ВВЕДЕНИЕ
Проблема совершенствования музыкально-двигательных композиций в видах спорта со сложной координационной структурой движений постоянно находится в поле зрения специалистов. Среди критериев освоения композиций одно из центральных мест занимают координационные способности, развитию которых уделено большое внимание в современных программах физического развития, в том числе в акробатическом рок-н-ролле.
Исследования показывают, что уровень координационной готовности спортсменов оказывает существенное влияние на их способность осваивать сложные элементы и композиции [1; 4]. У спортсменов с высоким уровнем координационной готовности наблюдается более быстрый и качественный процесс обучения, а также более стабильное выступление на соревнованиях [3].
Цель исследования. Разработка средств повышения уровня координационной подготовленности участниц команд, специализирующихся в дисциплине «Формейшн» акробатического рок-н-ролла, для усовершенствования системы спортивной подготовки.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования. Теоретический анализ и систематизация данных из специализированной литературы; анкетирование; педагогическое наблюдение с применением анализа видеозаписей; экспертная оценка; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Организация исследования предполагает 4 этапа:
1 этап – на этом этапе выполнен анализ специализированной литературы, подготовлен обзор литературы и описаны цели и ключевые подходы к улучшению координационных способностей в команде.
2 этап – определение целей, задач и методов исследования, составление плана эксперимента, разработка необходимых материалов для анкетирования и опроса;
3 этап – анализ видеоматериалов, проведение анкетирования; обработка собранных данных; создание средств для повышения координационной готовности в дисциплине акробатического рок-н-ролла «Формейшн».
4 этап – реализация последовательного педагогического эксперимента среди спортсменов в дисциплине «Формейшн» акробатического рок-н-ролла; статистическая обработка результатов эксперимента и оформление выводов исследования, подготовка практических рекомендаций по организации тренировочного процесса в дисциплине акробатического рок-н-ролла «Формейшн».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно результатам анкетирования, все тренеры признают совершенствование координационных способностей ключевым направлением в подготовке спортсменов акробатического рок-н-ролла. Для обеспечения точности построений и синхронности командного исполнения единогласно выделяются такие способности: ориентация в пространстве, музыкально-ритмические навыки, равновесие, межмышечная координация, а также умение согласовывать и объединять отдельные движения и действия в целостные двигательные комбинации.
В ходе видеоанализа танцевальных фигур и перестроений было выявлено, что у ведущих команд больше синхронных перестроений, чем асинхронных, сложность рисунка танца более 60%, где 55% перестроений выполняются на основном ходу и 32% без зрительного контакта с остальными членами команды. Это говорит о высоком уровне развития способностей к ориентированию в пространстве, а также межмышечной координации.
Таким образом, мы выделили взаимосвязь компонентов соревновательной композиции и основных координационных способностей, способствующие лучшему освоению композиций команд «формейшн» женщины (рис. 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь компонентов соревновательной композиции и основных координационных способностей
В связи с этим, был разработан комплекс средств развития значимых координационных способностей и непосредственного совершенствования соревновательной композиции, который представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Комплекс средств развития координационных способностей в дисциплине «формейшн» акробатического рок-н-ролла.
|
Способность |
Средства |
Методические приемы |
|
1.Ориентирование в пространстве |
1. Воспроизведение заданного расстояния до неподвижного ориентира, предмета или другого спортсмена |
Командой:
|
|
2. Перемещения по площадке в определенном построении |
|
|
|
2. Равновесие |
1. Прыжки |
|
|
2. Махи ног вперед, назад, в стороны, с фиксацией конечного положения – поза «ласточки» |
Без опоры |
|
|
3. Выполнение движений и танцевальных фигур |
В соревновательном темпе |
|
|
4. Ходьба на носках |
Ходьба с поворотами, наклонами, круговыми движениями головы |
|
|
5. Сохранение равновесия при наклонах |
Стоя на одной ноге |
|
|
3.Межмышечная координации |
1.Синхронное выполнение вращений |
В соревновательном темпе |
|
2. Парные зеркальные упражнения (Партнёры повторяют движения друг друга) |
Группами по 2 человека |
|
|
4.Способность к согласованию соединению отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации |
1.Упражнения, направленные на согласование отдельных движений |
-ОХ с разворотом с добавлением вращения -ОХ с разворотом с добавлением элемента «шпагат» -ОХ с разворотом с добавлением элемента прыжок ноги врозь согнувшись |
|
5.Музыкально- ритмические способности |
1.Отхлопывание заданного ритма звучащей мелодии |
Музыка 48 тактов/мин программы, отвечающая требованиям темпо-ритма музыки на соревнованиях в акробатическом рок-н-ролле |
|
2. Выполнение заданной фигуры под строго определенный ритм |
Без музыки под собственный счет (всей командой) |
|
|
3. Упражнения в заданном внешним сигналом темпе |
Бег |
|
|
4.Выполнение танцевальных фигур и танцевальной композиции |
Под счет тренера |
Примечание: ОХ — основной ход
Для оценки уровня координационной готовности в группе была проведена экспертная оценка исполнения соревновательных композиций на основе видеозаписей соревнований. Анализировались компоненты «точность построений» и «синхронность исполнения» до и после применения традиционной методики (март — май 2024 года) и экспериментального комплекса средств (август — октябрь 2024 года). На этапах применения традиционной и экспериментальной методик демонстрировались одинаковые композиции, составленные с учетом всех требований соревнований по акробатическому рок-н-роллу. Показатели оценки точности построений и синхронности исполнения композиции в группе представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнение оценочных показателей точности фигур и синхронности выполнения композиции в команде до и после применения традиционной и экспериментальной методик (n=16; количество ошибок)
|
Ср. показатели по группе |
Синхронность исполнения |
Точность построений |
||||||||
|
Одновременность исполнения |
Общая амплитуда движений |
Ср.знач. |
Дистанция |
Ровность линий |
Ср.знач |
|||||
|
Традиционная методика |
||||||||||
|
M±m до |
17,9 ± 7,0 |
28,1±8,7 |
23,0 ±7,2 |
22,1±4,7 |
19,3±2,9 |
20,7 ± 2,0 |
||||
|
M±m после |
8,9 ± 3,2 |
11,3±2,3 |
10,1 ± 1,7 |
11,3±2,9 |
11,8±4,1 |
11,6±0,4 |
||||
|
p после |
p<0,05 |
p<0,05 |
p<0,05 |
p<0,05 |
p<0,05 |
p<0,05 |
||||
|
Прирост (%) |
50,3 |
59,8 |
56 |
48,8 |
38,8 |
43,9 |
||||
|
Экспериментальная методика |
||||||||||
|
M±m до |
16,6±6,1 |
26,5 ± 7,2 |
21,6 ± 7,0 |
21,0 ±3,4 |
19,1 ± 2,9 |
20,1±1,3 |
||||
|
M±m после |
3,3±09 |
5,0±1,2 |
4,2±1,2 |
6,6±1,9 |
5,5±1,0 |
6,1±0,8 |
||||
|
p после |
p<0,05 |
p<0,05 |
p<0,05 |
p<0,05 |
p<0,05 |
p<0,05 |
||||
|
Прирост (%) |
80,1 |
81,13 |
80,5 |
68,6 |
71,2 |
69,6 |
||||
Применение традиционной методики позволило устранить большинство ошибок в критерии «синхронность исполнения» (на 56%). Вместе с тем, ошибки, такие как ровность линии в построениях (улучшение на 38,8%), дистанция в построениях и перестроениях (улучшение на 48,8%), а также общий критерий «точность построений» (улучшение на 43,9%), были устранены в меньшей степени.
Использование экспериментальных средств и методических приемов привело к существенному снижению количества ошибок по сравнению с традиционной методикой, прирост составил от 68,8% до 81,1%. Сокращение числа ошибок статистически значимо при p≤0,05.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После экспериментальной методики спортсменки показали более высокие результаты в исполнении сложных композиций. Уменьшение числа ошибок в критериях синхронности и точности перестроений свидетельствует о прямой взаимосвязи между уровнем координационной подготовленности и успешностью выполнения программ. Таким образом, повышение уровня координационной готовности спортсменок в дисциплине "Формейшн" акробатического рок-н-ролла играет важную роль в успешном освоении сложных композиций и достижении высоких спортивных результатов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. В тренировочный процесс в команде в дисциплине «формейшн» необходимо включать регулярные тренировки с акцентом на координацию: проводить специальные упражнения, направленные на развитие координации движений, улучшение способности к равновесию и согласованность действий.
2. Обращать внимание на правильное исполнение каждого движения, корректировать ошибки и повышать точность выполнения элементов.
3. Тренировать команду на одновременное начало и завершение движений, выработать четкую синхронность в исполнении хореографии.
4. Тренировочная работа в команде в дисциплине «формейшн» акробатического рок-н-ролла должна учитывать целенаправленное совершенствования специальных координационных способностей: к ориентированию в пространстве, музыкально-ритмические, к равновесию, межмышечную координацию и способность к согласованию, соединению отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.
5. Регулярно анализировать выступления команды, выявлять слабые места в координации и предлагать индивидуальные рекомендации для улучшения показателей.
Список литературы
- Голомазов, В.А. Координационные способности и их развитие у спортсменов: учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2005
- Корбакова, А.А. Совершенствование пространственной и временной точности движений в дисциплине «формейшн» танцевального спорта: дис... канд. пед. наук / Корбакова Анастасия Александровна. – Санкт-Петербург, 2020. – 254 с.
- Кузнецов, И.В. Координационная подготовка юных спортсменов в спортивных играх: дис... канд. пед. наук. – М., 2009
- Решетников, А.В. Координационная подготовка юных спортсменов в акробатическом рок-н-ролле: дис... канд. пед. наук. – М., 2017


