МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ АБСТРАКТНЫХ ПОНЯТИЙ И МОДЕЛЕЙ

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ АБСТРАКТНЫХ ПОНЯТИЙ И МОДЕЛЕЙ

Авторы публикации

Рубрика

Физика

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (246), Ноябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются дидактические возможности мобильных приложений и технологий дополненной реальности (AR) в контексте преподавания фи-зики. Основное внимание уделено решению ключевой проблемы естественно-научного образования – визуализации абстрактных, ненаблюдаемых непосредственно явлений, таких как силовые поля, движение заряженных частиц или термодинамические процессы. Проведен обзор и систематизация современных образовательных приложений, выполняющих функции интерактивных симуляторов, виртуальных лабораторий и инструментов для анализа данных в реальном времени. Описаны методические приемы интеграции данных технологий в учебный процесс для формирования глубокого концептуального понимания физических законов. Статья адресована учителям физики, методистам и разработчикам образовательных технологий.

Одной из главных трудностей в освоении курса физики является необходимость оперировать абстрактными понятиями и моделями, которые не поддаются непосредственному чувственному восприятию. Электрические и магнитные поля, силовые линии, движение элементарных частиц, процессы в идеальных газах – все это существует в сознании ученика как набор сложных для запоминания формул и дескрипторов. Современные мобильные технологии и дополненная реальность предлагают инструменты для принципиального решения этой проблемы, «оживляя» невидимое и превращая абстракцию в интерактивный объект исследования.

1. Дополненная реальность: наложение виртуального мира на реальный

Технология AR позволяет накладывать цифровые 3D-модели и анимацию на изображение реального мира через камеру мобильного устройства. В физике это открывает уникальные возможности для визуализации полей и сил.

  • Визуализация силовых линий магнитного и электрического полей:
  • Проблема: ученики часто заучивают картинки из учебника, не понимая трехмерной и динамической природы поля.
  • Решение с AR: приложения, такие как «AR Magnetic Field» или «Phyphox» (который имеет соответствующие эксперименты), используют датчик магнитометра в смартфоне. Когда ученик наводит камеру на магнит, на экране поверх реального изображения появляется объемная, динамическая модель силовых линий, расходящихся от полюсов. Ученик может перемещать телефон вокруг магнита и наблюдать, как меняется структура поля в пространстве. Это формирует не иллюстративное, а действенное понимание.
  • Сборка и анализ электрических цепей:
  • Проблема: при сборке реальных цепей ученики не видят движения зарядов, не понимают распределения потенциалов.
  • Решение с AR: специализированные приложения (например, «AR Circuit») позволяют распечатать маркер, который распознается камерой. Ученик физически перемещает на маркере реальные резисторы, лампочки (макеты), а на экране смартфона видит, как по ним течет анимированный ток, отображаются значения напряжения и силы тока в разных точках. Ошибка в сборке приводит к визуальному «отказу» цепи, что делает процесс наглядным и безопасным.

2. Мобильные приложения как интерактивные симуляторы и лаборатории

Помимо AR, существует обширный класс приложений, которые работают как виртуальные лаборатории, позволяя проводить эксперименты, невозможные в школьных условиях.

  • Интерактивные симуляции (PhET Interactive Simulations):

Хотя изначально это веб-платформа, мобильные приложения PhET предоставляют доступ к сотням симуляций. Например, в симуляции «Электричество и магнетизм» ученик может строить цепи, видеть движение электронов и измерять параметры. В симуляции «Волновая интерференция» – накладывать две волны и в реальном времени наблюдать результирующую картину, меняя амплитуду и частоту. Это превращает урок в исследовательскую площадку.

  • Приложения для сбора и анализа данных (Phyphox):

Приложение Phyphox (Physical Phone Experiments) превращает смартфон в портативную измерительную лабораторию. Используя встроенные датчики (акселерометр, гироскоп, микрофон, магнитометр, барометр), оно позволяет:

  • Снять зависимость ускорения от времени при колебаниях маятника.
  • Измерить уровень шума и проанализировать звуковой спектр.
  • Определить магнитное поле Земли.
  • Построить графики в реальном времени, которые затем можно экспортировать для дальнейшего анализа. Это стирает грань между классной работой и исследованием окружающего мира.
  • Приложения для построения графиков и анализа (Logger Pro, Desmos):

Мобильные версии программ для построения графиков позволяют визуализировать зависимости. Ученик, проводя эксперимент, сразу же вносит данные в таблицу и получает график, что ускоряет процесс вывода закономерностей и проверки гипотез.

3. Практические кейсы интеграции в учебный процесс

  1. Тема «Закон Кулона».

Традиционно: Решение абстрактных задач на расчет силы взаимодействия.

С технологиями: Используя симуляцию PhET «Закон Кулона», ученики меняют величины зарядов и расстояние между ними. На экране они видят не только изменение численного значения силы, но и изменение длины вектора силы, график зависимости F(1/r²). Это связывает абстрактную формулу с визуальным и количественным результатом.

  1. Тема «Ядерная физика».

Традиционно: Изучение схем деления ядра урана по учебнику.

С технологиями: Приложения с AR (например, «Elements 4D» или аналоги) позволяют распечатать кубики с символами химических элементов. При наведении камеры на два кубика система распознает их и визуализирует реакцию их соединения или даже ядерного распада, делая процессы в микромире осязаемыми.

4. Заключение

Мобильные приложения и технологии дополненной реальности перестали быть экзотикой и стали мощным дидактическим активом учителя физики. Они позволяют преодолеть барьер между абстрактной математической моделью и физической сущностью явления, предоставляя ученикам инструмент для самостоятельного, наглядного и глубокого исследования. Внедрение этих технологий трансформирует урок из лекции в активную познавательную деятельность, где каждый школьник может не только увидеть «невидимое», но и интерактивно взаимодействовать с фундаментальными законами Вселенной.

Список литературы

  1. Оспенникова Е.В. Использование мобильных технологий в школьном физическом образовании: новые возможности и перспективы // Педагогическая информатика. – 2020. – № 2. – С. 45–55.
  2. Румбешта Е.А., Тележинская Е.Л. Дополненная реальность в обучении физике: методические аспекты визуализации абстрактных понятий // Физика в школе. – 2021. – № S3. – С. 28–35.
  3. Шаронова Н.В., Иванова Е.В. Виртуальные и дополненные реальности в естественно-научном образовании. – М.: МПГУ, 2019. – 180 с.
  4. Столяров И.В. Мобильный телефон как инструмент учебного физического эксперимента // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 112–120.
  5. PhET Interactive Simulations. University of Colorado Boulder [Электронный ресурс]. – URL: https://phet.colorado.edu/ (дата обращения: 01.10.2025).
  6. phyphox - Physical Phone Experiments. RWTH Aachen University [Электронный ресурс]. – URL: https://phyphox.org/ (дата обращения: 01.10.2025).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее