МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

28

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (244), Октябрь ‘25

Поделиться

Данная статья посвящена изучению международного опыта предотвращения конфликтов интересов в государственных закупках. В ней определены факторы значимости рассматриваемой темы, рассмотрены основные механизмы предотвращения конфликта интересов в зарубежных странах, включающие регулирования нормативно-правовых требований, использование электронных систем госзакупок, разделение функций и полномочий между структурами данной системы, а также внедрение независимого контроля и аудита.

Важным направлением предотвращения конфликта интересов в сфере госзакупок является система государственного регулирования. Значимость данного направления определяется влиянием следующих факторов:

  • в результате предотвращения конфликта интересов повышается доверие населения к органам государственной власти, так как госзакупки являются значительным сегментом экономики;
  • поддержание конкуренции является важным условием развития малого и среднего предпринимательства;
  • при государственных использовании механизмов предотвращения конфликта интересов в сфере госзакупок происходит экономия бюджетных средств за счет предотвращения завышения цен;
  • укрепляется международная репутация за счет предотвращения коррупционных скандалов, что улучшает инвестиционный климат и укрепляет позиции страны на международной арене;
  • с помощью создания стандартов в области проведения госзакупок формируется устойчивая антикоррупционная среда. 

В разных странах мира используются различные механизмы предотвращения конфликта интересов в сфере государственных закупок. Ключевыми из них являются:

1. Регулирования нормативно-правовых требований. Так, в США действует федеральный закон False Claims Act, который предусматривает ответственность для лиц, которые мошенничают в рамках программ федерального правительства [1]. В европейских странах действуют директивы ЕС, предотвращающие конфликт интересов. В статье 24 Директивы 2014/24/ЕС6 дано определение данной дефиниции, которая предполагает наличие личного интереса у участников закупочной деятельности, а также определен механизм управления конфликтом интересов [2]. В 2020 г. ОЭСР было принято Руководство по предотвращению и управлению конфликтами интересов в государственном секторе, которое предлагает использовать следующие инструменты для борьбы с данным явлением: изменение служебного положения лиц, которые являются сторонами конфликта интересов, официальная публикация критериев оценки заявок участников закупочной деятельности и имен должностных лиц ответственных за принятие решений [3].

2. Международное сообщество использует электронные системы закупок, что позволяет повысить прозрачность закупочных процедур и снижает опасность возникновения конфликта интересов. Так, на уровне стран ЕС действует он-лайн платформа Tenders Electronic Daily, в Южной Корее - электронная платформа KONEPS, в ЮАР - Единая электронная торговая площадка (eTenders) [4]. Система электронных закупок США представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Система электронных закупок США  [4]

3. Разделение функций и полномочий между структурами системы государственных закупок. Например, в Великобритании существуют специализированные органы, контролирующие проведение тендеров и выполняющие надзорные функции. Национальное аудиторское агентство (National Audit Office) отвечает за проверку финансовой деятельности государственных учреждений [5]. Королевская коммерческая служба (CCS) оказывает помощь в закупках товаров и услуг для центрального правительства и публичных организаций [6]. Комиссия по вопросам конкуренции (CMA) следит за поддержанием конкурентной среды в сфере государственных закупок [7]. Бюро расследований Великобритании (SFO) отслеживает мошеннические схемы в системе государственных закупок [8].

4. Система независимого контроля и аудита позволяет предотвращать конфликт интересов в сфере госзакупок. Например, в США Счетная Палата осуществляет финансовые аудиторские проверки, аудиторские проверки эффективности и рассматривает протесты в процессе проведения торгов [9]. В европейских странах наднациональный контроль в данной сфере осуществляет Европейская комиссия, а также в странах Европы действуют свои аудиторские службы: Управление по вопросам конкуренции, защиты прав потребителей и предотвращения мошенничества и Управление по надзору за обеспечением конкуренции во Франции, Королевская служба содействия коммерческой деятельности в Великобритании, Федеральное агентство по закупкам в Австрии [10].

Международный опыт предотвращения конфликта интересов в зарубежных странах находит практическое применение в РФ. В 2013 г. вышел Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [11], позволивший усилить контроль за проведение конкурсных процедур и повысить открытость контрактной системы. Однако, до сих пор не решен ряд проблем, связанных с недостаточной степенью эффективности внутреннего контроля, необходимостью дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы. Внедрение передовых зарубежных практик будет способствует дальнейшему развитию системы предотвращения интересов в госзакупках.

Список литературы

  1. Everything You Need to Know About the False Claims Act Statute. URL: https://generisonline.com/everything-you-need-to-know-about-the-false-claims-act-statute/
  2. Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on public procurement and repealing Directive 2004/18/EC Text with EEA relevance [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32014L0024
  3. Preventing and Managing Conflicts of Interest in the Public Sector: good practices guide [Electronic resource]. URL: https://www.unodc.org/documents/corruption/Publications/2020/Preventingand-Managing-Conflicts-of-Interest-in-the-Public-Sector-Good-Practices-Guide.pdf
  4. Набиуллин В.Ш., Кузнецова И.В. Международный опыт информационного обеспечения закупок. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/oyxrqb1t0r/direct/59434971
  5. National Audit Office [Electronic resource]. URL: https://www.nao.org.uk/
  6. Crown Commercial Service – CCS [Electronic resource]. URL: https://www.crowncommercial.gov.uk/
  7. Competition and Markets Authority - GOV.UK [Electronic resource]. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/competition-and-markets-authority
  8. Serious Fraud Office - GOV.UK [Electronic resource]. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/serious-fraud-office
  9. Уильям Т. Вудс. Контрактный надзор в США [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/georgia/11-procurement/USGAO_RUS.pdf
  10. Европейский союз – регулирование государственных закупок [Электронный ресурс]. URL: https://procurement.intosairussia.org/kejsy-regulirovaniya-i-audita-gosudarstvennykh-zakupok/evrosoyuz.html
  11. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее