ПОВЫШЕНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ КОМПОЗИЦИИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОК ДИСЦИПЛИНЫ «ФОРМЕЙШН» В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ

ПОВЫШЕНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ КОМПОЗИЦИИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОК ДИСЦИПЛИНЫ «ФОРМЕЙШН» В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

48

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (242), Октябрь ‘25

Поделиться

Актуальность данного исследования связана с необходимостью совершенствования технического мастерства и исполнительских данных спортсменок, что критически важно для безупречного выполнения ими сложных элементов и комбинаций. Это, в свою очередь, повышению их уровня спортивного мастерства и конкурентоспособности. Представленная работа содержит анализ современных теоретических и методических подходов к развитию координационных способностей, а также разработан комплекс специализированных упражнений, нацеленный на оптимизацию координационной подготовки. Полученные результаты подтверждают положительное влияние разработанных средств и методов на уровень координационной готовности спортсменок и их способность к освоению сложных композиций. Ключевые слова: координационная готовность, координационные способности, формейшн, акробатический рок-н-ролл.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема совершенствования музыкально-двигательных композиций в видах спорта со сложной координационной структурой движений постоянно находится в поле зрения специалистов. Среди критериев освоения композиций одно из центральных мест занимают координационные способности, развитию которых уделено большое внимание в современных программах физического развития, в том числе в акробатическом рок-н-ролле.

Исследования показывают, что уровень координационной готовности спортсменов оказывает существенное влияние на их способность осваивать сложные элементы и композиции [1; 4]. У спортсменов с высоким уровнем координационной готовности наблюдается более быстрый и качественный процесс обучения, а также более стабильное выступление на соревнованиях [3].

Цель исследования. Разработка средств повышения уровня координационной подготовленности участниц команд, специализирующихся в дисциплине «Формейшн» акробатического рок-н-ролла, для усовершенствования системы спортивной подготовки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования. Теоретический анализ и систематизация данных из специализированной литературы; анкетирование; педагогическое наблюдение с применением анализа видеозаписей; экспертная оценка; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования предполагает 4 этапа:

1 этап – на этом этапе выполнен анализ специализированной литературы, подготовлен обзор литературы и описаны цели и ключевые подходы к улучшению координационных способностей в команде.

2 этап – определение целей, задач и методов исследования, составление плана эксперимента, разработка необходимых материалов для анкетирования и опроса;

3 этап – анализ видеоматериалов, проведение анкетирования; обработка собранных данных; создание средств для повышения координационной готовности в дисциплине акробатического рок-н-ролла «Формейшн».

4 этап – реализация последовательного педагогического эксперимента среди спортсменов в дисциплине «Формейшн» акробатического рок-н-ролла; статистическая обработка результатов эксперимента и оформление выводов исследования, подготовка практических рекомендаций по организации тренировочного процесса в дисциплине акробатического рок-н-ролла «Формейшн».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно результатам анкетирования, все тренеры признают совершенствование координационных способностей ключевым направлением в подготовке спортсменов акробатического рок-н-ролла. Для обеспечения точности построений и синхронности командного исполнения единогласно выделяются такие способности: ориентация в пространстве, музыкально-ритмические навыки, равновесие, межмышечная координация, а также умение согласовывать и объединять отдельные движения и действия в целостные двигательные комбинации.

В ходе видеоанализа танцевальных фигур и перестроений было выявлено, что у ведущих команд больше синхронных перестроений, чем асинхронных, сложность рисунка танца более 60%, где 55% перестроений выполняются на основном ходу и 32% без зрительного контакта с остальными членами команды. Это говорит о высоком уровне развития способностей к ориентированию в пространстве, а также межмышечной координации.

Таким образом, мы выделили взаимосвязь компонентов соревновательной композиции и основных координационных способностей, способствующие лучшему освоению композиций команд «формейшн» женщины (рис. 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь компонентов соревновательной композиции и основных координационных способностей

В связи с этим, был разработан комплекс средств развития значимых координационных способностей и непосредственного совершенствования соревновательной композиции, который представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Комплекс средств развития координационных способностей в дисциплине «формейшн» акробатического рок-н-ролла.

Способность

Средства

Методические приемы

1.Ориентирование в пространстве

1. Воспроизведение заданного расстояния до неподвижного ориентира, предмета или другого спортсмена

Командой:

  • шагом;
  • на ОХ

2. Перемещения по площадке в определенном построении

  1. Поточным способом в линии - полным составом (16 спортсменов);
  2. в построении (круг, узор, треугольник и др.)

2. Равновесие

1. Прыжки

  • Со скакалкой, на месте;
  • на двух ногах;
  • на одной ноге

2. Махи ног вперед, назад, в стороны, с фиксацией конечного положения – поза «ласточки»

Без опоры

3. Выполнение движений и танцевальных фигур

В соревновательном темпе

4. Ходьба на носках

Ходьба с поворотами, наклонами, круговыми движениями головы

5. Сохранение равновесия при наклонах

Стоя на одной ноге

3.Межмышечная координации

1.Синхронное выполнение вращений

В соревновательном темпе

2. Парные зеркальные упражнения (Партнёры повторяют движения друг друга)

Группами по 2 человека

4.Способность к согласованию соединению отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации

1.Упражнения, направленные на согласование отдельных движений

-ОХ с разворотом с добавлением вращения

-ОХ с разворотом с добавлением элемента «шпагат»

-ОХ с разворотом с добавлением элемента прыжок ноги врозь согнувшись

5.Музыкально- ритмические способности

1.Отхлопывание заданного ритма звучащей мелодии

Музыка 48 тактов/мин программы, отвечающая требованиям темпо-ритма музыки на соревнованиях в акробатическом рок-н-ролле

2. Выполнение заданной фигуры под строго определенный ритм

Без музыки под собственный счет (всей командой)

3. Упражнения в заданном внешним сигналом темпе

Бег

4.Выполнение танцевальных фигур и танцевальной композиции

Под счет тренера

Примечание: ОХ — основной ход

Для оценки уровня координационной готовности в группе была проведена экспертная оценка исполнения соревновательных композиций на основе видеозаписей соревнований. Анализировались компоненты «точность построений» и «синхронность исполнения» до и после применения традиционной методики (март — май 2024 года) и экспериментального комплекса средств (август — октябрь 2024 года). На этапах применения традиционной и экспериментальной методик демонстрировались одинаковые композиции, составленные с учетом всех требований соревнований по акробатическому рок-н-роллу. Показатели оценки точности построений и синхронности исполнения композиции в группе представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнение оценочных показателей точности фигур и синхронности выполнения композиции в команде до и после применения традиционной и экспериментальной методик (n=16; количество ошибок)

Ср. показатели по группе

Синхронность исполнения

Точность построений

Одновременность исполнения

Общая амплитуда движений

Ср.знач.

Дистанция

Ровность линий

Ср.знач

Традиционная методика

M±m

до

17,9 ± 7,0

28,1±8,7

23,0 ±7,2

22,1±4,7

19,3±2,9

20,7 ± 2,0

M±m

после

8,9 ± 3,2

11,3±2,3

10,1 ± 1,7

11,3±2,9

11,8±4,1

11,6±0,4

p после

p<0,05

p<0,05

p<0,05

p<0,05

p<0,05

p<0,05

Прирост

(%)

50,3

59,8

56

48,8

38,8

43,9

Экспериментальная методика

M±m

до

16,6±6,1

26,5 ± 7,2

21,6 ± 7,0

21,0 ±3,4

19,1 ± 2,9

20,1±1,3

M±m

после

3,3±09

5,0±1,2

4,2±1,2

6,6±1,9

5,5±1,0

6,1±0,8

p после

p<0,05

p<0,05

p<0,05

p<0,05

p<0,05

p<0,05

Прирост (%)

80,1

81,13

80,5

68,6

71,2

69,6

                     

Применение традиционной методики позволило устранить большинство ошибок в критерии «синхронность исполнения» (на 56%). Вместе с тем, ошибки, такие как ровность линии в построениях (улучшение на 38,8%), дистанция в построениях и перестроениях (улучшение на 48,8%), а также общий критерий «точность построений» (улучшение на 43,9%), были устранены в меньшей степени.

Использование экспериментальных средств и методических приемов привело к существенному снижению количества ошибок по сравнению с традиционной методикой, прирост составил от 68,8% до 81,1%. Сокращение числа ошибок статистически значимо при p≤0,05.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После экспериментальной методики спортсменки показали более высокие результаты в исполнении сложных композиций. Уменьшение числа ошибок в критериях синхронности и точности перестроений свидетельствует о прямой взаимосвязи между уровнем координационной подготовленности и успешностью выполнения программ. Таким образом, повышение уровня координационной готовности спортсменок в дисциплине "Формейшн" акробатического рок-н-ролла играет важную роль в успешном освоении сложных композиций и достижении высоких спортивных результатов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В тренировочный процесс в команде в дисциплине «формейшн» необходимо включать регулярные тренировки с акцентом на координацию: проводить специальные упражнения, направленные на развитие координации движений, улучшение способности к равновесию и согласованность действий.

2. Обращать внимание на правильное исполнение каждого движения, корректировать ошибки и повышать точность выполнения элементов.

3. Тренировать команду на одновременное начало и завершение движений, выработать четкую синхронность в исполнении хореографии.

4. Тренировочная работа в команде в дисциплине «формейшн» акробатического рок-н-ролла должна учитывать целенаправленное совершенствования специальных координационных способностей: к ориентированию в пространстве, музыкально-ритмические, к равновесию, межмышечную координацию и способность к согласованию, соединению отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

5. Регулярно анализировать выступления команды, выявлять слабые места в координации и предлагать индивидуальные рекомендации для улучшения показателей.

Список литературы

  1. Голомазов, В.А. Координационные способности и их развитие у спортсменов: учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2005
  2. Корбакова, А.А. Совершенствование пространственной и временной точности движений в дисциплине «формейшн» танцевального спорта: дис... канд. пед. наук / Корбакова Анастасия Александровна. – Санкт-Петербург, 2020. – 254 с.
  3. Кузнецов, И.В. Координационная подготовка юных спортсменов в спортивных играх: дис... канд. пед. наук. – М., 2009
  4. Решетников, А.В. Координационная подготовка юных спортсменов в акробатическом рок-н-ролле: дис... канд. пед. наук. – М., 2017
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее