ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ПРОДАЖ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ПРОДАЖ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

31

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (246), Ноябрь ‘25

Поделиться

Искусственный интеллект приносит в сферу продаж фундаментальные изменения, особое внимание уделяется специфике использования ИИ в компаниях, что позволяет оценить адаптивность технологий и их влияние на повышение эффективности, инновационности и конкурентоспособности организаций. В этой связи тема данной статьи, посвященной оценке перспектив внедрения алгоритмов искусственного интеллекта в сферу продаж, является актуальной и своевременной.

Сегодня искусственный интеллект стал такой же частью повседневной жизни, как Интернет или социальные сети. При этом он влияет не только на отдельного человека, но и в целом изменил механизм принятия решений в различных сферах жизнедеятельности общества. Это может быть и пользование сложных алгоритмов и анализа данных или же простое обращение к языковой модели для составления ответов на электронные письма.

За последние несколько десятилетий появилось множество определений искусственного интеллекта (ИИ), IBM предлагает следующее «классическое» определение: «это наука и инженерия, создание интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ, связанных с аналогичной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но ИИ не должен ограничиваться биологически наблюдаемыми методами» [1].

Р. М. Валиев считает, что искусственный интеллект – это совокупность технологических решений, в основе которых заложены теоретические и прикладные принципы работы с данными, знаниями, алгоритмами для автоматизации рутинной человеческой деятельности [2].

В целом можно сделать вывод, что искусственный интеллект - это технология, с помощью которой компьютеры и вычислительная техника выполняют некоторые функции, имитируя человеческий разум.

Внедрение идей, основанных на искусственном интеллекте, привело к изменению методов работы отделов продаж. Процессы стали более эффективными, а взаимодействие с клиентами - более индивидуальным. Искусственный интеллект стал мощным инструментом в этой сфере, позволяя бизнесу повысить эффективность, персонализировать взаимодействие с клиентами и увеличить прибыль.

За 2023-2024 г. число предприятий, внедривших современные технологии, выросло вдвое. В 2024 году 54,9% организаций России активно использовали технологии искусственного интеллекта для усовершенствования своего продукта, что на 34,9% меньше чем в 2023 г. [3].

Использование технологий искусственного интеллекта в сфере продаж демонстрирует значительное влияние на различные аспекты бизнеса. Рассмотрим наиболее важные направления внедрения ИИ в данной области.

Первой и ключевой тенденцией активного использования искусственного интеллекта является персонализация клиентского опыта. Что это значит? Активное применение ИИ-инструментов помогает компании собирать данные на основе заданных критериев (например, посещение определенных страниц сайта, скачивание контента, взаимодействие с email-рассылками). Это позволяет менеджерам сосредоточиться на лидах с высоким потенциалом.

Во-вторых, искусственный интеллект дает возможность оптимизировать рутинные задачи торговым представителям, предоставляя им доступ к данным о потенциальных клиентах, помогая выбирать лучшие стратегии ведения переговоров и заключения сделок. Алгоритмы предсказывают вероятность успеха сделки и предлагают рекомендации по дальнейшим действиям. По данным отчета NubSpot, 35% менеджеров активных продаж используют возможности ИИ для автоматизации рутинных задач, 34% для получения информации на основании данных, 85% подтверждают, что это улучшает их поисковые усилия. В результате они уделяют больше времени продажам (79%) и быстрее устанавливают взаимопонимание с клиентами (72%) [4].

В-третьих, автоматизированные системы поддержки клиентов становятся всё более распространёнными. Чат-боты и виртуальные ассистенты помогают решать запросы клиентов быстро и эффективно, снижая нагрузку на службу поддержки. Такие инструменты позволяют сократить затраты на персонал и улучшить качество обслуживания.

Немало важным направлением применения ИИ в сфере продаж – использование современных технологий для прогнозирования спроса на продукты и услуги. Анализируя продажи, сезонность, рынок конкурентов и другие факторы, такие алгоритмы машинного обучения помогают компаниям лучше планировать запасы и избегать дефицита или избытка продукции. Оптимизируя цепочки поставок, предприятия снижают издержки и повышают эффективность логистических операций.

Однако часть компаний часто откладывает внедрение различных инструментов и методов искусственного интеллекта. Многие руководители компаний недостаточно информированы о возможностях и преимуществах внедрения ИИ. Они воспринимают технологии как нечто далекое от реального бизнеса и опасаются сложностей, связанных с внедрением новых решений. У них возникает страх перед необходимостью перестраивать существующие процессы и менять привычные методы ведения дел. Многих пугает значительные финансовые вложения, включая покупку оборудования, программного обеспечения и обучение персонала, другая часть руководителей скептически относится к новым технологиям, сомневаясь в их эффективности и надежности. Все вышеперечисленные факторы снижают мотивацию к инвестированию в новые решения и замедляет процесс их адаптации. Чтобы преодолеть все эти препятствия, компаниям рекомендуется проводить исследования рынка, привлекать консультантов и экспертов, развивать внутренние компетенции и постепенно тестировать пилотные проекты. Постепенное освоение возможностей ИИ позволит снизить риски и повысить уверенность в успехе внедрения инновационных технологий.

Таким образом, сегодня искусственный интеллект становится неотъемлемой частью нашей жизни. Применение ИИ в сфере продаж существенно улучшает бизнес-процессы, повышает прибыльность компаний и удовлетворенность клиентов. Технологии продолжают развиваться, открывая новые возможности для повышения конкурентоспособности предприятий в условиях современной экономики.

Список литературы

  1. 2024 Белая книга цифровой экономики 2023, АНО «Цифровая экономика» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ai.gov.ru/upload/iblock/51e/xosbtoo9rkxqieldfe4wyhunc3vd72bc.pdf (дата обращения 10.05.2025)
  2. Валиев, Р. М. Развитие искусственного интеллекта: подходы к определению / Р. М. Валиев // Креативная экономика. – 2024. – Т. 18, № 1. – С. 115-126
  3. ИИ и клиентский сервис в 2024 году: большое исследование от HubSpot [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/ii-i-klientskiy-servis-v-2024-godu-bolshoe-issledovanie-ot-hubspot/https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/ii-i-klientskiy-servis-v-2024-godu-bolshoe-issledovanie-ot-hubspot/ (дата обращения: 15.05.2025)
  4. What is artificial intelligence (AI)?. Ibm. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibm.com/topics/artificial-intelligence (дата обращения: 15.05.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее