе игры формируется атмосфера доверия и поддержки, что очень важно для подростков. Развитие креативности и наблюдательности в игре также благоприятно сказывается на общем уровне самооценки, позволяя ребятам почувствовать свою значимость и ценность в группе, в целом в коллективе.

Игры «Перекресток» и «Островитяне» — это вид игры из серии «игра- проживание». В ходе игр участники сталкиваются с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решений, что способствует развитию их способности осознанно выбирать и принимать ответственность за последствия своих выборов. Игры создают пространство для проживания различных эмоций, что важно для формирования самосознания. В процессе игр участники учатся вести групповые дискуссии и обсуждения, развивая навыки общения и коллективного творчества, что помогает ребятам укрепить уверенность в себе, понимать и принимать разные точки зрения, а также способствует укреплению социальных связей.

Вид психологической игры «Девочки- мальчики» - «игра-драма». Игра состоит из ситуаций, которые помогают подросткам столкнуться с мужскими и женскими стереотипами, исследовать границы между этими мирами и находить собственную идентичность. Одной из ключевых целей игры является осознание подростками того, что многие предвзятые мнения и стереотипы являются условными и могут быть оспорены. Применяя роль игры, участники получают уникальную возможность «прожить» развитие межполовых отношений, наблюдая за тем, как их действия влияют на поведение и взаимодействие с окружающими. Ребята учатся в игре критически осмыслить свои установки и значительно повышают уровень своей самооценки, основываясь на более глубоком понимании себя и других.

Игры бывают и деловыми (проектными), которые способствуют развитию навыков самостоятельной деятельности подростков, позволяя участникам осознавать её смысл, ценности, ставить цели и оценивать результаты. В этих играх основное внимание уделяется построению деятельности и достижению итогового результата, что способствует формированию проектного мышления и умения работать с проблемами. Такие игры могут иметь сюжет или основываться на реальных ситуациях, например, подготовке к мероприятию, в которой может участвовать класс. Мы использовали примеры игр, описанные Битяновой М.Р., в которых «дети решают сугубо инструментальные задачи, планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, игровую логику, которая от этапа к этапу отслеживается» [2, с. 89].

Из серии «деловая игра» провели две игры: «Экзамен» и «Перспектива».

В игре «Экзамен», основной целью которой является помощь подросткам в подготовке психологически к экзаменам, развиваются навыки управления стрессом и уверенности школьников в себе. В процессе игры участники сталкиваются с различными ситуациями, связанными с экзаменационными стрессами, выбирают стратегии поведения и представляют свои решения. В профориентационнной игре «Перспектива» участники учатся планировать свое будущее, понимая важность осознанного выбора и его влияние на их жизнь, что, в свою очередь, положительно сказывается на их самооценке и общей уверенности в своих силах.

Результаты после проведения психологических игр

По результатам контрольного этапа исследования по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан были получены следующие результаты, которые отражены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты исследования на контрольном этапе исследования

У группы А – 20% имеют завышенную самооценку (3 человек) – 60% имеют заниженную самооценку (9 человек) – 20% имеют адекватную самооценку (3 человек).

У группы Б – 13% имеют завышенную самооценку (2 человек) – 27% имеют заниженную самооценку (4 человек) – 60% имеют адекватную самооценку (9 человек).

Подростки группы Б, которые участвовали в психологических играх, продемонстрировала значительное улучшение, с существенным снижением заниженной самооценки и заметным повышением адекватной самооценки. Напротив, подростки группы А, которые не участвовали в психологических играх, показали заметное снижение самооценки, что подтверждают результаты контрольного этапа исследования. Структурированные психологические занятия могут положительно влиять на развитие самооценки, в то время как отсутствие такой поддержки может усугубить существующие проблемы или способствовать дальнейшему ухудшению самовосприятия подростков.

Заключение

Цель работы по экспериментальному исследованию по влиянию психологических игр на развитие самооценки подростков достигнута, а выдвинутая гипотеза о том, что большинство подростков, имеющих заниженную самооценку, в результате участия в психологических играх, становятся уверенными в себе, своих силах и значительно повышают свою самооценку была подтверждена. Разнообразные психологические игры привнесли неожиданные и ценные уроки для школьников, возникающие в результате проживания определённых ситуаций, обсуждений, конфликтов или споров, а это, по мнению экспертов психологии Павловой С.А., Салитовой Ф.Ш., Пурдиной Е. И. «требует повышенного внимания к воспитательной работе, благодаря успешным результатам которой представители подрастающего поколения смогут стать конкурентоспособными членами общества будущего» [7, с. 104]. Такие ситуации в играх привели к осознаниям и представлениям о себе и окружающих. Подростки, столкнувшись с трудностями в игре, научились справляться с негативными эмоциями, развивать навыки коммуникации и находить компромиссы, что не только укрепило их самооценку, важные жизненные навыки, такие как умение работать в команде, быть открытыми к критике и работать над собой.

Психологические игры оказали положительное влияние на самооценку участников в группе B, в то время как отсутствие вмешательства в группе A могло способствовать снижению их самооценки. В целом, результаты подчеркивают потенциальную пользу психологических игр в продвижении здоровой самооценки среди подростков.

Игровой формат позволяет участникам свободно экспериментировать с разными подходами к решению проблем без страха неудачи, тем самым укрепляя их внутреннюю уверенность и готовность к настоящим экзаменам. Результаты игр наглядно иллюстрируют у участников причинно-следственные связи между выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, что способствует формированию у них ответственного подхода к выбору жизненной стратегии и отражается на развитие самооценки, содействуя их социальному, эмоциональному и личностному росту.

Список литературы

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузберг; общ. ред. В. Краснощёков. — Москва: Бомбора, 2022. — 576 с.
  2. Битянова М. Р. Большая психологическая игра в работе школьного психолога // Первое сентября. — М., 2002. — URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200404210 (дата обращения: 26.02.2025)
  3. Вачков И. В. Сказкотерапия в работе детского психолога // СДО. — 2008. — № 4. — С. 50–55
  4. Жеуров А. Д. Жан Пиаже и его теория когнитивного развития // B17. URL: https://www.b17.ru/blog/317133/ (дата обращения: 26.02.2025)
  5. Капридова Е. А., Дёмина Л. В. Настольные психологические игры в работе школьного психолога // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 24–26
  6. Лукьяненко М. А. Развитие коммуникативных навыков подростков в условиях временного коллектива средствами игротерапии // Символ науки. 2023. № 4-2. С. 203–209
  7. Павлова С. А., Салитова Ф. Ш., Пурдина Е. И. Формирование конструктивных навыков общения у подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 269–272
  8. Приймаченко Н. Самооценка подростка // Психологический журнал. URL: https://psychologyjournal.ru/stories/samootsenka/samootsenka-podrostka/ (дата обращения: 26.02.2025)
  9. Прихожан А. М. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Учебник и практикум для академического бакалавриата / А. М. Прихожан. — Москва: Юрайт, 2016. — 480 с.
  10. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00219-5
  11. Стрельникова Л. Ю. Эстетическое учение Ф. Шиллера об игре в искусстве как ресурс современной западноевропейской литературы: преодоление классики // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2015. — № 3 (35). — С. 119–128
  12. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 446 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20205-2
  13. Торгонский В. В. Психолого-педагогические теории возникновения и формирования основных функций игры как феномена культуры и их взаимосвязь с принципами нравственного воспитания // ИСОМ. — 2010. — № 2. — С. 46–63
  14. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / пер. с нидерл. Д. В. Сильвестров. — Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус, 2024. — 400 с.
  15. Шиллер И. Письма об эстетическом воспитании / И. Шиллер. — URL: http://vanko.lib.ru/books/cultur/shiller4etters.html (дата обращения: 26.02.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее