Цель исследования. Выявить и систематизировать хронобиологические детерминанты, влияющие на эффективность физической активности студентов, для разработки научно обоснованных рекомендаций по оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной среде.
Материалы и методы. В основе исследования лежит комплексный анализ данных, полученных из рецензируемых научных публикаций. Применены методы: системного ретроспективного анализа, сравнительной оценки эмпирических данных, статистической обработки результатов. Использованы материалы исследований, посвященных оценке физической подготовленности студентов с различными хронотипами [1], изучению влияния двигательной активности на психоэмоциональную сферу [2], анализу суточных энерготрат и биоритмической организации студентов [3; 4].
Результаты и обсуждение. Проведенный межисследовательский анализ выявил статистически значимую зависимость между хронобиологическими характеристиками студентов и эффективностью их физической активности. Установлено, что испытуемые с аритмичным типом циркадного ритма демонстрируют превосходство в тестах, оценивающих скоростные параметры двигательной деятельности (p ≤ 0,05) [1].
Систематические физические нагрузки оказывают выраженное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу: отмечается снижение уровня стрессовой напряженности на 65,3% после 30 дней регулярных тренировок, улучшение качества сна у 85,2% респондентов [2].
Обнаружены существенные диссонансы в паттернах двигательной активности в зависимости от социально-бытовых условий: студенты, проживающие в общежитиях, демонстрируют на 23,7% более низкие показатели суточной двигательной активности в сравнении со студентами, проживающими в домашних условиях [4].
Хронобиологический анализ выявил оптимальный временной интервал для реализации физических нагрузок - с 10:00 до 14:00 часов, что коррелирует с пиковыми значениями физиологических показателей организма [3].
Нейрофизиологический аспект исследования подтверждает активацию эндорфинергических систем при регулярной физической активности, что обусловливает улучшение когнитивных функций и эмоционального состояния [2]. Полученные данные свидетельствуют о необходимости внедрения персонализированных подходов в организации физического воспитания с учетом индивидуальных хронобиологических паттернов [1; 3].
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о существенном влиянии хронобиологических характеристик на эффективность физической активности в студенческой среде. Разработка дифференцированных программ физкультурно-оздоровительной направленности, учитывающих индивидуальные циркадные ритмы, представляет перспективное направление оптимизации образовательного процесса и укрепления здоровья студенческой молодежи. Дальнейшие исследования целесообразно направить на изучение молекулярных механизмов выявленных зависимостей.
Список литературы
- Иванова Н.Г. Биоритмы и их влияние на физическую активность студентов, обучающихся в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2022
- Онищенко А.Н., Преснов А.Н., Онищенко Л.В. Некоторые показатели физической подготовленности студентов с различным хронотипом // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2024
- Ромашов А.Ю., Посаженников И.Д. Влияние физической активности на развитие психологическое здоровье у студента // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2025
- Саркисвич Э.Э., Доскин В.А., Миницбаев Т.Ш., Маркин А.А. Двигательный режим и суточные энерготраты студентов // Гигиена и санитария. 1971


