Введение
Наблюдаемая глобальная тенденция к интеграции многофункциональных технических решений в транспортную инфраструктуру обусловлена стремлением к повышению операционной эффективности, снижению капитальных затрат и оптимизации эксплуатационных процессов.
Обслуживание подъездных путей необщего пользования
Преобладающая часть инвестиций и организационных усилий по повышению надёжности железнодорожного транспорта сосредоточена на инфраструктуре общего пользования, что объясняется её доминирующей долей в общей эксплуатационной длине (рисунок 1). Однако такое распределение ресурсов не учитывает критическую роль подъездных путей, которые, несмотря на меньшую протяжённость, обеспечивают доступ к 80% грузовых отправлений [1].
Рисунок 1. Значение эксплуатационной длины железнодорожных путей общего
и необщего пользования
Функциональная надёжность подъездных путей оказывает прямое влияние на стабильность работы примыкающих участков магистральной сети, точность планирования логистических маршрутов и, в конечном счёте, на производственные циклы промышленных, энергетических и строительных предприятий, зависимых от своевременного поступления сырья и отгрузки продукции.
Стабильность работы предприятия обеспечивается не только технологическими, но и техническими решениями. Высокая доля износа парка специального самоходного подвижного состава (90% [2]) и маневровых локомотивов (80% [3]) требует принятия решений, удовлетворяющих все заинтересованные стороны в рамках обеспечения выполнения основных функций, соблюдения требований безопасности и достижения оптимальных финансовых показателей.
Существующие механизмы государственной поддержки, ориентированные на приобретение маневровых локомотивов определённой мощности, оказываются недоступными для малых предприятий, чьи потребности в тяговой мощности и бюджетные возможности не соответствуют установленным критериям субсидирования [3].
Для малых предприятий, характеризующихся небольшими объёмами грузоперевозок и ограниченными финансовыми ресурсами, а также обязанных соблюдать требования ТР ТС 001/2011 [4], запрещающего эксплуатацию подвижного состава с истекшим сроком службы, использование техники на комбинированном ходу представляет собой экономически обоснованную альтернативу маневровым тепловозам.
Помимо тяговых функций, техника на комбинированном ходу может быть адаптирована для выполнения инфраструктурных задач — включая подбивочно-рихтовочные работы, уборку снега и другие виды обслуживания путей — за счёт установки специализированного навесного оборудования, что расширяет её функциональную применимость.
Современный рынок предлагает широкий спектр технических решений на комбинированном ходу, дифференцированных по параметрам мощности, грузоподъёмности и функциональности, отвечающий различным требованиям эксплуатанта. Для предприятий промышленного железнодорожного транспорта особенно актуальной является техника, имеющая возможность совмещать выполнение нескольких функций.
Большинство промышленных предприятий знакомы с подвижным составом на комбинированном ходу и даже частично внедряют его в парк собственных транспортных средств. Однако в секторе пассажирских перевозок подобные решения не используются, несмотря на наличие исторических прецедентов, успешного зарубежного опыта и современных технологических возможностей.
Зарубежный опыт организации пассажирских перевозок
Исторический опыт представлен примерами транспортных средств на комбинированном ходу от компании Siemens & Halske. Омнибусы на комбинированном ходу (Schienen-Straßen-Omnibus) эксплуатировались на нескольких участках в середине 1950-х в Германии. Основной причиной окончания эксплуатации стали сложности, возникавшие при курсировании в зимнее время года. В настоящее время действующая единица подвижного состава сохранилась в железнодорожном музее г. Бохум (рисунок 2) [5; 6].
Рисунок 2. Омнибус в железнодорожном музее г. Бохум (Германия)
Во второй половине XX века аналогичные эксперименты проводились во Франции и США, однако их результаты не были документированы в достаточной степени для вывода о практической реализуемости или масштабируемости технологии в условиях массовых пассажирских перевозок.
Япония представляет собой современный пример успешного внедрения пассажирского подвижного состава на комбинированном ходу: в 2021 году в префектуре Токусима был запущен маршрут на комбинированном (автомобильно-железнодорожном) ходу между станцией Ава-Кайнан и горячими источниками Шишикуй, с прохождением железнодорожного участка длиной 8,5 км. Подвижной состав представлен модернизированной версией автобуса Toyota Coaster, адаптированной для движения по железнодорожной инфраструктуре (рисунок 3) [7; 8; 9].
Рисунок 3. Toyota Coaster на комбинированном ходу (Япония)
Перспектива организации пассажирских перевозок в России
Накопленный российскими предприятиями опыт в производстве технологических маневровых машин и тягового подвижного состава на комбинированном ходу, а также анализ успешного зарубежного опыта, могут стать базой для создания подвижного состава, предназначенного для пассажирских перевозок.
Нормативная база Российской Федерации не содержит правовых ограничений в допуске такого подвижного состава на железнодорожную инфраструктуру. Единственным условием является необходимость закрытия перегона для движения другого подвижного состава и получение соответствующего разрешения от дежурного по станции, ограничивающей перегон или диспетчера поездного [10].
Значимым шагом в нормативном регулировании стало включение в 2022 году в Правила технической эксплуатации железных дорог РФ [10] положений, регламентирующих движение подвижного состава на комбинированном ходу — ранее такие операции осуществлялись на основании временных инструкций [11]. Это создаёт правовую основу для дальнейшего развития технологии в пассажирском секторе.
Для повышения эффективности использования малодеятельных железнодорожных линий, особенно в условиях разветвлённой сети, целесообразно исследовать концепцию модульного движения [12; 13; 14] — когда несколько единиц подвижного состава на комбинированном ходу перемещаются по рельсовому пути в составе «автопоезда», а затем разделяются для самостоятельного следования по отдельным участкам/ Такой подход сможет позволить рационально использовать пропускную способность, снизить операционные издержки и повысить доступность транспортных услуг [15] в удалённых районах (например, в поселках, ранее занимавшихся торфоразработкой).
Заключение
Транспортная инфраструктура — это каркас для развития населённых пунктов [16; 17]. В современных условиях ликвидация градообразующих предприятий в малых населённых пунктах провоцирует две взаимосвязанные проблемы: деградацию транспортной сети и отток населения. Без восстановления транспортной доступности невозможно ни остановить эту негативную тенденцию, ни создать условия для привлечения новых инвестиций в развитие местной экономики [15].
Проведённый анализ демонстрирует высокий потенциал использования техники на комбинированном ходу как для решения задач промышленного железнодорожного транспорта, так и для расширения возможностей пассажирских перевозок на малодеятельных участках.
Дальнейшие исследования должны быть направлены на формализацию критериев внедрения, стандартизацию режимов движения и оценку системного эффекта в рамках устойчивой транспортной инфраструктуры [18; 19; 20].
Список литературы
- О проблемах старения парка подвижного состава на путях необщего пользования // Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета «Транспорт России». – дата публикации: 29.10.2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://transportrussia.ru/razdely/zheleznodorozhnyj-transport/5866-lokomotiv-subsidiya-ne-tyanet.html
- Хохлова А. Износ парка ССПС достигает 90% // Журнал «РЖД-партнер» – Дата публикации: 16.09.2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/iznos-parka-ssps-dostigaet-90/
- Плетнёв С. Субсидия не так сыграла // Газета «Гудок». – Дата публикации: 17.09.2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1535236&archive=2020.09.17
- ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. № 710)
- Geschichte des Schi-Stra-Bus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.westerwaelder-bahnen.net/index.php?nav=1000069&lang=1
- Schi-Stra-Bus im Einsatz auf der Wutachtalbahn [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wehratalbahn.de/Suedbadenbahn/SchiStra/schistrabus.htm
- Japan to get world's 1st operational bus-train dual-mode vehicle // KYODO NEWS. – Дата публикации 13.11.2021. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://english.kyodonews.net/news/2021/11/ccad96867e04-japan-to-get-worlds-1st-operational-bus-train-dual-mode-vehicle.html
- Официальный сайт Asa Coast Railway Company [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asatetu.com/
- Насыбуллин, А. М. Перспективы использования подвижного состава на комбинированном ходу для пассажирских перевозок / А. М. Насыбуллин, Л. Р. Айсина, М. Д. Домани // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 4-1 (83). – С. 91-98. – DOI 10.33979/2073-7432-2023-4-1(83)-91-98
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса России от 23.06.2022 г. № 250)
- Временная инструкция по эксплуатации съемных подвижных единиц на комбинированном ходу на инфраструктуре ОАО «РЖД» (утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 06.02.2014 г. № 289 р)
- Айсина, Л. Р. Проблемы применения терминологии в рамках описания технологии организации движения поездов / Л. Р. Айсина, А. М. Насыбуллин // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2025. – № 1. – С. 68-71
- Айсина, Л. Р. К вопросу организации движения пригородных и пригородно-городских поездов по модульному типу / Л. Р. Айсина, А. М. Насыбуллин // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2022. – № 1. – С. 98-102
- Айсина, Л. Р. Возможности модульного движения пассажирских поездов / Л. Р. Айсина, А. М. Насыбуллин // Техника и технология транспорта. – 2023. – № 3 (30)
- Организация совместных пассажирских автоперевозок на малоинтенсивных направлениях / С. П. Вакуленко, А. С. Кравцов, А. М. Насыбуллин [и др.] // Вестник транспорта Поволжья. – 2022. – № 4 (94). – С. 41-46
- Егоров, П. А. Повышение транспортной доступности районов, входящих в зону тяготения к железной дороге / П. А. Егоров, Л. Р. Айсина, А. М. Насыбуллин // Экономика железных дорог. – 2020. – № 11. – С. 38-44
- Егоров, П. А. Малые вокзальные комплексы как катализатор развития рынка пассажирских перевозок / П. А. Егоров, Л. Р. Айсина, А. М. Насыбуллин // Экономика железных дорог. – 2020. – № 9. – С. 44-49
- Айсина, Л. Р. Согласование последовательности прибытий и отправлений пригородно-городских поездов на узловых станциях железнодорожных линий с разветвлениями / Л. Р. Айсина // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2021. – № 1. – С. 61-64
- Оценка расписания движения поездов с учётом обеспечения удобства пересадки для пассажиров в пути следования / С. П. Вакуленко, Л. Р. Айсина, В. Н. Шмаль, А. М. Насыбуллин // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2022. – № 1. – С. 63-66
- Расписание движения поездов с учетом удобства пересадки для пассажиров / С. П. Вакуленко, Л. Р. Айсина, В. Н. Шмаль, А. М. Насыбуллин // Экономика железных дорог. – 2022. – № 4. – С. 67-74