СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕВУШЕК

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕВУШЕК

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

44

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (243), Октябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема тревожности в современном обществе, анализируются её гендерные особенности и механизмы формирования у девушек. Особое внимание уделяется влиянию самооценки и внешних факторов на развитие тревожных состояний.
Описывается специфика женской тревожности, её воздействие на качество жизни и социальное функционирование. Представлены методы психологической работы, включая экзистенциальную и когнитивно-поведенческую терапию, направленные на формирование устойчивой самооценки и адаптивных механизмов совладания со стрессом.

В условиях современного общества, характеризующегося стремительной динамикой социальных процессов и информационными перегрузками, наблюдается значительное усиление психологического напряжения среди населения. Ускоренный темп жизни, постоянный поток информации и необходимость быстрой адаптации к меняющимся условиям создают благоприятную почву для развития тревожных состояний [1, с. 90].

Состояние тревоги становится не просто эпизодическим явлением, а фоновым эмоциональным состоянием, влияющим на все сферы жизни человека: от профессиональной деятельности до межличностных отношений.

В этих условиях исследование специфики проявления тревожности становится актуальной задачей современной психологии, позволяющей не только понять механизмы формирования данного состояния, но и разработать эффективные стратегии его преодоления [2, с. 256].

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [3, с. 49].

Тревога представляет собой комплексное психоэмоциональное состояние, включающее в себя целый спектр переживаний: от легкого волнения до интенсивного беспокойства и предчувствия надвигающейся опасности.

В современной научной и практической психологии сформировалось четкое терминологическое разграничение понятий «тревога» (как временного эмоционального состояния) и «тревожность» (как устойчивой личностной характеристики), хотя в предшествующие десятилетия данные дефиниции использовались зачастую как синонимичные, не имея столь выраженной дифференциации в профессиональном дискурсе [1-2].

Исследователи отмечают некоторые различия в уровне и характере проявления тревожности у мужчин и женщин [3-6].

Женский тип тревожности характеризуется значительно более высокими показателями как ситуативной, так и личностной тревожности, что проявляется в глубокой эмоциональной вовлечённости в происходящее, склонности к постоянной рефлексии собственных переживаний и сильной зависимости от внешних обстоятельств и оценок окружающих [4, с. 435].

Мужской тип тревожности, напротив, демонстрирует существенно более низкие показатели ситуативной тревожности. Представители мужского пола склонны подавлять проявления беспокойства, воспринимая тревогу как временное явление, с которым можно справиться. Они стремятся сохранять внешнее спокойствие и демонстрировать уверенность даже в ситуациях, вызывающих сильное внутреннее напряжение [5, с. 359].

Такое различие в проявлении тревожности обусловлено как биологическими особенностями, так и социально-культурными факторами, формирующими различные модели поведения и реагирования на стрессовые ситуации у представителей разных полов [3, с. 49].

Учитывая вышеизложенные различия в проявлении тревожности между полами, представляется особенно важным детально рассмотреть специфику женской тревожности, ее особенности и механизмы формирования.

Изучение тревожности у девушек приобретает особую значимость в современной психологии, поскольку это явление напрямую влияет на качество их жизни, проявляясь в снижении эмоционального благополучия, нарушении сна и аппетита, физическом дискомфорте, затрудняет самореализацию через страх неудач и избегание новых возможностей, негативно сказывается на межличностных отношениях, личностном развитии и социальном функционировании.

Одним из основных факторов, способствующих развитию и закреплению тревожности, является самооценка. Как заниженная, так и завышенная оценка собственной значимости и способностей создает постоянное внутреннее напряжение, порождает негативные мысли о себе и формирует устойчивый паттерн тревожного реагирования на различные жизненные ситуации [4, с. 436].

Трансформация самооценки современных молодых девушек, характеризующаяся смещением акцента с внутреннего ощущения собственной ценности на внешние показатели успешности (количество лайков в социальных сетях, карьерные достижения, качество отношений), создает благоприятную почву для развития тревожности и неуверенности в себе [5, с. 360].

У молодых женщин с повышенным уровнем тревожности наблюдается специфическая когнитивная установка, при которой окружающий мир воспринимается преимущественно как потенциально опасная среда, что существенно затрудняет формирование эффективных адаптивных стратегий поведения, препятствует успешной социальной адаптации личности и приводит к развитию характерных паттернов избегающего поведения, чрезмерной осторожности и постоянного прогнозирования негативных событий, которые еще больше усиливают тревожное состояние и создают замкнутый круг психологических проблем [6, с. 34].

Психологическая работа с девушками с повышенной тревожностью остается актуальной задачей и должна быть неразрывно связана с формированием устойчивой самооценки и развитием адаптивных механизмов совладания со стрессом.

В рамках комплексного подхода специалисты применяют экзистенциальную терапию для осмысления жизненных ценностей и поиска внутренних ресурсов, используют когнитивно-поведенческие техники для коррекции деструктивных установок, работают над формированием позитивного самоотношения [6, с. 36].

Важно учитывать, что только рациональное сочетание традиционных и инновационных методов психотерапевтической работы обеспечит снижение тревожности и формирование устойчивых механизмов психологической защиты, что в совокупности будет способствовать достижению стабильных положительных результатов на протяжении длительного времени.

Список литературы

  1. Архипова И.Г. Понимание актуальности социальной тревожности и ее профилактики в современном мире / И.Г. Архипова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. – № 11. – С. 90-97
  2. Звенигородская М.А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М.А. Звенигородская // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 256-258
  3. Васенина Е.Е. Гендерные особенности тревожных расстройств / Е.Е. Васенина // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2023. – № 123 (10). – С. 48-53
  4. Никитина А.А. Взаимосвязь тревожности, нервно-психического напряжения и самооценки у молодых женщин / А.А. Никитина, Е.А. Маннанова, В.С. Моренкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 85-1. – С. 434-437
  5. Карымова О.С. Особенности проявления тревожности и стресса у мужчин и женщин с разным уровнем самооценки / О.С. Карымова, И.И. Колодина // АНИ: педагогика и психология. – 2021. – № 2 (35). – С. 358-361
  6. Нехвядович М.С. К вопросу об изучении гендерных различий в проявлении тревожности у мужчин и женщин / М.С. Нехвядович // Форум молодёжной науки. – 2022. – № 3. – С. 32-36