Управление капиталом коммерческого банка является одной из приоритетных задач для сохранения его устойчивости. Коммерческие банки являются основой финансового сектора Российской Федерации, поэтому их стабильное и устойчивое функционирование крайне важно.
Так как текущая модель банковского сектора сложилась в России относительно недавно, то она опирается на ряд международных стандартов. Одним из важнейших является стандарт, рекомендованный Базельским комитетом по банковскому надзору. Положения Базеля трансформировались в зависимости от экономической ситуации. На 2025 год действуют положения Базель III, разработанные, как ответные меры на кризис 2008 года и принятые в 2010 году.
Поэтапное внедрение международных регуляторных стандартов в российскую практику направлено не только на усиление регуляторного надзора и управления рисками, но и на повышение устойчивости банковской системы к различным финансово-экономическим шокам. Определяющей особенностью последнего этапа являются изменения в составе банковского капитала, в том числе ужесточение критериев классификации источников основного капитала. Кроме того, на этом этапе предусмотрено создание резервов для сохранения капитала и противоциклических резервов для поглощения потенциальных убытков в ходе будущих кризисов.
Экономические условия 2020 года, вызванные пандемией COVID-19 и снижением цен на нефть, стали значительным экзогенным шоком для российской экономики. Непропорционально сильно пострадали сектора, зависимые от личного обслуживания, в частности гостиничный бизнес, развлечения, туризм, розничная торговля непродовольственными товарами и услуги по уходу за личностью. В отличие от них, банковский сектор вступил в этот период нестабильности с более сильной позицией по капиталу и ликвидности по сравнению с кризисами 2008 и 2014 годов. К этому способствовали временные меры регуляторной терпимости, снижение макропруденциальных надбавок и существующие резервы капитала, накопленные банками. Эта прочная исходная позиция предполагает высокую вероятность успешной адаптации банковской системы, что указывает на то, что финансовые учреждения, вероятно, сохранят платежеспособность и обеспечат достаточную ликвидность.
В настоящее время банковский сектор функционирует в условиях жесткого регулирования, интенсивного надзора и растущей макроэкономической неопределенности. За последние пять лет Центральный банк России принял ряд регуляторных мер, которые предъявляют повышенные требования к финансовым учреждениям. Эти требования выходят за рамки традиционных коэффициентов достаточности капитала и охватывают организационную эффективность внутренних бизнес-процессов и модернизацию комплексных систем управления рисками.
Управление капиталом коммерческого банка осуществляется на основе положений и инструкций Центрального банка. Ключевыми являются следующие:
- Положение Банка России от 04.07.2018 № 646-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» [1].
- Инструкция Банка России от 28.06.2017 № 180-И «Об обязательных нормативах банков» [2].
- Положение Банка России от 03.09.2018 № 652-П «О порядке расчета размера операционного риска».
- Положение Банка России от 03.12.2015 № 511-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска».
- Инструкция Банка России от 06.12.2017 № 183-И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией».
Эффективное управление капиталом коммерческого банка позволяет обеспечивать его деятельность, а также поддерживать нормативы, предписанные Центральным банком, на достаточном уровне. Однако, в сентябре 2025 года на очередном заседании ЦБ РФ, его председатель, Эльвира Набиуллина, призывала к пересмотрю нормативов достаточности капитала коммерческого банка. Было рекомендовано увеличение норматива достаточности капитала с 300 млн. руб. до 1 млрд. рублей в зависимости от лицензии.
Современные вызовы обостряют одну из проблем банковской системы России, ее низкую капитализацию. В конъюнктурных условиях банки используют разные способы наращивания капитала, перестраивают схемы банковских операций и сделок, ведут гибкую процентную политику, меняют географию корреспондентских отношений и тестируют новые механизмы в рамках удержания своих позиций на рынке [4].
Отдельно следует отметить такую проблему, как жесткие международные санкции. Их введение стало шоком для многих банков, так как резко сократился комиссионный доход, трансграничные переводы стали ограничены, доступ к ряду финансовых инструментов на бирже оказался закрыт, операции с валютой осложнены.
Помимо санкционного давления банки испытывают давление со стороны трендов, например, они вынуждены увеличивать расходы на цифровизацию, чтобы не отставать от крупных федеральных конкурентов. Сложность состоит в том, что такие крупные компании как Сбербанк, Тинькофф, Альфа банк могут позволить себе выстраивать целые финтех-компании, тогда как небольшие региональные банки вынуждены тратить существенный капитал для соответствия рыночным условиям [5].
Помимо ориентации на цифровизацию, имеется глобальный тренд на устойчивое развитие и переход к нулевым выбросам мотивирует мировые банки активнее внедрять ESG-принципы, способствуя повышению экологической, социальной и управленческой ответственности среди компаний-заемщиков [3].
Таким образом, управление капиталом коммерческого банка не сводится лишь к соблюдению обязательных нормативов, установленных Центральным банком, а требует комплексного подхода для обеспечения прибыльной и рентабельной деятельности, а также для повышения конкурентоспособности на рынке финансовых услуг.
Список литературы
- Положение Банка России от 04.07.2018 N 646-П (ред. от 10.04.2023) «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2018 N 52122) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306920/ (дата обращения 25.09.2025)
- Инструкция Банка России от 28.06.2017 N 180-И (ред. от 06.05.2019) «Об обязательных нормативах банков» (вместе с «Методикой расчета кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера», «Методикой расчета кредитного риска по ПФИ», «Методикой определения уровня риска по синдицированным ссудам», «Порядком расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) по сделкам, совершаемым на возвратной основе», «Методикой расчета риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента», «Порядком распределения прибыли (части прибыли)») (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47383) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220206/ (дата обращения 25.09.2025)
- Кауменова Д.Е. Влияние ESG на банковские активы: как зеленые стандарты изменят управление капиталом / Д.Е. Кауменова // East European Scientific Journal № 11-12(107-108), 2024. С. 23-28
- Мокеева Н.Н. Отдельные аспекты управления капиталом банка / Н.Н. Мокеева // Финансы и учетная политика. № 3. 2023. С. 34-38
- Мокеева Н.Н. Влияние экономических санкций на капитал российских банков / Н.Н. Мокеева // Полицентричный мир: новая экономическая повестка. Сборник научных трудов X Уральских научных чтений профессоров и докторантов гуманитарных наук, Екатеринбург, 01 марта 2023 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2023. – С. 107-113