Современные условия профессиональной деятельности психологов предъявляют особые требования к уровню их личностных и профессиональных ресурсов. Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность деятельности и уровень профессионального здоровья специалистов, является эмоциональный интеллект (ЭИ). Способность к распознаванию, осознанию и управлению эмоциями обеспечивает успешное взаимодействие с клиентами и коллегами, способствует устойчивости к стрессу и предотвращению профессионального выгорания [5].
Проблема взаимосвязи ЭИ, профессиональной мотивации и самореализации приобретает особую актуальность в условиях растущего спроса на психологическую помощь, усиления профессиональной конкуренции и необходимости постоянного саморазвития.
Понятие «эмоциональный интеллект» введено П. Сэловеем и Д. Майером (1990), а позднее популяризировано Д. Гоулманом (1995), который доказал его значимость для профессиональной успешности. В отечественных исследованиях (Д.В. Люсин, 2004; Е.П. Ильин, 2011; Е.А. Сергиенко, 2019) отмечается, что высокий уровень ЭИ напрямую связан с адаптивностью, коммуникативными способностями и устойчивостью к профессиональным стрессам.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека понимать собственные эмоции и эмоции других людей, управлять ими, использовать их для принятия эффективных решений и построения гармоничных отношений. В контексте работы психолога ЭИ является не просто желательным качеством, а профессиональной необходимостью [1].
Профессиональная самореализация – это процесс реализации своего потенциала, талантов и способностей в рамках профессиональной деятельности, приносящий чувство удовлетворения, смысла и достижения. Для психологов чья работа напрямую связана с помощью другим, самореализация имеет особое значение. Профессиональная самореализация, как отмечают А.А. Деркач, Е.А. Климов, представляет собой не только достижение карьерных целей, но и гармонизацию личностных и профессиональных устремлений [3; 4].
Что касается профессиональной мотивации, современные модели (Д. Деси, Э. Райан, теория самодетерминации) выделяют внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор и устойчивость профессиональной деятельности.
Профессиональная мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих человека к активной и эффективной профессиональной деятельности. У психологов мотивация часто определяется не только материальными стимулами, но и глубокими ценностными ориентациями [2].
Таким образом, эмоциональный интеллект можно рассматривать как интегративный механизм, влияющий как на мотивационные процессы, так и на возможности самореализации.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта, профессиональной мотивацией и степенью профессиональной самореализации психологов.
Для эмпирического анализа предполагается использование следующих методик: тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн); тип и уровень профессиональной самореализации Гавриловой; опросник профессиональной мотивации (ОПМ-2) разработан для измерения постулируемых в теории самодетерминации (СДТ Э. Деси и Р. Райана). Статистическая обработка данных предполагает применение корреляционного анализа с помощью критерия Ч. Спирмена.
Изложение и анализ результатов исследования начнем с полученных нами данных по тесту эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн).
Таблица 1.
Уровни развития эмоционального интеллекта психологов (в %)
Уровни |
Общий эмоциональный интеллект |
Понимание чужих эмоций |
Управление чужими эмоциями |
Понимание своих эмоций |
Управление своими эмоциями |
Межличностный ЭИ |
Управление эмоциями |
Контроль экспрессии |
Понимание эмоций |
Внутриличностный ЭИ |
Очень низкий |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
Низкий |
5 |
9 |
7 |
2 |
11 |
8 |
9 |
11 |
6 |
5 |
Средний |
18 |
17 |
18 |
26 |
18 |
15 |
17 |
17 |
19 |
21 |
Высокий |
11 |
7 |
10 |
6 |
4 |
11 |
8 |
8 |
11 |
9 |
Очень высокий |
3 |
3 |
2 |
6 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
В таблице 1 мы видим, что в целом, эмоциональный интеллект психологов находится на среднем уровне развития. Сильные стороны: понимание своих эмоций и внутриличностный ЭИ (саморефлексия, эмоциональная осознанность). Слабые стороны: управление своими эмоциями, управление эмоциями других людей и контроль экспрессии. Наличие значительной доли специалистов с низким уровнем отдельных компонентов ЭИ требует целенаправленной коррекционной и развивающей работы (тренингов по саморегуляции, эмпатии и эмоциональной компетентности).
У большинства психологов преобладают средние уровни развития, особенно в таких компонентах, как понимание собственных эмоций и внутриличностный ЭИ. А вот управление эмоциями (как своими, так и чужими) и контроль экспрессии чаще остаются на низких или средних уровнях.
Продолжим анализ полученных нами результатов по тесту «Тип и уровень профессиональной самореализации Гавриловой».
Таблица 2.
Типы профессиональной самореализации психологов (в %)
Прогнозируемая успешная профессиональная самореализация |
Романтическая профессиональная самореализация |
Астеническая профессиональная самореализация |
Нерефлексируемая (мнимая) профессиональная самореализация |
Формальное выполнение деятельности |
Ложная профессиональная самореализация |
Прогнозируемая ложная профессиональная самореализация |
Успешная профессиональная самореализация |
2 |
12 |
7 |
5 |
42 |
15 |
7 |
10 |
В таблице 2 мы видим, что наиболее распространенная форма профессиональной самореализации у психологов – формальное выполнение деятельности (42%), что говорит о недостаточной вовлеченности и эмоциональной насыщенности их профессиональной жизни.
Позитивные формы самореализации (успешная – 10%, прогнозируемая успешная – 2%) встречаются значительно реже, что подчеркивает дефицит условий для раскрытия потенциала специалистов.
Значительная доля респондентов демонстрирует ложные формы самореализации (15% + 7%), что указывает на проблемы с профессиональной идентичностью и внутренней мотивацией.
Доминирование формальных и ложных стратегий свидетельствует о необходимости развития эмоционального интеллекта, профессиональной мотивации и механизмов психологической поддержки специалистов.
График 1. Уровни профессиональной самореализации психологов (в %)
На графике 1 мы можем видеть, что большинство психологов (88%) находятся на уровне реализации ролей и норм в организации. Лишь 7% респондентов на уровне смысложизненной и ценностной реализации, что указывает на потребность в создании условий для развития внутренней мотивации и раскрытия потенциала специалистов. Индивидуально-исполнительский уровень диагностирован у 5% психологов, принимавших участие в нашем исследовании. Примитивно-исполнительский уровень профессиональной самореализации не был выявлен у респондентов нашей выборки.
Перейдем к анализу полученных нами результатов психологической диагностики по опроснику профессиональной мотивации (ОПМ-2) разработан для измерения постулируемых в теории самодетерминации (СДТ Э. Деси и Р. Райана).
График 2. Профиль профессиональной мотивации психологов
На представленном выше графике мы видим, что профиль мотивации психологов в целом позитивен, так как доминируют автономная (36), внутренняя (12) и интегрированная (12) формы мотивации. При этом фиксируется слабое влияние внешнего контроля (3) и умеренная зависимость от внешних стимулов (экстернальная – 9). Определенную тревогу вызывает отрицательный индекс относительной автономии (-2), указывающий на наличие группы специалистов, для которых внешняя регуляция значимее внутренней. Низкий, но заметный уровень амотивации (6) отражает риск эмоционального выгорания у части выборки.
Таким образом, можно сказать, что у большинства психологов преобладает самостоятельная, ценностно насыщенная и внутренняя профессиональная мотивация, однако у небольшой части сохраняется зависимость от внешних стимулов и признаки снижения мотивации.
Проанализируем установленные нами статистически значимые взаимосвязи эмоционального интеллекта, профессиональной самореализации и профессиональной мотивации психологов. Результаты математической статистики представлены в таблице 4.
Таблица 3.
Результаты математической статистики (критерий Спирмена)
Общий эмоциональный интеллект |
Понимание чужих эмоций |
Управление чужими эмоциями |
Понимание своих эмоций |
Управление своими эмоциями |
Межличностный ЭИ |
Управление эмоциями |
Понимание эмоций |
Внутриличностный ЭИ |
||
Целевой компонент |
R |
,310* |
,278 |
,323* |
,196 |
,409** |
,331* |
,354* |
,258 |
,281 |
p |
,048 |
,078 |
,039 |
,220 |
,008 |
,035 |
,023 |
,103 |
,075 |
|
Ресурсный компонент |
R |
,272 |
,151 |
,235 |
,310* |
,302 |
,209 |
,247 |
,264 |
,320* |
p |
,086 |
,344 |
,139 |
,048 |
,055 |
,191 |
,119 |
,095 |
,042 |
|
Феноменологический компонент |
R |
,356* |
,348* |
,373* |
,293 |
,295 |
,400** |
,334* |
,326* |
,317* |
p |
,022 |
,026 |
,016 |
,063 |
,061 |
,010 |
,033 |
,038 |
,043 |
|
Уровень профессиональной самореализации |
R |
,393* |
,320* |
,408** |
,358* |
,419** |
,398* |
,396* |
,356* |
,387* |
p |
,011 |
,041 |
,008 |
,022 |
,006 |
,010 |
,010 |
,022 |
,012 |
|
Прогнозируемая успешная профессиональная самореализация |
R |
,384* |
,298 |
,395* |
,306 |
,445** |
,380* |
,409** |
,331* |
,370* |
p |
,013 |
,059 |
,011 |
,052 |
,004 |
,014 |
,008 |
,035 |
,017 |
|
Романтическая профессиональная самореализация |
R |
,310* |
,278 |
,323* |
,196 |
,409** |
,331* |
,354* |
,258 |
,281 |
p |
,048 |
,078 |
,039 |
,220 |
,008 |
,035 |
,023 |
,103 |
,075 |
|
Астеническая профессиональная самореализация |
R |
,377* |
,355* |
,399** |
,290 |
,374* |
,416** |
,381* |
,336* |
,337* |
p |
,015 |
,023 |
,010 |
,066 |
,016 |
,007 |
,014 |
,032 |
,031 |
|
Нерефлексируемая (мнимая) профессиональная самореализация |
R |
,272 |
,151 |
,235 |
,310* |
,302 |
,209 |
,247 |
,264 |
,320* |
p |
,086 |
,344 |
,139 |
,048 |
,055 |
,191 |
,119 |
,095 |
,042 |
|
Формальное выполнение деятельности |
R |
,393* |
,320* |
,408** |
,358* |
,419** |
,398* |
,396* |
,356* |
,387* |
p |
,011 |
,041 |
,008 |
,022 |
,006 |
,010 |
,010 |
,022 |
,012 |
|
Ложная профессиональная самореализация |
R |
,356* |
,348* |
,373* |
,293 |
,295 |
,400** |
,334* |
,326* |
,317* |
p |
,022 |
,026 |
,016 |
,063 |
,061 |
,010 |
,033 |
,038 |
,043 |
|
Прогнозируемая ложная профессиональная самореализация |
R |
,373* |
,305 |
,376* |
,370* |
,348* |
,368* |
,341* |
,355* |
,375* |
p |
,016 |
,053 |
,015 |
,017 |
,026 |
,018 |
,029 |
,023 |
,016 |
|
Успешная профессиональная самореализация |
R |
,393* |
,320* |
,408** |
,358* |
,419** |
,398* |
,396* |
,356* |
,387* |
p |
,011 |
,041 |
,008 |
,022 |
,006 |
,010 |
,010 |
,022 |
,012 |
|
Интроецированная мотивация |
R |
-,231 |
-,127 |
-,247 |
-,450** |
-,223 |
-,201 |
-,144 |
-,312* |
-,288 |
p |
,147 |
,429 |
,120 |
,003 |
,162 |
,207 |
,369 |
,047 |
,068 |
|
Амотивация |
R |
-,279 |
-,251 |
-,216 |
-,325* |
-,206 |
-,248 |
-,250 |
-,296 |
-,254 |
p |
,077 |
,113 |
,175 |
,038 |
,196 |
,118 |
,115 |
,060 |
,108 |
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта, профессиональной самореализации и профессиональной мотивации психологов позволяет сделать следующие выводы:
- Наиболее значимыми компонентами ЭИ для профессионального успеха являются умение управлять своими эмоциями, управлять чужими эмоциями и межличностный ЭИ.
- Внутренние ресурсы и осознанное понимание эмоций способствуют целевой и феноменологической составляющей самореализации.
- Успех в профессиональной самореализации зависит в первую очередь от умения управлять эмоциями, как своими, так и чужими, а также от уровня общего ЭИ.
- Низкая внутренняя мотивация или амотивация ослабляют способность к саморегуляции, что может снижать эффективность профессиональной самореализации. Эмоциональный интеллект является ключевым фактором успешной профессиональной самореализации.
- Низкая мотивация негативно сказывается на регуляции эмоций и может препятствовать эффективной самореализации.
Список литературы
- Гасан, А. С. Тип рефлексии и эмоциональный интеллект психологов с различным стажем деятельности / А. С. Гасан // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ижевск, 11–15 ноября 2024 года. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2025. – С. 223–235
- Кеслер, В. Е. Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и профессиональной мотивации у практикующих психологов / В. Е. Кеслер // Россия в XXI веке: глобальные вызовы, приоритеты и перспективы развития: Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Барнаул, 16–17 апреля 2024 года. – Барнаул: ООО «Пять плюс», 2024. – С. 255–256
- Николаева, И. А. Проблемы профессиональной самореализации будущих психологов: прогностический и мотивационный аспекты / И. А. Николаева // Поволжский педагогический поиск. – 2019. – № 1 (27). – С. 39-44. – DOI 10.33065/2307-1052-2019-1-27-39–44
- Смык, А. А. Структура профессионального самосознания в системе самореализации личности педагогов-психологов на этапе профессиональной адаптации / А. А. Смык // Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, Москва, 12–14 октября 2023 года. – Москва: Институт психологии РАН, 2023. – С. 800–804
- Ясненко, М. М. Эмоциональный интеллект как ресурс в обеспечении профессиональной успешности психологов / М. М. Ясненко // Universum: психология и образование. – 2023. – № 8 (110). – С. 29–34. – DOI 10.32743/UniPsy.2023.110.8.15810