Важной основой профессионального психологического отбора (ППО) по психофизиологическим показателям служат особенности функций органов чувств, в частности, физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем, органов человека, к которым профессией предъявляются специфические требования.
Таким образом, в основу подбора людей на конкретные профессии должны быть положены основные свойства нервных процессов, которые мало изменяются в течение жизни человека, и особенности функции органов чувств.
Также в 1й части предыдущей статьи было рассмотрено необходимые профессионально важные качества (ПВК) и такие личностные качества как дисциплинированность, старательность, коммуникабельность, добросовестность, восприятие критики, а также, в какой-то степени, склонность к агрессии и склонность к риску, могут быть объединены таким интегральным показателем, как стиль поведения.
Всё это хорошо согласовывается с выводами, сделанными ранее в работах [3; 4], в которых предлагается дополнить ППО пилотов и диспетчеров УВД тестами на уровень субъективного контроля (УСК) и соционическим тестом на определение типа информационного метаболизма (ТИМ).
Наиболее малоисследованным пока остается вопрос оценки социальной ответственности пилота. В монографии [3] этому уделено недостаточное внимание, и специальных публикаций на эту тему, по крайней мере, известных авторам, нет.
На рис. 5 показано распределение общей интернальности [6] в обследованной группе пилотов.

Рисунок 5. Распределение общей интернальности (стен) в обследованной группе пилотов
Хотя получившийся результат близок к кривой нормального распределения, настораживает то, что максимум смещён в сторону низкой интернальности, а лиц с высокой интернальностью (8-10 стен) всего 9% от объёма выборки. Следует также обратить внимание на то, что наиболее низкая интернальность в обследованной группе наблюдается в области производственных отношений и в области неудач, что говорит, о некоторой склонности многих обследованных снимать с себя ответственность за происходящее на производстве, и приписывать свои неудачи внешним обстоятельствам.
Наблюдается слабая, но высоко значимая корреляция [7] между показателем общей интернальности и такими величинами составляющих СМЧ, как ТИМ СЭИ и ИЭИ. Наиболее низка интернальность у пилотов, в СМЧ которых преобладают такие соционические составляющие как ТИМ СЭИ. Наиболее низка интернальность в области достижений у тех обследованных пилотов, в СМЧ которых преобладают такие соционические составляющие как ТИМ СЭИ, ИЭИ и ИЛИ. Корреляция между этими величинами очень высоко значима и достигает умеренной по силе [7]. Наиболее высока интернальность в области производственных отношений у тех обследованных пилотов, в СМЧ которых преобладают такие соционические составляющие как ТИМ ЭСЭ и ЭИЭ. Между этими величинами корреляция высоко значима и также достигает умеренной по силе [7].
Хотя полученные результаты, в основном, подтверждают теоретические предположения и согласуются со сделанными ранее наблюдениями, представляется целесообразным продолжить дальнейший сбор опытных данных, что позволило бы улучшить как профессиональный психологический отбор, так и дальнейшую селекцию диспетчерского состава с целью снижения негативного влияния «человеческого фактора» на безопасность полётов.
Список литературы
- Григорьев Г. И. Оценка психологической устойчивости пилота в экстремальных ситуациях / Г. И. Григорьев, Р. М. Джафарзаде, А. В. Малишевский, Н. Ф. Михайлик // Вестник психотерапии - № 16 (21). 2006. С. 73-86
- Блейк Р. Р. Cockpit Resourse Management (CRM). В 2 кн. Кн. 2: «Управление ресурсами кабины согласно сетке «Грид» / Р. Р.Блейк, Дж. С. Маутон - 2-е изд. – Остин: Изд-во «Сайентифик Методс, Инк.», 1990. – 133 с.
- Лейченко С. Д. Человеческий фактор в авиации. В 2 т. Т. 1 / С. Д. Лейченко, А. В. Малишевский, Н. Ф. Михайлик. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та гражданской авиации; Кировоград: Гос. лётная академия Украины, 2006 – 480 с.
- Лейченко С. Д. Человеческий фактор в авиации. В 2 т. Т. 2 / С. Д. Лейченко, А. В. Малишевский, Н. Ф. Михайлик. – СПб. : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та гражданской авиации; Кировоград: Гос. лётная академия Украины, 2006. 512 с.
- Специальная подготовка в области человеческого фактора: методические указания по проведению психологической диагностики / Сост.: О. В. Ариничева, А. В. Малишевский. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та гражданской авиации, 2010. 74 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности / Куанышбек Муздыбаев – Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1983. 240 с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко – СПб: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. 349 с.


