СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (243), Октябрь ‘25

Поделиться

Статья посвящена совершенствованию морально-психологической подготовки спортсменов. Было рассмотрено ее значение как неотъемлемой части тренировочного процесса, влияющей на результативность и стрессоустойчивость. Анализируются современные подходы и методы формирования психологической устойчивости, волевых качеств и моральных принципов. Обоснована необходимость интеграции комплексных программ психолого-педагогических методик в тренировочную систему спортсменов.

Современный спорт для приобретения наивысших достижений предъявляет исключительные требования не только к физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и к его морально-психологическому состоянию. Психологическая устойчивость, способность эффективно действовать в условиях стресса, сильная мотивация, а также развитие волевых качеств и внутренних этические принципов становятся ключевыми факторами успеха в мире спорта. Высокий уровень конкуренции диктует необходимость максимального использования всех сил человека, среди которых психический потенциал занимает ведущее место. В связи с этим фактором, целью данной работы является изучение и обоснование методов повышения эффективности морально-психологической подготовки спортсменов для улучшения их спортивных результатов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что недостаточное внимание к психологической составляющей подготовки зачастую приводит к срывам на важных соревнованиях, развитию неконструктивных психоэмоциональных состояний (тревожность, апатия), конфликтам в команде и, в конечном итоге, к профессиональному выгоранию. Морально-психологическая подготовка должна быть системным, непрерывным процессом, интегрированным в общую структуру тренировок.

Морально-психологическая подготовка (МПП) представляет собой целенаправленный процесс формирования у спортсмена:

Психологической устойчивости: способности сохранять концентрацию, уверенность и эффективность действий в условиях стресса, неудач, помех и высокого психологического давления.

Волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, самообладания, дисциплинированности.

Мотивационной сферы: устойчивой внутренней мотивации к достижению высоких результатов, готовности к преодолению трудностей.

Нравственных принципов: честности, ответственности, командному духу уважения к соперникам и судьям.

Современные подходы к МПП предполагают её индивидуализацию с учетом вида спорта, уровня мастерства, возраста и личностных особенностей спортсмена (темперамент, ведущая модальность восприятия, когнитивный стиль). Важнейшим условием эффективности является интеграция работы спортивного психолога в команду специалистов (тренер, врач, физиотерапевт).

Методы и методики морально-психологической подготовки:

1. Идеомоторная тренировка (ИТ): Мысленное проигрывание двигательных действий, тактических схем и успешных выступлений в деталях. Способствует улучшению техники, повышению уверенности, снижению предстартовой тревожности, формированию позитивного настроя.

2. Когнитивно-поведенческие техники (КПТ):

Рефрейминг: Изменение восприятия стрессовой ситуации (например, волнение перед стартом как признак готовности, а не слабости).

Работа с негативными автоматическими мыслями: Выявление и замена деструктивных установок ("Я проиграю", "Я не справлюсь") на конструктивные ("Я готов", "Я сосредоточен").

Постановка SMART-целей: Конкретных, Измеримых, Достижимых, Актуальных, Ограниченных во времени.

3. Методы саморегуляции:

Дыхательные техники: Диафрагмальное дыхание, ритмичное дыхание для быстрого снятия напряжения.

Прогрессивная мышечная релаксация (ПМР): Последовательное напряжение и расслабление групп мышц для снижения физического и психического напряжения.

Аутогенная тренировка (АТ): Самовнушение состояний тяжести и тепла в теле для достижения глубокого расслабления и управления вегетативными функциями.

4. Групповой анализ видеозаписей: Совместный просмотр и разбор тренировок и соревнований с акцентом на успешные моменты, ошибки и пути их исправления. Способствует развитию самокритичности, объективной самооценки, командного взаимодействия и тактического мышления.

5. Психологическое консультирование: Индивидуальная работа со спортивным психологом по преодолению личностных барьеров, страхов, конфликтов, кризисных ситуаций.

6. Командные тренинги: Упражнения и ролевые игры, направленные на сплочение коллектива, развитие доверия, коммуникации, лидерских качеств, взаимопомощи и чувства ответственности перед командой.

Внедрение данных методик требует тесного сотрудничества тренера, психолога и спортсмена. Тренер формирует запрос, обеспечивает включение психологических упражнений в тренировочный план и контролирует их выполнение. Психолог подбирает и адаптирует методики, проводит индивидуальные и групповые занятия, обучает навыкам саморегуляции. Спортсмен активно участвует в этом процессе, осознанно применяет освоенные техники. Особое значение имеет профилактика выгорания, через формирование сбалансированной мотивации, обучение восстановлению и управлению нагрузкой. Развитие нравственных качеств не только улучшает спортивный результат, но и формирует позитивный имидж спортсмена в частности как примерной личности.

Совершенствование процесса морально-психологической подготовки спортсменов является необходимым условием достижения высоких и стабильных результатов в современном спорте. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. МПП должна быть неотъемлемой, систематической частью общего тренировочного процесса, а не эпизодическим мероприятием.

2. Ключевым фактором эффективности является индивидуализация подготовки на основе комплексной диагностики, а так же интеграция спортивного психолога в тренерский штаб.

3. Применение разнообразных конкретных методик (идеомоторная тренировка, КПТ, методы саморегуляции, видеоанализ, командные тренинги) позволяет целенаправленно развивать психологическую устойчивость, волевые качества, мотивацию и нравственные принципы.

4. Системная МПП способствует не только росту спортивных достижений, но и профилактике выгорания, формированию зрелой личности спортсмена и повышению качества его жизни на протяжении всей карьеры.

Дальнейшие исследования целесообразно направить на разработку и валидацию комплексных программ МПП для различных видов спорта и возрастных групп, а также на оценку их долгосрочного эффекта.

Список литературы

  1. Иванова, Е. С. Физическая культура как часть общей культуры личности / Е.С. Иванова. – Казань: Культура, 2022. – 215 с.
  2. Петров, В. Н. Спорт и профессия: влияние физической активности на карьеру / В.Н. Петров. – Санкт-Петербург: Спорт, 2021. – 180 с.
  3. Сидоренко, И. А. Физическая культура и здоровье: современные подходы / И.А. Сидоренко. – Москва: Наука, 2020. – 198 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее