ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

1

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (242), Октябрь ‘25

Поделиться

В данной статье рассматривается комплексное влияние социальных сетей на формирование самооценки в подростковом возрасте. Подвергаются анализу ключевые механизмы воздействия, такие как социальное сравнение, культура «лайков» и кибербуллинг. Приводятся данные эмпирических исследований и теоретические взгляды отечественных и зарубежных ученых. Статья предназначена для психологов, педагогов и исследователей в области медиа психологии.

Введение

Подростковый возраст является периодом в формировании личности, характеризующимся повышенной чувствительностью к внешним воздействиям и внутренним переживаниям. Это важный период в становлении ключевого компонента «Я - концепции» личности (по К.Роджерсу). Наша современная цифровая среда испытывает косвенное влияние на нее социальных сетей. По данным исследований, более 95% подростков в возрасте от 13 до 17 лет являются активными пользователями хотя бы одной социальной платформы [6]. Это делает вопрос о влиянии СН на психологическое благополучие подрастающего поколения чрезвычайно актуальным.

С. Куперсмит, характеризует самооценку как «отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости» [9, c. 32].

Самооценка, понимаемая как «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» [4, с. 124], в подростковом возрасте крайне нестабильна и зависит от внешней обратной связи. Социальные сети, будучи мощным источником такой обратной связи, становятся ключевым фактором ее формирования.

Целью данной статьи является анализ инструментов и факторов воздействия социальных сетей на самооценку подростка, опираясь на научные труды и эмпирические исследования.

1. Механизм восходящего социального сравнения.

Одним из основных психологических процессов, лежащих в основе воздействия социальных сетей, является социальное сравнение. Теория социального сравнения Л. Фестингера в цифровом пространстве звучит по-новому. В повседневной жизни подросток не имеет широкой аудитории для сравнения, в отличие от социальных сетей, которые погружают его в глобальный, откорректированный поток чужих достижений, великолепия, блеска и идеальной жизни.

По мнению Е.П. Белинской, «информационная среда Интернета создает специфические условия для социального сравнения, делая его неизбежным, постоянным и часто — "восходящим"», то есть превосходящим в определенных аспектах жизни [1, с. 45]. Когда подросток просматривает ленту объявлений Instagram, со снимками таких же детей, сверстников, обладающих совершенной внешностью, участвующих в роскошных путешествиях, в грандиозных с его точки зрения событиях, он, сравнивая свою и их жизнь, обесценивает себя и свою реальность, как менее притягательную и успешную.

Исследования в области психологии подтверждают наличие такой связи. На базе Университета Квинсленда проверили исследование подростковой аудитории, которое показало прямую связь между временем, затраченным на нахождение в Facebook, и снижением уровня самооценки у пользователей этой социальной сетью. Ученые - психологи эмпирически установили, что «пользователи склонны сравнивать себя с другими, чьи профили представляют идеализированные версии их жизни, что приводит к ощущению собственной неполноценности» [7, с. 112].

2. Формирование культуры «лайков» во взаимосвязи с количественной валидацией самоценности.

В настоящее время в социуме сформировалась культура «лайков», «репостов», «комментов», как обратная связь от подписчиков социальных сетей. Количественный показатель реакций на тот или иной пост – это тот показатель для подростка, который очень понятен и прост («чем их больше, тем ты интересен для социума, более значим»). Но как видится, этот показатель нельзя считать надежным результатом принятия подростка обществом и своей значимости.

А.В. Микляева, изучающая проблемы социального восприятия в подростковом возрасте одних людей во взаимодействии с другими, указывает, что «в виртуальном пространстве "лайк" становится универсальным знаком одобрения, символом принятия подростка референтной группой. Отсутствие же ожидаемой реакции воспринимается как личностное отвержение» [3, с. 78]. У подростка формируется зависимость между ощущением себя в этом мире и внешним, цифровым признанием и одобрением. Подросток чувствует самоуважение и стремится к нему, когда получает от своих публикаций максимальный отклик через одобрение, «лайк». Это приводит к исчезновению самоидентичности, возникновению боязни выразить свою уникальность и не способствует становлению самобытности личности подростка.

Исследование Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с помощью прибора МРТ, продемонстрировало, что при просмотре собственных фотографий с большим количеством «лайков» у подростков активируются те же зоны мозга, что и при получении денежного вознаграждения или мысли о вкусной еде [8]. Это подтверждает, что одобрение в социальных сетях на сегодняшний день было и продолжает оставаться тем стимулирующим средством, которое образует паттерны поведения подростка.

3. Возникновение феномена «идеального Я» и идеализация происходящего.

Социальные сети формируют создание определенного взгляда, позиционирования себя, как «идеального Я», некой версии себя в цифровом формате, которая не наделена недостатками, заурядностью, слабостями. Сети провоцируют в подростках рост самокритичности и внутреннего раздвоения, разделяя и сталкивая две мира подростка – реальный и виртуальный.

Т.В. Корнилова в своей диссертации о личностных детерминантах интернет - активности подчеркивает, что «разрыв между реальным и идеальным "Я", столь ярко проявленный в социальных сетях, является источником хронической неудовлетворенности собой и ведет к формированию перфекционистских установок, которые, в свою очередь, являются фактором риска для развития низкой самооценки и депрессивных состояний» [2, с. 56].

Стремление подростка к поддержанию воображаемого идеального имиджа и стиля жизни, ведет к возникновению у него постоянного стресса, в силу необходимости соответствовать нереалистичным стандартам. И здесь любой негативный отклик, рецензия в его адрес рушат мир подростка.

4. Явление кибербуллинга и его разрушительные последствия.

Можно сказать, что вышерассматриваемые механизмы воздействия скрыты по своей проявленности, в отличие от кибербуллинга – травли в цифровой среде. Такие черты кибербуллинга, как обезличенность и удаленность интернет пространства не способствуют состраданию и сочувствию у агрессивных комментаторов, вызывая тем самым усиление мук жертвы кибербуллинга.

По определению О.А. Тарасовой, кибербуллинг — это «агрессивное, умышленное действие, осуществляемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и длительное время в отношении жертвы, которая не может легко защитить себя» [5, с. 91]. Подросток, попавший в ловушку кибербуллинга, испытывает сильнейший стресс, последствием которого является развитие состояний тревожности, депрессии и появление суицидальных мыслей.

Заключение

Выполненный в статье анализ позволяет сделать вывод о многогранном, в общей массе разрушающем личность подростка воздействии социальных сетей на самооценку подростка. Ключевыми механизмами этого воздействия являются сравнение себя с идеальным обликом, стилем жизни других пользователей, потребность подростка в «лайках», усугубление расхождения между реальным и идеальным «Я», проявление кибербуллинга в отношении подростка.

И в тоже время важно учесть отсутствие у социальных сетей фатального негативного воздействия. Психологи, педагоги, родители могут помочь подростку развить в себе надсмотренность, критическое восприятие, обучить его цифровой грамотности в медиасреде, проявить себя через собственные достижения. Через живое общение построить с подростком доверительные отношения, оказать ему поддержку посредством профилактической и коррекционной работы, позволяющей сохранить психологическое благополучие подростка.

Список литературы

  1. 1. Белинская, Е.П. Социальная психология личности в интернет -пространстве / Е.П. Белинская // Социальная психология и общество. — 2020. — Т. 11, № 2. — С. 42-58.
  2. 2. Корнилова, Т.В. Личностные детерминанты активности пользователей в социальных сетях. — М., 2018. — 215 с.
  3. 3. Микляева, А.В. Самооценка подростка как предмет психологического исследования в контексте социальных сетей / А.В. Микляева // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 4. — С. 75-85.
  4. 4. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.
  5. 5. Тарасова, О.А. Кибербуллинг в подростковой среде: психологический анализ и стратегии вмешательства / О.А. Тарасова // Консультативная психология и психотерапия. — 2021. — Т. 29, № 1. — С. 88-107.
  6. 6. Pew Research Center. (2023). *Teens, Social Media and Technology*. [Электронный ресурс]. URL: - 2023/ (дата обращения: 11.10.2025).
  7. 7. Vogel, E. A., Rose, J. P., Roberts, L. R., & Eckles, K. (2014). Social comparison, self-esteem, and social media: A meta-analysis. *Psychology of Popular Media Culture*, 3(4), 106–128.
  8. 8. Sherman, L. E., Payton, A. A., Hernandez, L. M., Greenfield, P. M., & Dapretto, M. (2016). The Power of the Like in Adolescence: Effects of Peer Influence on Neural and Behavioral Responses to Social Media. *Psychological Science*, 27(7), 1027–1035.
  9. 9. Coopersmith, S. The antecedents of self-esteem. 1967. San Francisco: W.H.Freeman &Co.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее