Цифровая экономика определяется как тип хозяйственной деятельности, при котором ключевым фактором становятся данные в цифровой форме и технологии их обработки. Как отмечают Голенок С.Г. и Митин А.В., современная цифровизация меняет сам механизм получения прибыли и добавочной стоимости, а значит и базовые правовые концепции [3, с. 138].
Современные цифровые технологии — искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, смарт-контракты и криптовалюты — формируют качественно новые правовые реалии, создавая объекты и субъекты, которые не укладываются в рамки традиционного права [1, с. 42]. Уже сегодня возникает необходимость определения правового статуса цифровых прав, виртуальных активов и электронных лиц. Вместе с тем цифровая среда по своей природе трансгранична, что значительно усложняет применение исключительно национального законодательства и требует гармонизации правового регулирования с международными стандартами.
Изменения затрагивают не только содержание законодательства, но и сам процесс его формирования. Всё более активно внедряются цифровые инструменты подготовки и обсуждения законопроектов, развивается практика регуляторных экспериментов, создаются электронные механизмы правосудия [1, с. 43]. Государственная программа «Цифровая экономика» ориентирована на интеграцию технологий в правотворческую деятельность, что открывает перспективы для ускорения и повышения качества законодательных процедур. Цифровая трансформация требует не только изменения содержания законодательства, но и «оцифровки» самого процесса нормотворчества. Как полагают Аверьянов М.А., Баранова О.В. и Кочетова Е.Ю. «нормативные акты должны стать цифровыми, а процесс нормотворчества – цифровым»: новые процессы и субъекты цифровой экономики необходимо оперативно включать в правовое поле, используя современные технологии разработки и распространения правовых [1, с. 45].
На практике это означает внедрение электронных механизмов подготовки и обсуждения законопроектов, проведения «правовых экспериментов» (регуляторных песочниц), цифрового мониторинга правоприменения. Государственные программы по развитию цифровой экономики, утверждённая Правительством Российской Федерации в 2017 году Программа «Цифровая экономика» и смежные национальные проекты ориентированы на интеграцию юридических технологий: правовой мониторинг, «умный» регламент, электронное правосудие и др. При этом роль права остаётся ключевой – именно законодательная база задает рамки и принципы цифровизации. По словам Васильева А.А., «анализ процессов цифровизации позволяет прогнозировать изменение механизма правообразования и состава существующей модели социального регулирования», включая появление программно-алгоритмических форм социального регулирования наряду с традиционными нормами [2, с. 104].
Однако, вместе с рассмотренными возможностями цифровизация также обнажает ряд проблем. Одной из них является отсутствие единого понятийного аппарата. В научной литературе и нормативных актах до сих пор нет чёткой дефиниции цифровой экономики и связанных с ней категорий, что приводит к неоднозначности в интерпретации и затрудняет разработку целостной нормативной базы [2, с. 10]. Решением может стать принятие рамочного федерального закона, закрепляющего базовые понятия и принципы цифрового права.
Не менее важной проблемой остаётся запаздывание законодательства по отношению к технологическому прогрессу. Многие инновации, такие как криптовалюты или смарт-контракты, массово используются на практике до того, как появляются правовые механизмы их регулирования [3, с. 138]. Для минимизации правовой неопределённости предлагается развивать механизмы «регуляторных песочниц», которые позволяют временно применять особые режимы регулирования в целях апробации инноваций и выработки оптимальных правовых решений.
Существенные трудности вызывает и вопрос о правовом статусе искусственного интеллекта. На данный момент отсутствует ясность в отношении того, можно ли рассматривать ИИ исключительно как объект права или в перспективе он может стать особым субъектом с ограниченной правосубъектностью [2, с. 121]. Выходом видится разработка специального законодательства, регламентирующего этику использования ИИ, распределение ответственности при его применении и механизмы правовой защиты в случае негативных последствий.
Наряду с этим цифровизация обостряет проблему информационной безопасности и защиты персональных данных. Увеличение числа киберугроз ставит под сомнение эффективность действующих норм о защите информации и требует новых подходов [4, с. 21]. Перспективным направлением является ужесточение ответственности операторов данных, внедрение международных стандартов кибербезопасности, а также формирование у граждан навыков «цифровой гигиены».
Отдельного внимания заслуживает трансграничный характер цифровой экономики. Использование международных платформ и сервисов вызывает сложности при применении национальных правовых режимов, что порождает коллизии норм [5, с. 90]. В этом контексте целесообразна гармонизация российского законодательства с международными актами при сохранении правового суверенитета, что позволит обеспечить баланс между национальными интересами и глобальными вызовами.
Таким образом, цифровая экономика трансформирует институты правообразования, предъявляя к ним новые требования, требующих комплексного подхода. Решение выявленных проблем возможно при сочетании законодательных реформ, институциональных преобразований и активного взаимодействия государства, бизнеса и общества
Список литературы
- 1. Аверьянов М. А., Цифровая трансформация процессов нормативного регулирования: тенденции, подходы и решения [Электронный ресурс] / М.А. Аверьянов, О.В. Баранова, Е.Ю. Кочетов, Р.Л. Сиваков // International Journal of Open Information Technologies. 2018. – №11. – С. 42 – 49 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-protsessov-normativnogo-regulirovaniya-tendentsii-podhody-i-resheniya
- 2. Васильева А.А., Трансформация права в цифровую эпоху: монография под ред. А.А. Васильева // Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. — 432 с.
- 3. Голенок С.Г., Цифровая экономика и право в Российской Федерации / С.Г. Голенок, А.В. Митин // Институт экономики и права ПетрГУ, Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №8 (98). — С. 137 – 141
- 4. Карцхия А.А., Современные тренды киберугроз и трансформация понятия кибербезопасности в условиях цифровизации системы права [Электронный ресурс] / А.А. Карцхия, Г.И. Макаренко, М.Ю Сергин// Вопросы кибербезопасности. – 2019. – №3 (31). – С. 18 – 23 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-kiberugroz-i-transformatsiya-ponyatiya-kiberbezopasnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-sistemy-prava
- 5. Хабриева Т.Я., Право в условиях цифровой реальности / Т.Я. Хабриева, Н.Н. Черногор// Журнал российского права. – 2018. – №1 (253). – С. 85 – 102