ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ СМЕЩЕНИЯ ФОКУСА С «ИДЕАЛЬНОГО РЕБЕНКА» НА «ЗДОРОВОГО РОДИТЕЛЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ СМЕЩЕНИЯ ФОКУСА С «ИДЕАЛЬНОГО РЕБЕНКА» НА «ЗДОРОВОГО РОДИТЕЛЯ»

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (242), Октябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается феномен современного родительства, характеризующийся повышенной тревожностью и ориентацией на модель «идеального ребенка». Анализируется негативное влияние данной установки на психологическое благополучие родителя. Доказывается, что смещение фокуса с перфекционистских требований к ребенку на развитие личностных ресурсов и психологического здоровья самого родителя (концепция «здорового родителя») является ключевым фактором повышения удовлетворенности родительской ролью и гармонизации детско-родительских отношений. Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области психологии.

Введение

Современное родительство существует в условиях беспрецедентного информационного давления и высоких социальных ожиданий. Культурный нарратив, транслируемый через СМИ, социальные сети и экспертное сообщество, зачастую формирует у родителя образ «идеального ребенка» – ребенка всесторонне развитого, успешного, лишенного недостатков. Стремление к реализации этой модели становится для многих родителей источником хронического стресса, выгорания и чувства экзистенциальной несостоятельности. Как справедливо отмечает Е.А. Сергиенко, «в современном обществе наблюдается тенденция к гиперсоциализации детства, что порождает у родителей повышенную ответственность и тревогу за будущее ребенка» [5, с. 45].

В данной статье выдвигается тезис о том, что психологическое благополучие родителя имеет прямую зависимость от смещения внимания с внешней, детоцентрированной цели («воспитание идеального ребенка») на внутреннюю, субъектную – формирование «здорового родителя». Под «здоровым родителем» здесь понимается зрелая личность, обладающая развитым эмоциональным интеллектом, достаточными ресурсами для реализации родительской функции, способная к рефлексии, эмпатии, гибкости и принятию как себя, так и ребенка в его уникальности и несовершенстве, уважающая автономию ребенка и поддерживающая процесс становления его личности.

Целью статьи является теоретическое обоснование возможности создания основополагающих условий для повышения психологического благополучия в родительской сфере через осознание потери значимости концепции «идеального ребенка» и переходе от нее к модели «здорового родителя».

Социальные истоки и психологическая цена концепции «идеального ребенка»

Феномен «идеального ребенка» сформировался как результат совокупности социокультурных аспектов. В малодетных современных семьях родительские амбиции концентрируются в инвестициях в одного-двух детей. В тоже время, можно сказать, что условия рыночной экономики переносят и транслируют на период детства законы конкуренции и успеха, в которых ребенок становится проектом и «визитной карточкой» семьи. Это способствует возникновению «проектного родительства», при котором, по словам А.И. Ловцовой, «ребенок рассматривается как объект инвестиций, а его достижения – как показатель эффективности родительских усилий» [3, с. 112].

Стремление родителя к идеалу закрепляет этот процесс. Склонность к перфекционизму, являющейся попыткой соответствовать чрезмерно высоким стандартам, имеет прямую связь с высоким уровнем родительского стресса. Исследования, проведенные Т.О. Гордеевой и ее коллегами, показывают, что «социально предписываемый перфекционизм (убежденность в том, что другие предъявляют к человеку завышенные требования) является одним из наиболее дезадаптивных видов перфекционизма и связан с высоким уровнем тревоги, депрессии и низкой самооценкой» [1, с. 78]. В рамках родительства это способствует появлению постоянного страха ошибок, с перетеканием его в чувство вины за несоответствие идеализированному образу «хорошего родителя» и, как следствие, внедрению тотального контроля за жизнью своего ребенка.

К чему приводит такая позиция родителя? Родитель, акцентированный на результате – «идеальном ребенке», – находится в состоянии хронической неудовлетворенности и разочарования, поскольку реальный ребенок никогда не может полностью соответствовать выдуманному или воображаемому идеалу. Родитель впадает в состояние эмоционального выгорания – он истощен в эмоциональном плане, может воспринимать ребенка как проблему или источник раздражения, что приводит к редукции родительских достижений [4]. В итоге, вместо желанной гармонии, семья погружается в цикл взаимного непонимания и напряжения.

Эффективной и реальной заменой деструктивной парадигмы «идеального ребенка» выступает модель «здорового родителя». Она перефокусирует внимание с ребенка на родителя, на возникновение и становление собственной родительской компетентности, эмоционального интеллекта и личностной зрелости. «Здоровый родитель» – это не тот, кто воспитывает гения или отличника, а тот, кто способен создать безопасную и принимающую среду для естественного развития личности ребенка.

К основополагающим характеристикам «здорового родителя» относятся:

1. Принятие и безусловное положительное отношение к ребенку, что позволяет  чувствовать и проявлять любовь к ребенку не за его достижения, а вопреки всему, за сам факт его существования. Ребенок свободен от груза постоянного подтверждения родительских ожиданий.

2. Эмоциональная регуляция и осознанность. «Здоровый родитель» распознает и управляет своими эмоциями, он проработал свои детские травмы, не проецируя их на ребенка. Его реакция  на поведение ребенка гибка и адекватна, он не позволяет себе скатывание в импульсивные реакции. Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер, «родительская осознанность выступает ресурсом преодоления трудностей в детско-родительских отношениях, способствуя большей рефлексивности и самоконтролю» [4, с. 93].

3. Аутентичность и конгруэнтность. Родитель не пытается играть роль «идеального родителя» из книг, а остается собой, со своими сильными и слабыми сторонами. Он может выстраивать свои собственные границы. Он сможет сказать «нет» там, где его используют, и попросить помощи, когда это необходимо. Эта искренность позволяет выстраивать более доверительные и глубокие отношения с ребенком.

4. Развитие родительской рефлексии.  Способность к анализу собственных чувств, мотивов и действий в отношении ребенка. Рефлексивный родитель не задается вопросом «Что не так с моим ребенком?». Он спрашивает себя «"Каким я хочу видеть своего ребенка и почему? Чьи это ожидания — мои или навязанные обществом/моими родителями?».

5. Забота о себе и баланс. «Здоровый родитель» осознает, что его психофизическое состояние – это главный ресурс для ребенка. Он не приносит в жертву свои базовые потребности (отдых, увлечения, социальные контакты) ради недосягаемого идеала, осознавая, что «опустошенный» родитель не может дать ребенку ничего.

Сдвиг акцента на собственную личностную зрелость кардинально меняет систему координат. Опыт и навыки родителей направляются не на «подгонку» ребенка под социальный шаблон, а на формирование гармоничной и функциональной среды, где и родитель, и ребенок могут расти и развиваться.

Отказ родителя от гонки за «идеалом» переводит акцент на созидание модели «здорового родителя», результатом которого является качественное изменение его психологического благополучия через выстраивание позитивных отношений с другими, собственной автономности, принятия себя и возможностью управлять окружающей родителя средой.

Родитель, признавая свою неидеальность и возможность совершения ошибок, снижает градус тревожности и внутренней критичности. Энергия, высвобождаемая им, ранее затрачиваемая на самобичевание, самокритику и контроль, теперь может направляться на построение и развитие гармоничного мира вокруг. Отношения с ребенком становятся более доверительными и дружественными, ведь исчезают страх, требовательность, завышенные и неоправданные ожидания. Родитель начинает воспринимать ребенка как аутентичную личность.

Зависимость «здорового родителя» от внешних оценок, давления социума слабеет, что проявляется в возможности осознанного выбора стратегии воспитания, в призме принятых ценностей и устоев своей семьи. «Здоровый родитель» сам пишет свою родительскую историю.

Хочется отметить, что целью родительства при выборе модели «здоровый родитель становится не внешний результат (успех ребенка), а внутренний процесс – совместный рост, развитие эмпатии, терпимости, любви. Сам родительская практика становится для «здорового родителя» мощным источником личностного развития, а не истощающей обязанностью.

Таким образом, психологическое благополучие в семье, да и конкретно, у ее членов, возникает не как следствие достижений ребенка, а как результат здоровой, осознанной и рефлексивной позиции самого родителя. Эта позиция служит преградой между стрессами и вызовами, неизбежными в процессе воспитания и гармоничным развитием личности ребенка.

Заключение

Проведенный анализ позволяет утверждать, что доминирующая в современном обществе парадигма «идеального ребенка» является психологически деструктивной для родителя, порождая хронический стресс, тревогу и эмоциональное выгорание. Она ориентирует родителя на внешний, зачастую недостижимый результат, лишая его внутренней опоры и удовлетворения от самого процесса родительства.

Предложенная альтернатива – концепция «здорового родителя» – предполагает кардинальное смещение фокуса с перфекционистских требований к ребенку на развитие личностных ресурсов, осознанности и психологической зрелости самого родителя. Такой подход позволяет перейти от отношений, основанных на контроле и требовательности, к отношениям, базирующимся на принятии, эмпатии и аутентичности.

Психологическое благополучие родителя, таким образом, является не предпосылкой, а закономерным результатом этой внутренней работы. Забота родителя о своем психологическом здоровье, развитие в себе навыков рефлексии и эмоционального интеллекта, способствует созиданию максимально благоприятных условий не только для гармоничного развития ребенка, но и для претворения в жизнь и ощущения счастья в роли родителя. Задача психологического сообщества и социальных институтов – способствовать распространению этой новой, более гуманной и экологичной модели родительства, помогая родителям совершить этот важнейший поворот – от идеала вовне к ресурсу внутри себя.

Список литературы

  1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений и благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – № 2. – С. 76–85
  2. Ловцова А.И. «Проектное» родительство в современной России: социологический анализ // Журнал исследований социальной политики. – 2017. – Т. 15. – № 4. – С. 107–122
  3. Нартова-Бочавер С.К. и др. Психологическое благополучие личности и ресурсы ее развития в детском возрасте // Национальный психологический журнал. – 2021. – № 1 (41). – С. 88–101
  4. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. – М.: Изд-во «Э», 2015. – 304 с.
  5. Сергиенко Е.А. Современное родительство: психологические риски и ресурсы // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – № 1. – С. 44–61
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее