В современном земельном праве Российской Федерации одним из актуальных вопросов является разграничение права государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Эта проблема обладает важным практическим значением, поскольку от четкости и ясности правового статуса земель зависит эффективность управления земельными ресурсами, осуществление муниципальных программ развития и предоставление земельных участков для различных потребностей населения и бизнеса.
Согласно ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности[1]. Это означает, что государство признает три вида собственности. На сегодняшний день законодательство Российской Федерации предусматривает два уровня собственности на землю — федеральный (государственный) и муниципальный, каждый из которых имеет свои особенности правового режима, порядок управления и распоряжения. Некоторые ученые добавляют третий уровень собственности: собственность субъектов РФ, однако стоит отметить, что в государственную собственность согласно ст. 214 ГК РФ входит имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Также согласно пункту 2 этой же статьи, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью[2]. Несмотря на четкое закрепление правового статуса, на практике возникает множество проблем, связанных с разграничением границ между этими видами собственности. Нарушения порядка оформления прав, неправильное ведение земельных кадастровых данных, а также недостаточная ясность в нормативных актах приводят к спорным ситуациям и правовым коллизиям.
Эти сложности оказывают негативное влияние на муниципальную хозяйственную деятельность. Основной сложностью является, что не разграничение участка приводит к распоряжению им органом местного самоуправления (муниципальным районам и городским округам), но это происходит при условии, если иное не установлено законодательством РФ. В частности, неясность границ и правового режима мешает муниципалитетам эффективно распоряжаться землями, привлекать инвестиции, развивать инфраструктуру и реализовывать муниципальные программы. Также возникает риск незаконного завладения или использования земель, что осложняет планирование и развитие муниципальных территорий.
Для решения обозначенных проблем необходимо совершенствование правового регулирования, в том числе точная регистрация прав собственности на земельные участки в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости), что позволит четко определить, кому принадлежит тот или иной участок, повышение прозрачности процедуры разграничения земель, внедрение современных кадастровых технологий и более четкое межрегиональное взаимодействие в процессе учета прав на землю. Разграничение прав и обязанностей должно стать основой для повышения эффективности управления земельными ресурсами и укрепления муниципальной хозяйственной деятельности.
Таким образом, проблема разграничения права государственной и муниципальной собственности на земельные участки является ключевым аспектом обеспечения стабильности и развития муниципалитетов, а ее успешное решение способствует социальной стабильности регионов.
Список литературы
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)
- "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)


