Современные условия обучения в вузах характеризуются интенсивными информационными потоками, повышенными требованиями к вниманию, памяти и аналитическому мышлению студентов. Ежедневное пребывание в статических позах, недостаточная двигательная активность, эмоциональные перегрузки и работа за компьютером приводят к быстрому развитию утомляемости.
Утомляемость проявляется в снижении работоспособности, ухудшении концентрации внимания, раздражительности и чувстве апатии. Эти симптомы особенно характерны для студентов, совмещающих учебу с работой или дополнительными занятиями. Поэтому в последние годы все больше внимания уделяется методам, способным повысить устойчивость организма к стрессу и утомлению без применения медикаментов.
Одним из таких средств является дыхательная гимнастика – система упражнений, основанная на осознанном управлении дыхательным ритмом. Она используется как в спорте, так и в педагогике, физиотерапии и психологии. Научные исследования подтверждают, что дыхательные упражнения оказывают комплексное влияние на организм: улучшают работу сердечно-сосудистой системы, нормализуют уровень артериального давления и активизируют процессы саморегуляции.
Методологическую базу исследования составили анализ и обобщение научных публикаций в области физиологии, психологии и физической культуры. Рассматривались данные из отечественных и зарубежных источников. В ходе теоретического анализа были выделены основные подходы: физиологический (изучает дыхание как фактор, влияющий на оксигенацию тканей и обмен веществ), психологический (рассматривает дыхание как инструмент саморегуляции эмоционального состояния) и педагогический (направлен на внедрение дыхательных упражнений в процесс физического воспитания и учебной деятельности).
Результаты анализа показывают, что дыхательные упражнения оказывают выраженный восстановительный эффект. При выполнении дыхательных упражнений улучшается вентиляция легких, повышается уровень кислорода в крови, что способствует активизации энергетических процессов в клетках. Нормализуется деятельность сердечно-сосудистой системы, стабилизируется артериальное давление и частота сердечных сокращений.
Регулярное выполнение дыхательной гимнастики снижает уровень тревожности, помогает справится с эмоциональным напряжением и усталость. В результате у студентов повышается устойчивость у стрессу, улучшается настроение и самочувствие.
Благодаря улучшению кровоснабжения мозга дыхательные упражнения способствуют повышению концентрации внимания, улучшению памяти и скорости реакции. Исследования показывают, что даже дыхательные паузы по 3-5 минут в течение дня улучшают показатели когнитивной эффективности на 10-15%. В ряде российских вузов (в частности, в МГУ и РГУФК) внедряются программы “Минутка дыхания” – короткие комплексы дыхательных упражнений между парами.
Дыхательные упражнения просты, безопасны и не требуют специального оборудования, что делает их удобным инструментом профилактики утомляемости в образовательной среде. Важно, что их можно выполнять даже во время занятий – сидя за партой или перед компьютером.
Дыхательная гимнастика способствует активации парасимпатической нервной системы, отвечающей за расслабление и восстановление организма. При этом снижается уровень гормонов стресса (кортизола и адреналина), нормализуется частота сердечных сокращений и давления.
Кроме физиологических преимуществ, дыхательные практики помогают формировать навыки осознанности – умение концентрироваться на собственных ощущения, контролировать дыхание и состояние тела. Это не только снижает уровень усталости, но и повышает общую стрессоустойчивость, улучшает качество жизни.
Важно подчеркнуть, что для достижения стойкого эффекта дыхательные упражнения должны выполняться регулярно. Оптимальная продолжительность занятий – 10-15 минут в день, 2-4 раза в неделю. При этом рекомендуется сочетать дыхательные практики с легкими физическими упражнениями, растяжкой и прогулками на свежем воздухе.
Список литературы
- Бутейко К. П. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания. – Новосибирск: Наука, 2017.
- Ильин Е. П. Психофизиология состояния человека. – СПб.: Питер, 2019.
- Лазарев Ю. Ф. Дыхательная гимнастика в системе физического воспитания студентов. – М.: Академия, 2020.
- Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. – М.: Феникс, 2018.