ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И МОТИВАЦИИ ПСИХОЛОГОВ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И МОТИВАЦИИ ПСИХОЛОГОВ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (243), Октябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта, профессиональной самореализации и профессиональной мотивации психологов. Авторами была обоснована актуальность обращения к теме данного исследования и представлены результаты исследования эмоционального интеллекта, профессиональной самореализации и профессиональной мотивации психологов. Сформулирована цель исследования, авторами были использованы следующие методики: тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн); тип и уровень профессиональной самореализации Гавриловой; опросник профессиональной мотивации (ОПМ-2) разработан для измерения постулируемых в теории самодетерминации (СДТ Э. Деси и Р. Райана). Метод ранговой корреляции Ч. Спирмена, с помощью данного метода были установлены статистически значимые связи между показателями эмоционального интеллекта, типами и уровнями профессиональной самореализации и профессиональной мотивацией психологов. Представлены результаты исследования и сформулированы выводы.

Современные условия профессиональной деятельности психологов предъявляют особые требования к уровню их личностных и профессиональных ресурсов. Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность деятельности и уровень профессионального здоровья специалистов, является эмоциональный интеллект (ЭИ). Способность к распознаванию, осознанию и управлению эмоциями обеспечивает успешное взаимодействие с клиентами и коллегами, способствует устойчивости к стрессу и предотвращению профессионального выгорания [5].

Проблема взаимосвязи ЭИ, профессиональной мотивации и самореализации приобретает особую актуальность в условиях растущего спроса на психологическую помощь, усиления профессиональной конкуренции и необходимости постоянного саморазвития.

Понятие «эмоциональный интеллект» введено П. Сэловеем и Д. Майером (1990), а позднее популяризировано Д. Гоулманом (1995), который доказал его значимость для профессиональной успешности. В отечественных исследованиях (Д.В. Люсин, 2004; Е.П. Ильин, 2011; Е.А. Сергиенко, 2019) отмечается, что высокий уровень ЭИ напрямую связан с адаптивностью, коммуникативными способностями и устойчивостью к профессиональным стрессам.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека понимать собственные эмоции и эмоции других людей, управлять ими, использовать их для принятия эффективных решений и построения гармоничных отношений. В контексте работы психолога ЭИ является не просто желательным качеством, а профессиональной необходимостью [1].

Профессиональная самореализация – это процесс реализации своего потенциала, талантов и способностей в рамках профессиональной деятельности, приносящий чувство удовлетворения, смысла и достижения. Для психологов чья работа напрямую связана с помощью другим, самореализация имеет особое значение. Профессиональная самореализация, как отмечают А.А. Деркач, Е.А. Климов, представляет собой не только достижение карьерных целей, но и гармонизацию личностных и профессиональных устремлений [3; 4].

Что касается профессиональной мотивации, современные модели (Д. Деси, Э. Райан, теория самодетерминации) выделяют внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор и устойчивость профессиональной деятельности.

Профессиональная мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих человека к активной и эффективной профессиональной деятельности. У психологов мотивация часто определяется не только материальными стимулами, но и глубокими ценностными ориентациями [2].

Таким образом, эмоциональный интеллект можно рассматривать как интегративный механизм, влияющий как на мотивационные процессы, так и на возможности самореализации.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта, профессиональной мотивацией и степенью профессиональной самореализации психологов.

Для эмпирического анализа предполагается использование следующих методик: тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн); тип и уровень профессиональной самореализации Гавриловой; опросник профессиональной мотивации (ОПМ-2) разработан для измерения постулируемых в теории самодетерминации (СДТ Э. Деси и Р. Райана). Статистическая обработка данных предполагает применение корреляционного анализа с помощью критерия Ч. Спирмена.

Изложение и анализ результатов исследования начнем с полученных нами данных по тесту эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн).

Таблица 1.

Уровни развития эмоционального интеллекта психологов (в %)

 Уровни

Общий эмоциональный интеллект

Понимание чужих эмоций

Управление чужими эмоциями

Понимание своих эмоций

Управление своими эмоциями

Межличностный ЭИ

Управление эмоциями

Контроль экспрессии

Понимание эмоций

Внутриличностный ЭИ

Очень низкий

4

5

4

1

4

4

4

3

3

2

Низкий

5

9

7

2

11

8

9

11

6

5

Средний

18

17

18

26

18

15

17

17

19

21

Высокий

11

7

10

6

4

11

8

8

11

9

Очень высокий

3

3

2

6

4

3

3

2

2

4

 

В таблице 1 мы видим, что в целом, эмоциональный интеллект психологов находится на среднем уровне развития. Сильные стороны: понимание своих эмоций и внутриличностный ЭИ (саморефлексия, эмоциональная осознанность). Слабые стороны: управление своими эмоциями, управление эмоциями других людей и контроль экспрессии. Наличие значительной доли специалистов с низким уровнем отдельных компонентов ЭИ требует целенаправленной коррекционной и развивающей работы (тренингов по саморегуляции, эмпатии и эмоциональной компетентности).

У большинства психологов преобладают средние уровни развития, особенно в таких компонентах, как понимание собственных эмоций и внутриличностный ЭИ. А вот управление эмоциями (как своими, так и чужими) и контроль экспрессии чаще остаются на низких или средних уровнях.

Продолжим анализ полученных нами результатов по тесту «Тип и уровень профессиональной самореализации Гавриловой».

Таблица 2.

Типы профессиональной самореализации психологов (в %)

Прогнозируемая успешная профессиональная самореализация

Романтическая профессиональная самореализация

Астеническая профессиональная самореализация

Нерефлексируемая (мнимая) профессиональная самореализация

Формальное выполнение деятельности

Ложная профессиональная самореализация

Прогнозируемая ложная профессиональная самореализация

Успешная профессиональная самореализация

2

12

7

5

42

15

7

10

 

В таблице 2 мы видим, что наиболее распространенная форма профессиональной самореализации у психологов – формальное выполнение деятельности (42%), что говорит о недостаточной вовлеченности и эмоциональной насыщенности их профессиональной жизни.

Позитивные формы самореализации (успешная – 10%, прогнозируемая успешная – 2%) встречаются значительно реже, что подчеркивает дефицит условий для раскрытия потенциала специалистов.

Значительная доля респондентов демонстрирует ложные формы самореализации (15% + 7%), что указывает на проблемы с профессиональной идентичностью и внутренней мотивацией.

Доминирование формальных и ложных стратегий свидетельствует о необходимости развития эмоционального интеллекта, профессиональной мотивации и механизмов психологической поддержки специалистов.

График 1. Уровни профессиональной самореализации психологов (в %)

На графике 1 мы можем видеть, что большинство психологов (88%) находятся на уровне реализации ролей и норм в организации. Лишь 7% респондентов на уровне смысложизненной и ценностной реализации, что указывает на потребность в создании условий для развития внутренней мотивации и раскрытия потенциала специалистов. Индивидуально-исполнительский уровень диагностирован у 5% психологов, принимавших участие в нашем исследовании. Примитивно-исполнительский уровень профессиональной самореализации не был выявлен у респондентов нашей выборки.

Перейдем к анализу полученных нами результатов психологической диагностики по опроснику профессиональной мотивации (ОПМ-2) разработан для измерения постулируемых в теории самодетерминации (СДТ Э. Деси и Р. Райана).

  

График 2. Профиль профессиональной мотивации психологов

На представленном выше графике мы видим, что профиль мотивации психологов в целом позитивен, так как доминируют автономная (36), внутренняя (12) и интегрированная (12) формы мотивации. При этом фиксируется слабое влияние внешнего контроля (3) и умеренная зависимость от внешних стимулов (экстернальная – 9). Определенную тревогу вызывает отрицательный индекс относительной автономии (-2), указывающий на наличие группы специалистов, для которых внешняя регуляция значимее внутренней. Низкий, но заметный уровень амотивации (6) отражает риск эмоционального выгорания у части выборки.

Таким образом, можно сказать, что у большинства психологов преобладает самостоятельная, ценностно насыщенная и внутренняя профессиональная мотивация, однако у небольшой части сохраняется зависимость от внешних стимулов и признаки снижения мотивации.

Проанализируем установленные нами статистически значимые взаимосвязи эмоционального интеллекта, профессиональной самореализации и профессиональной мотивации психологов. Результаты математической статистики представлены в таблице 4.

Таблица 3.

Результаты математической статистики (критерий Спирмена)

 

Общий эмоциональный интеллект

Понимание чужих эмоций

Управление чужими эмоциями

Понимание своих эмоций

Управление своими эмоциями

Межличностный ЭИ

Управление эмоциями

Понимание эмоций

Внутриличностный ЭИ

Целевой компонент

R

,310*

,278

,323*

,196

,409**

,331*

,354*

,258

,281

p

,048

,078

,039

,220

,008

,035

,023

,103

,075

Ресурсный компонент

R

,272

,151

,235

,310*

,302

,209

,247

,264

,320*

p

,086

,344

,139

,048

,055

,191

,119

,095

,042

Феноменологический компонент

R

,356*

,348*

,373*

,293

,295

,400**

,334*

,326*

,317*

p

,022

,026

,016

,063

,061

,010

,033

,038

,043

Уровень профессиональной самореализации

R

,393*

,320*

,408**

,358*

,419**

,398*

,396*

,356*

,387*

p

,011

,041

,008

,022

,006

,010

,010

,022

,012

Прогнозируемая успешная профессиональная самореализация

R

,384*

,298

,395*

,306

,445**

,380*

,409**

,331*

,370*

p

,013

,059

,011

,052

,004

,014

,008

,035

,017

Романтическая профессиональная самореализация

R

,310*

,278

,323*

,196

,409**

,331*

,354*

,258

,281

p

,048

,078

,039

,220

,008

,035

,023

,103

,075

Астеническая профессиональная самореализация

R

,377*

,355*

,399**

,290

,374*

,416**

,381*

,336*

,337*

p

,015

,023

,010

,066

,016

,007

,014

,032

,031

Нерефлексируемая (мнимая) профессиональная самореализация

R

,272

,151

,235

,310*

,302

,209

,247

,264

,320*

p

,086

,344

,139

,048

,055

,191

,119

,095

,042

Формальное выполнение деятельности

R

,393*

,320*

,408**

,358*

,419**

,398*

,396*

,356*

,387*

p

,011

,041

,008

,022

,006

,010

,010

,022

,012

Ложная профессиональная самореализация

R

,356*

,348*

,373*

,293

,295

,400**

,334*

,326*

,317*

p

,022

,026

,016

,063

,061

,010

,033

,038

,043

Прогнозируемая ложная профессиональная самореализация

R

,373*

,305

,376*

,370*

,348*

,368*

,341*

,355*

,375*

p

,016

,053

,015

,017

,026

,018

,029

,023

,016

Успешная профессиональная самореализация

R

,393*

,320*

,408**

,358*

,419**

,398*

,396*

,356*

,387*

p

,011

,041

,008

,022

,006

,010

,010

,022

,012

Интроецированная мотивация

R

-,231

-,127

-,247

-,450**

-,223

-,201

-,144

-,312*

-,288

p

,147

,429

,120

,003

,162

,207

,369

,047

,068

Амотивация

R

-,279

-,251

-,216

-,325*

-,206

-,248

-,250

-,296

-,254

p

,077

,113

,175

,038

,196

,118

,115

,060

,108

 

Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта, профессиональной самореализации и профессиональной мотивации психологов позволяет сделать следующие выводы:

  1. Наиболее значимыми компонентами ЭИ для профессионального успеха являются умение управлять своими эмоциями, управлять чужими эмоциями и межличностный ЭИ.
  2. Внутренние ресурсы и осознанное понимание эмоций способствуют целевой и феноменологической составляющей самореализации.
  3. Успех в профессиональной самореализации зависит в первую очередь от умения управлять эмоциями, как своими, так и чужими, а также от уровня общего ЭИ.
  4. Низкая внутренняя мотивация или амотивация ослабляют способность к саморегуляции, что может снижать эффективность профессиональной самореализации. Эмоциональный интеллект является ключевым фактором успешной профессиональной самореализации.
  5. Низкая мотивация негативно сказывается на регуляции эмоций и может препятствовать эффективной самореализации.

Список литературы

  1. Гасан, А. С. Тип рефлексии и эмоциональный интеллект психологов с различным стажем деятельности / А. С. Гасан // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ижевск, 11–15 ноября 2024 года. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2025. – С. 223–235
  2. Кеслер, В. Е. Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и профессиональной мотивации у практикующих психологов / В. Е. Кеслер // Россия в XXI веке: глобальные вызовы, приоритеты и перспективы развития: Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Барнаул, 16–17 апреля 2024 года. – Барнаул: ООО «Пять плюс», 2024. – С. 255–256
  3. Николаева, И. А. Проблемы профессиональной самореализации будущих психологов: прогностический и мотивационный аспекты / И. А. Николаева // Поволжский педагогический поиск. – 2019. – № 1 (27). – С. 39-44. – DOI 10.33065/2307-1052-2019-1-27-39–44
  4. Смык, А. А. Структура профессионального самосознания в системе самореализации личности педагогов-психологов на этапе профессиональной адаптации / А. А. Смык // Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, Москва, 12–14 октября 2023 года. – Москва: Институт психологии РАН, 2023. – С. 800–804
  5. Ясненко, М. М. Эмоциональный интеллект как ресурс в обеспечении профессиональной успешности психологов / М. М. Ясненко // Universum: психология и образование. – 2023. – № 8 (110). – С. 29–34. – DOI 10.32743/UniPsy.2023.110.8.15810
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее