Формирование Естественно-Научной Грамотности В Системе Школьного Физического Образования: Подходы И Методы

Формирование Естественно-Научной Грамотности В Системе Школьного Физического Образования: Подходы И Методы

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (246), Ноябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема формирования естественно-научной грамотности (ЕНГ) как ключевого компонента функциональной грамотности учащихся в контексте школьного курса физики. Анализируются дидактические подходы и конкретные методы, направленные на развитие способности учащихся применять научные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки научной информации, представленной в СМИ, и ведения доказательной дискуссии на научные темы. Особое внимание уделяется методике обучения различию между научным фактом, гипотезой и псевдонаучным утверждением. Предлагаются практические модели интеграции заданий, ори-ентированных на контексты реальной жизни, в структуру урока физики. Статья адресована учителям физики, методистам и разработчикам образовательных программ.

Современные вызовы, связанные с технологиями и лавинообразным ростом информации, предъявляют новые требования к результатам образования. Сегодня недостаточно усвоить сумму теоретических знаний по физике; необходимо сформировать у учащихся естественно-научную грамотность (ЕНГ) – способность использовать эти знания для решения практических задач, понимания и критической оценки научно-технического прогресса. Курс физики, изучающий фундаментальные законы природы, является идеальной платформой для достижения этой цели.

1. Сущность естественно-научной грамотности и ее компоненты

Согласно международным исследованиям, ЕНГ включает три (ключевых) компонента:

  1. Способность объяснять явления научно: применять знания из области физики для описания, предсказания и объяснения событий в окружающем мире.
  2. Оценка и планирование научных исследований: формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и оценивать эксперименты, интерпретировать данные и делать выводы.
  3. Интерпретация научных данных и доказательств: критически анализировать научную информацию, представленную в различных форматах (графики, таблицы, статьи в СМИ), отличать научные аргументы от ненаучных.

2. Методические подходы к формированию ЕНГ на уроках физики

2.1. Обучение в жизненных контекстах
Учебный материал должен быть встроен в ситуации, знакомые и значимые для ученика.

  • Пример (Тема «Термодинамика»): вместо абстрактной задачи на расчет количества теплоты предложить кейс: «Почему в жаркую погоду рекомендуется носить светлую одежду? Объясните с точки зрения процессов поглощения и излучения энергии. Рассчитайте, насколько сильнее нагреется на солнце черная футболка по сравнению с белой, используя данные о поглощающей способности поверхностей».
  • Пример (Тема «Электродинамика»): разобрать принцип работы и эффективность беспроводной зарядки для смартфона, связав его с явлением электромагнитной индукции.

2.2. Анализ медийных материалов и новостей науки
Урок физики должен стать площадкой для критического осмысления информации извне.

  • Методика: Ученикам предлагается проанализировать новостную статью о новом источнике энергии или «революционном» изобретении.
    • Вопросы для анализа: Какое физическое явление лежит в основе? Какие доказательства приводятся? Есть ли ссылки на рецензируемые научные журналы? Какие величины приведены и можно ли их проверить? Какие возможные выгоды и риски у этой технологии?
  • Результат: Учащиеся учатся видеть разницу между сенсационным заголовком и реальным научным содержанием, понимать, что наука – это процесс, а не набор готовых истин.

2.3. Формирование навыка верификации и борьбы с псевдонаукой
Важной задачей является обучение различию между наукой и псевдонаукой (например, теорией «памяти воды», перпетуум-мобиле, некоторыми направлениями астрологии).

  • Критерии научности: предлагается совместно с учениками выработать «чек-лист ученого»:
    1. Проверяемость: можно ли провести эксперимент, опровергающий это утверждение
    2. Воспроизводимость: дают ли независимые исследователи одинаковые результаты?
    3. Логическая непротиворечивость: противоречит ли утверждение установленным законам природы (закону сохранения энергии, второму началу термодинамики)?
    4. Системность: вписывается ли оно в существующую научную картину мира?
  • Практикум «Суд над псевдонаукой»: Ученики делятся на группы – «обвинение» (ученые), «защита» (сторонники теории) и «суд присяжных». На основе выработанных критериев они анализируют то или иное псевдонаучное утверждение.

2.4. Проектная и исследовательская деятельность
Длительные проекты, требующие применения знаний из разных разделов физики, идеально развивают все компоненты ЕНГ.

  • Примеры проектов: «Разработка модели энергоэффективного дома для нашего региона», «Исследование шумового загрязнения в школе и разработка мер по его снижению», «Создание и калибровка самодельного метеорологического комплекса». В таких проектах ученики сталкиваются с реальными проблемами, учатся планировать исследование, собирать и анализировать данные, представлять и защищать свои выводы.

3. Потенциальные трудности и пути их преодоления

  • Дефицит учебного времени. Решение: не создавать отдельный курс, а интегрировать задания на развитие ЕНГ в рамки традиционных тем.
  • Недостаточная подготовка учителей. Решение: организация методических семинаров и создание банка готовых контекстных заданий и кейсов.
  • Сопротивление учащихся, привыкших к репродуктивной деятельности. Решение: постепенное внедрение, начиная с малых форм – дискуссий, анализа коротких новостных заметок.

4. Заключение

Формирование естественно-научной грамотности – это не дополнительная опция, а стержневая задача современного физического образования. Переориентация урока с трансляции знаний на развитие компетенций позволяет подготовить не просто знающего ученика, а мыслящего гражданина, способного ориентироваться в сложном мире технологий, принимать взвешенные решения на основе evidence-based подхода и противостоять манипуляциям и дезинформации. Урок физики, таким образом, становится важнейшей площадкой для воспитания научного мировоззрения и критического мышления, без которых невозможно успешное функционирование личности в XXI веке.

Список литературы

  1. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что такое функциональная грамотность и как ее измерить? // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 8–42.
  2. Глазков А.В. Формирование естественно-научной грамотности школьников в процессе обучения физике: монография. – М.: Прометей, 2020. – 198 с.
  3. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Моделирование заданий для оценки естественно-научной грамотности учащихся (на материале курса физики) // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 3 (50). – С. 98–115.
  4. Хотунцев Ю.Л., Пичугина Г.В. Борьба с лженаукой – важная составляющая естественно-научного образования // Физика в школе. – 2022. – № 3. – С. 45–52.
  5. OECD (2019). PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, PISA, OECD Publishing, Paris. – DOI: 10.1787/19963777
  6. Framework for PISA 2021: Scientific Literacy [Электронный ресурс]. – URL:  (дата обращения: 01.10.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее