РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

87

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (245), Ноябрь ‘25

Поделиться

Статья посвящена вопросу совершенствования качеств и навыков, повышения эффективности, физической формы и психической устойчивости пожарных подразделений структуры МЧС России.

Физическая подготовка спасателей МЧС: ключевые аспекты

Физическая подготовка — неотъемлемый элемент профессиональной подготовки специалистов МЧС. Она напрямую влияет на эффективность работы, безопасность спасателей и тех, кого они защищают.

Значение физической подготовки

Регулярные тренировки обеспечивают:

  • повышение ловкости, силы и выносливости;
  • контроль веса и снижение риска травм;
  • готовность к оперативному реагированию в ЧС;
  • укрепление иммунитета и снижение стресса;
  • профилактику хронических заболеваний (ожирение, диабет, болезни сердца).

Занятия спортом не только развивают командную работу, дух товарищества и коммуникативные навыки среди пожарных, но и повышают их способность эффективно взаимодействовать во время чрезвычайных ситуации.

Используемое оборудование

В тренажёрных залах пожарной охраны применяют:

  • силовые тренажёры (гантели, штанги, резиновые петли) — для укрепления мышц;
  • функциональные тренажёры (специальные лестницы, мешки с песком) — для имитации реальных условий пожаротушения;
  • кардиотренажёры (беговые дорожки, степперы) — для развития выносливости;
  • оборудование для восстановления (коврики, ролики) — для ускорения реабилитации мышц и повышения подвижности.

Особые требования к физической форме

Специфика работы предъявляет жёсткие требования к психофизиологическим качествам спасателей:

  • общая и силовая выносливость динамического характера;
  • скоростные способности (передвижение на 100–150 м с максимальной скоростью);
  • концентрация и устойчивость внимания;
  • оперативное мышление;
  • способность к переключению и распределению внимания.

Спасатели работают в экстремальных условиях:

  • задымлённость и загазованность (в респираторах);
  • передвижение по завалам, крутым лестницам, уклонам;
  • отсутствие возможности использовать технику.

Организация учебного процесса

Подготовка включает:

  • Урочную форму:
    • сочетание теоретических и практических занятий;
    • постепенное увеличение нагрузки;
    • последовательное введение новых упражнений;
    • использование общеразвивающих, специальных, подготовительных и подводящих упражнений.
  • Внеурочную форму:
    • самостоятельные занятия спортом и туризмом;
    • физкультурно‑оздоровительные мероприятия в режиме дня;
    • спортивно‑массовая работа.

Такой подход обеспечивает:

  • всестороннее развитие личности;
  • вовлечение в самостоятельную физкультурно‑спортивную деятельность;
  • раскрытие творческой индивидуальности;
  • удовлетворение индивидуальных интересов.

Результаты физической подготовки

Систематические занятия формируют:

  • двигательные умения и навыки;
  • высокий уровень работоспособности;
  • умение эффективно управлять телом (достижение максимальных результатов при минимальных затратах сил);
  • повышенную функциональную активность внутренних органов;
  • улучшенную подвижность нервных процессов.

Кроме того, физическая культура даёт понимание её социальной роли в развитии личности и профессиональной подготовке, способствуя формированию здорового образа жизни и высокой психофизиологической устойчивости специалистов МЧС.

Список литературы

  1. Веденеева Н. Ю. Роль физического воспитания в подготовке спасателей МЧС // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы, 2013
  2. Грузных Г. М. Учёт и планирование учебно-тренировочного процесса в подготовке спасателей. — Омск, 2 Newton 06. — 119 с.
  3. Муллер А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для вузов / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 с.
  4. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физической культуры / под ред. А. А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.
  5. Соколовская С. В. Психология физической культуры и спорта: учебное пособие для СПО. — М.: Лань, 2023. — 144 с.
  6. Юшков О. П. Система подготовки резерва спасателей МЧС РФ. — М., 2006. — 213 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее