В условиях процессов глобализации и цифровизации современная система образования претерпевает значительные изменения [6]. Эти факторы требуют новых подходов к управлению качеством образовательного процесса, учитывающих специфику регионов и особенности социального состава населения [1]. Важнейшими ресурсами, влияющими на качество школьного образования, являются социально-демографические характеристики территорий и населенных пунктов. Демография отражает динамику численности населения, возрастную структуру, уровень миграции и социальное положение семей обучающихся. Все эти показатели оказывают прямое воздействие на функционирование учебных заведений и эффективность педагогического труда [4].
В рамках нашего исследования социально-демографические ресурсы представляют собой совокупность характеристик обучающихся, их законных представителей и педагогов, которые оказывают влияние на образовательный процесс и управление образовательной организации [3]. В данный термин включаются такие характеристики как пол, возраст, национальное происхождение, уровень и качество образования, социальный статус, семейное положение, культурные особенности, а также другие факторы [8].
Демографические изменения играют ключевую роль в функционировании образовательной организации, оказывая влияние на контингент обучающихся [1]. Количество родившихся детей влияет на будущее количество школьников, что в случае увеличение позволит организации увеличить уровень дополнительного дохода за счет реализации платных образовательных услуг. Однако, если рождаемость будет неравномерна, то возникнут трудности с планированием инфраструктуры, подбора кадров, а также распределения финансовых средств и недостатки долгосрочного планирования. Кроме того, стоит учитывать многонациональность населения. Большое количество мигрантов требует больших усилий для создания комфортных условий для представителей различных этносов, разработки адаптивных программ и т.д. [8].
Немаловажным фактором является здоровье населения. Здоровье подрастающего поколения влияет на качество усваиваемого учебного материала, а для педагога важна способность учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, включая его физические потребности. На психологическое благополучие могут повлиять методы психологической поддержки и профилактики негативных состояний у обучающихся [5]. Для детей с ограниченными возможностями здоровья требуются специализированные классы, где будут созданы специальные условия для эффективности процесса обучения. Также руководитель образовательной организации должен предусмотреть наличие медицинского пункта, создание доступной среды для лиц с ОВЗ, безопасность всех помещений и организовать правильное питание [2].
Особое значение имеет социальный статус семьи, который влияет на успешность ребенка в образовательной организации [9]. Дети из обеспеченных семей имеют больше возможностей для дополнительного образования, что позволяет расширять кругозор и лучше усваивать школьную программу, а также повышается вероятность заинтересованности в платных образовательных услугах, которые предоставляются образовательной организацией. Родители с высоким уровнем образования могут помочь обучающимся в освоении трудных школьных предметов и мотивировать ребенка на познание. Семейные ценности то же играют значимую роль, так например, традиция чтения книг или посещение культурных мероприятий увеличивают заинтересованность ребенка в изучении нового [8]. Условия проживания ребенка сказываются на включенность ребенка в учебный процесс: наличие индивидуального место для обучения, обустроенный письменный стол и прочая мебель обеспечивают комфортные условия для обучения.
Правильное управление социально-демографическими ресурсами позволяет образовательной организации разрабатывать актуальные программы развития, учитывающие потребности различных групп участников образовательного процесса, повышать уровень управления ресурсами, создавать оптимальные условия для обучения [7]. Все это способствует улучшению качества образования и достижению высоких образовательных результатов.
Список литературы
- Абанкина И.В. Демографические вызовы и стратегии развития образования в регионах России // Народное образование. – 2021. – № 3. – С. 14-22
- Галеева Н.Л. Самоменеджмент: внутришкольное управление ростом профессиональной компетентности учителя. – М.: 5 за знания, 2021. – 200 с.
- Звяглова М.А. Критериально-уровневая оценка ресурсов развития образовательной организации // Управление образованием: теория и практика. – 2023. – Т. 13, № 2. – С. 76-85
- Казакова Е.И., Блинов Г.Н. Современные механизмы управления человеческими ресурсами в образовании // Высшее образование сегодня. – 2022. – № 10. – С. 44-51
- Марголис А.А. Риски психического здоровья детей и подростков в условиях цифровизации образования // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28, № 4. – С. 6-24
- Патаракин Е.Д. Цифровая трансформация образования: новые технологии и новые компетенции // Образовательная политика. – 2020. – № 1 (81). – С. 38-47
- Рождественская Л.В. Матрица принятия управленческих решений как инструмент проектирования образовательной среды школы // Народное образование. – 2022. – № 3. – С. 64-72
- Собкин В.С., Абросимова З.Б. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социальной ситуации развития // Социология образования. – 2020. – № 3. – С. 4-20
- Филиппова Е.В., Бочавер А.А. Детско-родительские отношения и образовательные результаты: лонгитюдное исследование // Вопросы образования. – 2023. – № 1. – С. 228-252


