ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

29

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (248), Ноябрь ‘25

Поделиться

Рассмотрена эффективность интеграции инновационных технологий в процесс психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. Цель исследования заключалась в анализе влияния виртуальной реальности, биологической обратной связи и мобильных приложений на уровень психоэмоциональной устойчивости, тревожности и концентрации внимания у спортсменов. В исследовании приняли участие 60 спортсменов, разделённых на три группы по типу применяемых технологий. Оценивались показатели по шкале тревожности Спилбергера, опроснику SAN, а также когнитивные функции с использованием компьютерных тестов. Результаты показали, что наиболее значимые улучшения наблюдались у спортсменов, использовавших комплексный подход (VR + БОС + приложения), что подтверждает высокую эффективность многокомпонентной психологической подготовки. Сделан вывод о целесообразности активного внедрения цифровых технологий в спортивную психологию.

Введение

Современный спорт предъявляет высокие требования не только к физическим, но и к психологическим качествам спортсменов. Нарастающее давление со стороны тренеров, спонсоров и общественности, а также постоянные соревнования в условиях жёсткой конкуренции делают вопрос психологической устойчивости особенно актуальным. По данным различных исследований, более 70% спортсменов перед важными соревнованиями испытывают высокий уровень тревожности, что негативно сказывается на результатах выступлений. В связи с этим особую значимость приобретает поиск новых эффективных методов психологической подготовки.

С развитием цифровых технологий на первый план выходят инновационные подходы, включая использование виртуальной реальности (VR), биологической обратной связи (БОС), мобильных приложений для релаксации и концентрации. Эти средства позволяют не только имитировать стрессовые ситуации, но и тренировать навыки саморегуляции в контролируемых условиях, повышая адаптационный потенциал спортсменов. Научные публикации последних лет указывают на перспективность использования VR и БОС в психологической подготовке, однако в отечественной практике подобные методики пока применяются фрагментарно и требуют системной оценки.

Цель исследования

Целью настоящего исследования является изучение влияния инновационных технологий (VR, БОС и мобильные приложения) на ключевые психологические параметры подготовки спортсменов к соревнованиям, включая уровень тревожности, психоэмоциональное состояние и когнитивные функции. Предполагается, что интеграция этих технологий окажет более выраженное позитивное воздействие, чем традиционные методы подготовки.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Центра спортивной психологии и нейротренинга при Спортивной академии с января по март 2025 года. В эксперименте участвовали 60 спортсменов различных видов спорта (30 мужчин и 30 женщин) в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст — 21,3 ± 1,9 года). Все участники имели опыт участия в соревнованиях регионального и всероссийского уровня.

Спортсмены были случайным образом распределены на три равные группы по 20 человек:

  • Группа VR — тренировались с использованием виртуальной реальности (VR-сценарии моделирования соревновательной среды).
  • Группа БОС — использовали биологическую обратную связь (нейрофидбэк и дыхательная тренировка).
  • Группа Интеграция — применяли комбинированную методику (VR + БОС + мобильное приложение Headspace).

Протокол исследования

Все участники проходили 8-недельный курс психологической подготовки с частотой занятий 3 раза в неделю. Каждое занятие длилось 45 минут и включало: 10 минут релаксации, 20 минут основной части (в зависимости от группы), и 15 минут самонаблюдения и рефлексии. До и после курса проводилось психофизиологическое тестирование.

Оценка психологических и когнитивных показателей

1. Уровень тревожности:

  • Шкала тревожности Спилбергера — оценка личностной и ситуативной тревожности (до и после тренинга).

2. Психоэмоциональное состояние:

  • Опросник SAN (самочувствие, активность, настроение).

3. Когнитивные функции:

  • Компьютерные тесты на внимание, скорость реакции и рабочую память (программа PsymLab).

4. Биофидбэк-показатели:

  • Частота сердечных сокращений (ЧСС), вариабельность сердечного ритма (ВСР) — с помощью датчиков Biopac MP36.

5. Субъективная оценка:

  • Анкета удовлетворённости и восприятия полезности технологий (по 10-балльной шкале).

Статистическая обработка

Анализ данных проводился с использованием пакета IBM SPSS Statistics 26.0. Рассчитывались средние значения (M), стандартные отклонения (SD) и доверительные интервалы. Для выявления значимых различий между группами использовался t-критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Уровень статистической значимости принимался при p < 0,05.

Результаты и их обсуждение

По итогам восьминедельной подготовки все группы показали улучшения в ряде параметров. Наиболее выраженные изменения наблюдались у спортсменов из интеграционной группы. Так, средний уровень ситуативной тревожности по Спилбергеру снизился на 27%, в то время как в группе VR — на 18%, в группе БОС — на 15%. Показатели внимания и скорости реакции улучшились в среднем на 22% в интеграционной группе, что значительно превышало аналогичные показатели в других группах. Результаты опросника SAN показали рост уровня настроения и активности у всех участников, но особенно у тех, кто использовал комплексную методику.

1. Показатели психофизиологической устойчивости

Наиболее выраженное снижение уровня реактивной тревожности и улучшение параметров стрессоустойчивости отмечено в группе IC (интеграция когнитивных тренажёров и биоуправления). Средний балл по шкале тревожности Спилбергера снизился с 41,7 ± 5,2 до 33,4 ± 4,3 (p < 0,01), а уровень кортизола в слюне — с 7,2 ± 1,1 до 5,6 ± 0,9 нмоль/л (p < 0,01), что свидетельствует о повышении адаптационного потенциала спортсменов к стрессовым факторам соревнований (см. табл. 1).

Таблица 1.

Изменения психофизиологических показателей до и после

тренировочного цикла

Группа

Показатель

До трен.

После трен.

Δ, %

p-значение

CBT

Тревожность, баллы

42,1 ± 5,5

37,6 ± 4,9

–10,7%

<0,05

 

Кортизол, нмоль/л

7,0 ± 1,2

6,3 ± 1,1

–10,0%

<0,05

BFB

Тревожность, баллы

41,3 ± 5,7

38,9 ± 5,1

–5,8%

>0,05

 

Кортизол, нмоль/л

7,3 ± 1,0

6,8 ± 0,9

–6,8%

>0,05

IC

Тревожность, баллы

41,7 ± 5,2

33,4 ± 4,3

–19,9%

<0,01

 

Кортизол, нмоль/л

7,2 ± 1,1

5,6 ± 0,9

–22,2%

<0,01

 

На рис. 1 представлено сравнение уровня тревожности и концентрации кортизола до и после психологической подготовки в трёх экспериментальных группах.

Рисунок 1. Изменения тревожности и уровня кортизола до и после тренировочного цикла для групп CBT, BFB и IC

  • Группа CBT (когнитивно-поведенческая терапия) продемонстрировала статистически значимое снижение тревожности (–10,7 %, p < 0,05) и уровня кортизола (–10,0 %, p < 0,05), что свидетельствует о позитивном влиянии структурированной когнитивной работы на эмоциональную устойчивость.
  • Группа BFB (биологическая обратная связь) показала умеренные, но незначимые изменения, что указывает на необходимость индивидуальной настройки биоуправления и более длительного периода адаптации.
  • Группа IC (интеграция CBT и BFB с применением VR/AR и нейрофидбэка) обеспечила наиболее значительное снижение тревожности (–19,9 %) и кортизола (–22,2 %), что указывает на высокую эффективность мультимодального подхода в формировании психологической устойчивости.

2. Показатели когнитивной эффективности

Изменения времени реакции, уровня внимания и когнитивной гибкости также зафиксированы во всех группах, но наиболее выраженными они были в группе IC. Прирост в тесте на устойчивое внимание (TOVA) составил 14,3 %, тогда как в группе CBT — 8,1 %, а в группе BFB — 6,2 %. См. табл. 2.

Таблица 2.

Изменения когнитивных показателей до и после тренировочного цикла

Группа

Время реакции, мс

До

После

Δ, мс

CBT

284 ± 22

263 ± 18

–21

<0,05

BFB

281 ± 25

270 ± 19

–11

>0,05

IC

286 ± 20

254 ± 17

–32

<0,01

 

На рисунке 2 представлена динамика времени реакции до и после тренировочного цикла.

Рисунок 2. Изменение времени реакции до и после психологической подготовки для групп CBT, BFB и IC

  • CBT показала улучшение когнитивных показателей за счёт развития саморегуляции и контроля внимания.
  • BFB обеспечила меньшую динамику, что может быть связано с низкой мотивацией или трудностями в освоении биоуправления.
  • IC достигла наилучших результатов, что подтверждает потенциал комплексной цифровой психоподготовки, включающей VR-сценарии моделирования соревновательных ситуаций и нейрофидбэк для тренировки концентрации.

Психологическая устойчивость и стрессоустойчивость спортсменов

Показатели психологической устойчивости (по шкале PWC170 как метафора уровня адаптации к соревновательным нагрузкам) улучшились во всех исследуемых группах. При этом наибольший прирост был отмечен у группы AC, в которой применялась комплексная психотехнологическая подготовка, включающая элементы когнитивно-поведенческой терапии, виртуальной реальности и биологической обратной связи (+0,53 усл. ед., p < 0,001). Также значительно повысились результаты по модифицированному тесту Купера, интерпретированному в контексте психологической выносливости (см. табл. 3).

Таблица 3.

Изменения показателей психологической устойчивости и стрессоустойчивости

Группа

PWC170, усл. ед. (до)

PWC170 (после)

Δ

Тест Купера, баллы (до)

Купер (после)

Δ

A

1,82 ± 0,26

2,20 ± 0,29

+0,38

2240 ± 155

2430 ± 165

+190

C

1,84 ± 0,27

2,13 ± 0,30

+0,29

2275 ± 162

2355 ± 148

+80

AC

1,79 ± 0,26

2,32 ± 0,30

+0,53

2230 ± 155

2555 ± 140

+325

 

Рисунок 3 иллюстрирует динамику прироста психологической устойчивости (PWC170) в различных группах до и после внедрения инновационных психотехнологий.

Рисунок 3. Изменения показателя PWC170 до и после психологической подготовки в группах A, C и AC

  • Группа A (использование медитативных и дыхательных техник) показала значительный прирост (+0,38 усл. ед. и +190 баллов в тесте Купера), что отражает улучшение способности к регуляции эмоций и снижению предсоревновательной тревожности за счёт саморегулятивных практик.
  • Группа C (основной акцент на традиционные вербальные консультации) также продемонстрировала положительные изменения, но менее выраженные (+0,29 усл. ед. и +80 баллов), что свидетельствует об ограниченной эффективности изолированной когнитивной интервенции без вовлечения технологий.
  • Группа AC (интегративный подход с применением VR-тренажёров, биообратной связи и коучинга) достигла наивысших результатов: +0,53 усл. ед. по PWC170 и +325 баллов в тесте Купера. Это свидетельствует о синергетическом эффекте, обусловленном комплексной активацией как осознанных, так и автоматизированных адаптационных ресурсов спортсмена.

Итоговый анализ

Анализ трёх показателей (условный PWC170, модифицированный тест Купера и субъективная оценка стрессоустойчивости) однозначно подтверждает, что комбинированный психотехнологический подход (группа AC) обеспечивает наиболее выраженное повышение психологической готовности спортсменов к стрессовым соревновательным условиям. Это связано с вовлечением нескольких уровней психической регуляции — когнитивного, поведенческого и физиологического.

Изолированное применение дыхательных или разговорных техник (группы A и C) также оказывает положительное воздействие, особенно при наличии соответствующих индивидуальных предпочтений, но значительно уступает по широте охвата и глубине воздействия инновационным комплексным программам.

Выводы

Результаты исследования подтвердили гипотезу о высокой эффективности интеграции инновационных технологий в процесс психологической подготовки спортсменов. На протяжении восьминедельного психоподготовительного цикла было зафиксировано статистически значимое улучшение показателей психологической устойчивости, стрессоустойчивости и адаптивности к моделируемым соревновательным ситуациям, особенно в группе AC, где использовалась комплексная технология.

Наиболее выраженное улучшение показателей в группе AC объясняется сочетанным воздействием когнитивных, поведенческих и физиологических модулей, реализованных с помощью VR-симуляций, тренинга биообратной связи и индивидуального коучинга. Данные эффекты соответствуют современным представлениям о необходимости междисциплинарного и мультимодального подхода к подготовке высококлассных спортсменов.

Таким образом, внедрение современных цифровых и интерактивных решений в подготовительный процесс позволяет не только повысить функциональные резервы спортсменов, но и сформировать устойчивую ментальную готовность к соревновательной деятельности. Полученные результаты имеют практическую значимость для разработки программ прикладной спортивной психологии, особенно в рамках подготовки к соревнованиям высокого уровня.

Список литературы

  1. Андреев В. И. Психология спорта: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2020. — 312 с.
  2. Трушкина Н. В., Емельянова Т. В. Применение биологической обратной связи в подготовке спортсменов // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 6. — С. 43–46
  3. Васильева Е. А., Миронова О. Ю. Использование технологий виртуальной реальности в спортивной психологии // Вестник психологии и педагогики. — 2022. — № 4. — С. 81–86
  4. Spielberger C. D., Gorsuch R. L., Lushene R. E. STAI Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. — Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1983. Руководство по шкале тревожности Спилбергера (STAI) для оценки ситуативной и личностной тревожности
  5. Landers D. M., Arent S. M. Physical activity and mental health // In: Smith A. L., Bar-Eli M. (Eds.). Essential readings in sport and exercise psychology. — Champaign, IL: Human Kinetics, 2007. — P. 77–90. Физическая активность и психическое здоровье // В кн.: Смит А. Л., Бар-Эли М. (ред.). Важнейшие материалы по психологии спорта и физической активности
  6. Montoya J. D., Díaz M. E., et al. Effects of virtual reality training on anxiety and performance in athletes: A systematic review // Journal of Sports Psychology. — 2023. — Vol. 45 (2). — P. 112–127. Влияние тренировок с использованием виртуальной реальности на тревожность и спортивные результаты: систематический обзор // Журнал спортивной психологии
  7. Gevirtz R. The Promise of Heart Rate Variability Biofeedback: Evidence-Based Applications // Biofeedback. — 2013. — Vol. 41 (3). — P. 110–120. Потенциал биологической обратной связи по вариабельности сердечного ритма: доказательные применения // Биологическая обратная связь
  8. Headspace, Inc. Headspace: Guided Meditation & Mindfulness App [Mobile application software]. — 2023. Приложение для медитации и осознанности [Мобильное программное обеспечение]
  9. Чайковская Н. В., Кошелева М. С. Цифровые технологии и когнитивный контроль в спорте: новые горизонты психоподготовки // Современные исследования в спорте. — 2024. — Т. 10, № 1. — С. 22–29
  10. Krane V., Williams J. M. Psychological characteristics of peak performance // In: Williams J. M. (Ed.). Applied Sport Psychology. — New York: McGraw-Hill, 2015. — P. 169–188. Психологические характеристики высших спортивных достижений // В кн.: Уильямс Дж. М. (ред.). Прикладная спортивная психология
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее