Физическая подготовка спасателей МЧС: ключевые аспекты
Физическая подготовка — неотъемлемый элемент профессиональной подготовки специалистов МЧС. Она напрямую влияет на эффективность работы, безопасность спасателей и тех, кого они защищают.
Значение физической подготовки
Регулярные тренировки обеспечивают:
- повышение ловкости, силы и выносливости;
- контроль веса и снижение риска травм;
- готовность к оперативному реагированию в ЧС;
- укрепление иммунитета и снижение стресса;
- профилактику хронических заболеваний (ожирение, диабет, болезни сердца).
Занятия спортом не только развивают командную работу, дух товарищества и коммуникативные навыки среди пожарных, но и повышают их способность эффективно взаимодействовать во время чрезвычайных ситуации.
Используемое оборудование
В тренажёрных залах пожарной охраны применяют:
- силовые тренажёры (гантели, штанги, резиновые петли) — для укрепления мышц;
- функциональные тренажёры (специальные лестницы, мешки с песком) — для имитации реальных условий пожаротушения;
- кардиотренажёры (беговые дорожки, степперы) — для развития выносливости;
- оборудование для восстановления (коврики, ролики) — для ускорения реабилитации мышц и повышения подвижности.
Особые требования к физической форме
Специфика работы предъявляет жёсткие требования к психофизиологическим качествам спасателей:
- общая и силовая выносливость динамического характера;
- скоростные способности (передвижение на 100–150 м с максимальной скоростью);
- концентрация и устойчивость внимания;
- оперативное мышление;
- способность к переключению и распределению внимания.
Спасатели работают в экстремальных условиях:
- задымлённость и загазованность (в респираторах);
- передвижение по завалам, крутым лестницам, уклонам;
- отсутствие возможности использовать технику.
Организация учебного процесса
Подготовка включает:
- Урочную форму:
- сочетание теоретических и практических занятий;
- постепенное увеличение нагрузки;
- последовательное введение новых упражнений;
- использование общеразвивающих, специальных, подготовительных и подводящих упражнений.
- Внеурочную форму:
- самостоятельные занятия спортом и туризмом;
- физкультурно‑оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- спортивно‑массовая работа.
Такой подход обеспечивает:
- всестороннее развитие личности;
- вовлечение в самостоятельную физкультурно‑спортивную деятельность;
- раскрытие творческой индивидуальности;
- удовлетворение индивидуальных интересов.
Результаты физической подготовки
Систематические занятия формируют:
- двигательные умения и навыки;
- высокий уровень работоспособности;
- умение эффективно управлять телом (достижение максимальных результатов при минимальных затратах сил);
- повышенную функциональную активность внутренних органов;
- улучшенную подвижность нервных процессов.
Кроме того, физическая культура даёт понимание её социальной роли в развитии личности и профессиональной подготовке, способствуя формированию здорового образа жизни и высокой психофизиологической устойчивости специалистов МЧС.
Список литературы
- Веденеева Н. Ю. Роль физического воспитания в подготовке спасателей МЧС // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы, 2013
- Грузных Г. М. Учёт и планирование учебно-тренировочного процесса в подготовке спасателей. — Омск, 2 Newton 06. — 119 с.
- Муллер А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для вузов / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 с.
- Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физической культуры / под ред. А. А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.
- Соколовская С. В. Психология физической культуры и спорта: учебное пособие для СПО. — М.: Лань, 2023. — 144 с.
- Юшков О. П. Система подготовки резерва спасателей МЧС РФ. — М., 2006. — 213 с.


