Актуальность темы данной научной статьи обусловлена значительным увеличением антропогенного воздействия на водные объекты и земли водного фонда, что влечет необходимость правового регулирования отношений, связанных с использованием и охраной указанных территорий. По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 2024 год 47,5% водных объектов в местах водопользования населения не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическим показателям, 40,3% по санитарно-микробиологическим показателям. В 2022 году данные показатели составляли 46,5% и 37% соответственно [4].
Земли водного фонда имеют огромное значение в обеспечении экологической стабильности, водоснабжения населения и промышленности, рекреации и туризма, энергетики и рыбного хозяйства. Для того, чтобы все эти сферы жизнедеятельности людей стабильно функционировали необходимо обеспечить эффективное правовое регулирование в указанной сфере. Для совершенствования законодательного регулирования земель водного фонда следует принять комплексные меры, направленные на повышение эффективности использования и защиты водных ресурсов.
Регулирование отношений в области использования и охраны водных объектов осуществляется в соответствии с правовым режимом земель водного фонда. Правовой режим земель – это установленный законодательством порядок их учета, мониторинга, использования и охраны.
Для эффективной защиты земель водного фонда принят ряд мер: придание особого эколого-правового статуса, ограничение оборотоспособности таких земель, осуществление на землях водного фонда контроля и надзора, мониторинга, введена ответственность за нарушение норм водного законодательства.
Важным направлением охраны водных объектов является придание водному объекту и (или) прилегающей к нему территории особого эколого-правового статуса по причине его уникальности и ценности (водоохранные зоны, особо охраняемые водные объекты, округа санитарной или горно-санитарной охраны) либо статуса зоны экологического бедствия. Основной целью создания и обеспечения режима в таких зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Выделяют три зоны санитарной охраны. В границах первой зоны округа санитарной охраны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за несколькими исключениями. В границах второй и третьей зон округа санитарной охраны запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, загрязняющей окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящей к их истощению (утрате), истощению (утрате) их лечебных свойств [5]. В каждой из трех зон, а также в пределах санитарно-защитной полосы устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды и охрану водных объектов от негативного воздействия.
На землях водного фонда осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением требований по использованию и охране водных объектов. Задачей данного вида контроля и надзора является обеспечение соблюдения особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Для удобства мониторинга и охраны земель водного фонда законодательством Российской Федерации предусмотрено ведение водного реестра. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в собственности, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Государственный водный реестр включает в себя полный перечень водных объектов, расположенных на территории Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности, целевого назначения территорий, акваторий либо земельных участков. Реестр содержит данные о естественных и искусственных водоемах, видах водопользования, границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, объектах инфраструктуры, находящихся в пределах водных акваторий. На основе указанных сведений принимаются решения относительно предоставления водных ресурсов пользователям.
За нарушение водного законодательства установлена административная и уголовная ответственность, а также лица, причинившие вред водным объектам обязаны возместить вред, причиненный водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлена ответственность за нарушение правил охраны водных объектов. Например, согласно пункту 2 статьи 8.13 КоАП РФ «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования влечет наложение административного штрафа» [3] Размер штрафа варьируется от трех тысяч до трехсот тысяч рублей в зависимости от того, кто совершил данное правонарушение.
Еще одним способом защиты земель водного фонда является ограничение их оборотоспособности. Так, например, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования [1].
Особого внимания заслуживает вопрос охраны и определения правового положения островов водохранилищ Российской Федерации, юридический статус таких земельных участков не определен. Это приводит к тому, как отмечается в литературе, что их биологические природные ресурсы используются экстенсивно. Данное обстоятельство негативно отражается как на островных экосистемах, так и на водной экосистеме водоема [2, c. 34].
Однако полагаем, что данных мер охраны недостаточно, либо они используются не в полной мере. Так, например, водоохранные зоны водных объектов активно застраиваются, вследствие чего негативные последствия таких незаконных действий влияют как на состояние водных объектов, так и на права граждан на использование водных объектов общего пользования.
Несмотря на то, что законодательство четко регламентирует основания и порядок перевода земель водного фонда в другие категории земель, значительные площади земель, подлежащих отнесению к категории земель водного фонда, включены в состав земель других категорий: земель лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, земель запаса. Данное обстоятельство препятствует грамотному регулированию отношений по поводу охраны земель водного фонда.
Законодательством не установлены четкое определение земель водного фонда и признаки их отграничения от других категорий земель, что осложняет их государственный учет и создает условия для нежелательной практики застройки и другого нецелевого использования. Не определены критерии, позволяющие однозначно отнести земельный участок к землям водного фонда. Это вызывает неопределенность и правовые коллизии при разрешении споров относительно правового статуса таких земель. Помимо этого, земли водного фонда обладают высокой экономической привлекательностью для застройщиков, что приводит к их попыткам незаконного строительства в водоохранных зонах, что негативно влияет на их состояние.
Контроль и надзор, проводимые на землях водного фонда, являются недостаточно эффективными вследствие недостатка кадров и технической оснащенности инспекторов.
Нарушителям водного законодательства назначаются штрафы, размер которых является незначительным, что приводит к тому, что им проще заплатить штраф и продолжать совершать правонарушения, чем предпринять действия по их устранению.
На основании вышеизложенного предлагаем:
- закрепить на законодательном уровне четкое определение земель водного фонда и установить критерии отнесения земель к данной категории, что облегчит их государственный учет и снизит количество правонарушений;
- провести масштабное определение границ всех водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, что позволит предотвратить незаконные действия на данных территориях;
- существенно увеличить размер административных штрафов за нарушение водного законодательства, а также установить обязанность по восстановлению состояния земель, существовавшего до нарушения;
- составить четкий и исчерпывающий список правонарушений, чтобы исключить двусмысленные трактовки. Наделить инспекторов Росприроднадзора полномочиями по составлению протоколов по новому расширенному перечню правонарушений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование и охрана земель водного фонда не в полной мере регламентирована законодательством, что приводит к возникновению правовых проблем в процессе использования земель данной категории. Приведенные в статье аргументы подтверждают мысль о недостаточной эффективности текущего правового регулирования использования и охраны земель водного фонда, что является причиной возникновения множества юридических конфликтов и проблем в практике землеустройства и природопользования.
Список литературы
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147
- Иванов Д. В. и др. О правовом статусе островов водохранилищ Российской Федерации // Экологическое право. 2007. № 3. С. 34
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1
- Основные показатели охраны окружающей среды: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13294 (дата обращения 30.09.2025)
- Федеральный закон от 23 февраля 1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 9. – Ст. 713


