ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ УТОМЛЯЕМОСТИ ПРИ УЧЕБЕ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ УТОМЛЯЕМОСТИ ПРИ УЧЕБЕ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (242), Октябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается вопрос применения дыхательных упражнений для снижения утомляемости студентов в условиях высокой учебной нагрузки. Анализируется влияние дыхательных практик на функциональное состояние организма, психоэмоциональный фон и когнитивные способности. Показано, что регулярное выполнение дыхательных упражнений способствует нормализации обменных процессов, улучшению снабжения мозга кислородом и снижению уровня тревожности. Отмечается, что использование дыхательной гимнастики в процессе обучения может стать важным элементом системы сохранения здоровья студентов и повышения их адаптационных возможностей.

Современные условия обучения в вузах характеризуются интенсивными информационными потоками, повышенными требованиями к вниманию, памяти и аналитическому мышлению студентов. Ежедневное пребывание в статических позах, недостаточная двигательная активность, эмоциональные перегрузки и работа за компьютером приводят к быстрому развитию утомляемости.

Утомляемость проявляется в снижении работоспособности, ухудшении концентрации внимания, раздражительности и чувстве апатии. Эти симптомы особенно характерны для студентов, совмещающих учебу с работой или дополнительными занятиями. Поэтому в последние годы все больше внимания уделяется методам, способным повысить устойчивость организма к стрессу и утомлению без применения медикаментов.

Одним из таких средств является дыхательная гимнастика – система упражнений, основанная на осознанном управлении дыхательным ритмом. Она используется как в спорте, так и в педагогике, физиотерапии и психологии. Научные исследования подтверждают, что дыхательные упражнения оказывают комплексное влияние на организм: улучшают работу сердечно-сосудистой системы, нормализуют уровень артериального давления и активизируют процессы саморегуляции.

Методологическую базу исследования составили анализ и обобщение научных публикаций в области физиологии, психологии и физической культуры. Рассматривались данные из отечественных и зарубежных источников. В ходе теоретического анализа были выделены основные подходы: физиологический (изучает дыхание как фактор, влияющий на оксигенацию тканей и обмен веществ), психологический (рассматривает дыхание как инструмент саморегуляции эмоционального состояния) и педагогический (направлен на внедрение дыхательных упражнений в процесс физического воспитания и учебной деятельности).

Результаты анализа показывают, что дыхательные упражнения оказывают выраженный восстановительный эффект. При выполнении дыхательных упражнений улучшается вентиляция легких, повышается уровень кислорода в крови, что способствует активизации энергетических процессов в клетках. Нормализуется деятельность сердечно-сосудистой системы, стабилизируется артериальное давление и частота сердечных сокращений.

Регулярное выполнение дыхательной гимнастики снижает уровень тревожности, помогает справится с эмоциональным напряжением и усталость. В результате у студентов повышается устойчивость у стрессу, улучшается настроение и самочувствие.

Благодаря улучшению кровоснабжения мозга дыхательные упражнения способствуют повышению концентрации внимания, улучшению памяти и скорости реакции. Исследования показывают, что даже дыхательные паузы по 3-5 минут в течение дня улучшают показатели когнитивной эффективности на 10-15%. В ряде российских вузов (в частности, в МГУ и РГУФК) внедряются программы “Минутка дыхания” – короткие комплексы дыхательных упражнений между парами.

Дыхательные упражнения просты, безопасны и не требуют специального оборудования, что делает их удобным инструментом профилактики утомляемости в образовательной среде. Важно, что их можно выполнять даже во время занятий – сидя за партой или перед компьютером.

Дыхательная гимнастика способствует активации парасимпатической нервной системы, отвечающей за расслабление и восстановление организма. При этом снижается уровень гормонов стресса (кортизола и адреналина), нормализуется частота сердечных сокращений и давления.

Кроме физиологических преимуществ, дыхательные практики помогают формировать навыки осознанности – умение концентрироваться на собственных ощущения, контролировать дыхание и состояние тела. Это не только снижает уровень усталости, но и повышает общую стрессоустойчивость, улучшает качество жизни.

Важно подчеркнуть, что для достижения стойкого эффекта дыхательные упражнения должны выполняться регулярно. Оптимальная продолжительность занятий – 10-15 минут в день, 2-4 раза в неделю. При этом рекомендуется сочетать дыхательные практики с легкими физическими упражнениями, растяжкой и прогулками на свежем воздухе.

Список литературы

  1. Бутейко К. П. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания. – Новосибирск: Наука, 2017.
  2. Ильин Е. П. Психофизиология состояния человека. – СПб.: Питер, 2019.
  3. Лазарев Ю. Ф. Дыхательная гимнастика в системе физического воспитания студентов. – М.: Академия, 2020.
  4. Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. – М.: Феникс, 2018.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее