Современный образовательный процесс является неотъемлемой частью студенческого самоуправления в колледжах, представляя собой организационную структуру самоорганизации студенческого коллектива с целью улучшения их самостоятельности и управления учебно-воспитательным процессом. Эффективно организованное студенческое самоуправление способствует развитию и реализации как индивидуальных, так и коллективных инициатив для обеспечения мотивационной готовности студентов, личностных качеств обучающихся и активной гражданской позиции. Развитие студенческого самоуправления в колледже является важным процессом и регламентируется рядом нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2024 года №2233-р. «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2030 года»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2030 года [2]. Кроме того, деятельность студенческого самоуправления может регулироваться уставом колледжа и другими локальными нормативными актами. На основе этих документов в колледжах разрабатывают Положение о студенческом самоуправлении, которое определяет цели, задачи, общие принципы развития самоуправления и структуру его органов.
В научно-методической литературе посвящено вопросам студенческого самоуправления множество подходов и определений. Например, научные работы А. Прокопенко и В. Костюченка посвящены определению преимуществ студенческого самоуправления в колледжах и методике принятия решений и ответственности за свои действия [6]. Исследовательские работы В. В. Крапивина посвящены роли студенческого самоуправления в формировании организаторских способностей обучающихся колледжа [3]. В научных работах М. А. Пикова и Л. Э. Панкратовой рассматриваются актуальные проблемы студенческого самоуправления в России и зарубежом [4]. А. Н. Валюх, М. Е. Фролова в своих исследовательских работах проводят подробный анализ хронологии развития студенческого самоуправления в России [1]. Группой авторов Е. Л. Сырцовой и А. В. Пономарёвым рассматриваются факторы развития автономности студентов и повышение их конкурентоспособности посредством развития управленческих навыков на рынке труда [5]. Для более подробного анализа заявленной темы проведем контент-анализ понятия «студенческое самоуправление» в таблице 1.
Таблица 1.
Контент-анализ определения понятия «студенческое самоуправление»
в научно-методической литературе
|
Автор определения |
Определение понятия |
Ключевые слова |
|
В. М. Певзнер |
«студенческое самоуправление как самостоятельную общественную деятельность студентов, элемент общей системы управления учебно-воспитательным процессом в вузе, функцию коллектива студентов, а также как «ресурс самореализации» студентов в учебной деятельности» [6]. |
Студенческое самоуправление, общественная деятельность, система управления, учебно-воспитательный процесс, функция коллектива, ресурс самореализации. |
|
А. А. Усов, Т. И. Волчонок |
«студенческое самоуправление как воспитательное средство, обеспечивающее развитие и саморазвитие у студентов качеств, необходимых будущему специалисту как самоорганизующейся личности» [4]. |
Воспитательное средство, развитие, саморазвитие, личность. |
|
И. Н. Крещенко |
«развитии у будущих учителей умений и навыков организации деятельности школьников по созданию и оптимальному функционированию ученического самоуправления» [3]. |
Умения, навыки, деятельность, оптимальное, функционирование, ученическое самоуправление. |
|
Г. А. Бобылева, У. Е. Петруня, В. В. Петухов, Т. А. Строкова, Е. Л. Черников |
«студенческое самоуправление не будет эффективным в условиях полной автономии, без помощи преподавателей, научных руководителей и кооперации» [3]. |
Эффективное, автономия, помощь преподавателей, научные руководители, кооперация. |
В соответствии с вышесказанным можно сделать вывод о том, что студенческое самоуправление рассматривается как мобильный, автономный процесс, в рамках которого студентами предоставляется уникальная возможность самостоятельно участвовать в принятии решений, касающихся процесса обучения и внеурочной деятельности. А так же в научно-методической литературе Е. Л. Черникова выделяет ключевые компоненты студенческого самоуправления, такие как организация (структурные компоненты отражающие интересы студентов), функционирование (основные механизмы взаимодействия между студентами), поддержка (инновационная материально-техническая база) [1].
В соответствии с представленными данными проведем анализ организации студенческого самоуправления на примере, Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Колледж управления и сервиса «Стиль» [2]. Проведенный анализ официального сайта образовательной организации, отчета по самообследованию за 2023 и 2024 год можно выделить ключевые аспекты развития студенческого самоуправления (рис. 1).

Рисунок 1. Анализ организации студенческого самоуправления
ГАПОУ Свердловской области «Колледж управления и сервиса «Стиль»
Проведенный анализ Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Колледж управления и сервиса «Стиль» демонстрирует, что студенческое самоуправление является одним из важных процессов в данной образовательной организации. Несмотря на активное участие студентов в деятельности колледжа, необходимо внедрить новые инновационные механизмы взаимодействия, улучшить каналы обратной связи от обучающихся, а также расширить границы и возможности управления учебно-воспитательным процессом.
Исходя из вышеизложенного анализа, можно выделить несколько векторов развития студенческого самоуправления в колледже (таблица 2).
Таблица 2.
Векторов развития студенческого самоуправления в колледже
|
1. Укрепление связи между студентами и администрацией |
|
|
Создание регулярных встреч |
Форматы встреч |
|
Создание и организация регулярных встреч между студенческим самоуправлением и администрацией колледжа с целью организации эффективной коммуникации между ними. В процессе организации и проведения данных встреч представители студенческого самоуправления смогут высказывать свое мнение, предлагать инновационные идеи и предложения с целью улучшения учебно-воспитательного процесса и инфраструктуры колледжа. А так же администрация колледжа сможет оперативно реагировать на запросы и просьбы студентов для дальнейшего реагирования и принятия определенных стратегических решений. |
Организация данных встреч может быть организована в нескольких форматах, таких как открытые дискуссии, круглые столы, воркшопы, конференции, что поможет создать атмосферу сотрудничества и доверительную атмосферу, а также позволит каждому студенту высказаться и предложить пути решения возникшей ситуации. А так же необходимо организовывать подобные мероприятия не только в рамках всего колледжа, но и в рамках отдельных факультетов, курсов, групп. |
|
2. Обучающие программы для студентов |
|
|
Организация тренингов и семинаров |
Интересные лекции и мастер-классы |
|
С целью повышения эффективности студенческого самоуправления необходимо систематично проводить обучающие инновационные программы, направленные на развитие системы студенческого самоуправления, лидерских качеств, навыков управления проектами и выстраивание эффективной коммуникации. Одним из форматов в рамках данной концепции является проведение тренинговых мероприятии, которые могут охватывать темы организации переговоров, работы в команде, а так же навыков построения команды и управления проектными решениями. |
Проведение лекций и мастер-классов по интересам посредством приглашения в качестве спикеров известных публичных личностей или успешных выпускников, что может стать отличной практикой. Данная практика сможет повысить уровень информационности студентов о возможностях студенческого самоуправления в колледже его функциональных назначениях, но и ориентироваться на вдохновение на новые свершения и инициативы. |
|
3. Расширение возможностей участия |
|
|
Создание проектных групп |
Поддержка проектов |
|
В рамка студенческого самоуправления возможно создание небольших проектных групп по интересам. В рамках, которых студенты могут предлагать, реализовывать свои проектные решения с целью создания новых студенческих мероприятий, инициатив по улучшению студенческой жизни, инфраструктуры колледжа и общественных мероприятий и акции. |
Поддержка проектных инициатив студенческого самоуправления может быть со стороны администрации колледжа посредством выделения финансирования и нематериальных ресурсов для наиболее значимых проектных идей студенческой молодежи.
|
|
4. Создание электронных платформ для обратной связи |
|
|
Разработка системы обратной связи |
Анонимность и открытость |
|
Систему обратной связи можно организовать посредством создания электронных платформ, которые могут в интерактивном режиме собирать отзывы и предложения по улучшению жизни студенческого самоуправления и колледжа в целом. Такая система может быть организована как отдельно разработанными сайтами, чат-ботами или мобильными приложениями. |
Разработанная электронная система сбора обратной связи должна обеспечивать возможность анонимного сбора информации и оставления отзывов, что в свою очередь повысит уровень доверия среди студенческой молодежи. Необходимо наладить регулярную систему быстрого реагирования на просьбы, отзывов и предложения с данной платформы, что способствует повышение доверия к колледжу и администрации в целом. |
Выделенные векторы развития студенческого самоуправления представляют собой целенаправленную методическую систему развития и улучшения уровня участия студентов в самоуправлении колледжом. Что в свою очередь позволит реализовать инициативы студенческой молодежи и создать активную и заинтересованную студенческую среду, способствуя развитию лидерских качество, навыков взаимодействия и гражданской активности студентов. Применение данных подходов со стороны администрации позволит повысить уровень участия студентов в жизни колледжа, что в свою очередь создаст благоприятную среду для их обучения и самореализации.
Список литературы
- Беликова, А. А. Студенческое самоуправление и молодёжные организации в России / А. А. Беликова, Г. Е. Концевич // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Железноводск, 12 февраля 2021 года / Под редакцией И.В. Иванченко. – Москва: Издательство «Знание-М», 2021. – С. 316-323
- Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Колледж управления и сервиса «Стиль»: официальный сайт. – URL: https://style-ekb.ru/ (дата обращения: 19.10.2025)
- Крапивина, В. В. Роль студенческого самоуправления в формировании организаторских способностей обучающихся колледжа / В. В. Крапивина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-2. – С. 355-358
- Пиков, М. А. Студенческое самоуправление: анализ и перспективы / М. А. Пиков, Л. Э. Панкратова // Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции, Екатеринбург, 01 апреля 2022 года / под общей редакцией доктора педагогических наук А. В. Пономарева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Казахский национальный университет им. аль-Фараби; Кыргызско-Российский Славянский университет им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. – С. 77-81
- Пионова, Р. С. Студенческое самоуправление: сущность, специфика, современный подход / Р. С. Пионова // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2021. – № 1 (39). – С. 58-69
- Смирнова, Н. С. Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности обучающихся колледжа / Н. С. Смирнова, М. В. Гусева // Источник. – 2023. – № 2 (118). – С. 34-36


