Введение
Коррупция является достаточно серьезной проблемой функционирования правоохранительных органов государственных органов власти. А так как таможенные органы являются частью правоохранительной системы государства, то оценка проблем применения методов борьбы с коррупцией приобретает особое значение [3, с. 117].
Коррупция в таможенных органах относится к незаконным и неправомерным практикам, которые связаны с таможенной деятельностью и может быть связана с подделкой документов, вымогательством денег, нарушение таможенных процедур, злоупотреблением служебными полномочиями, фальсификацией документов и иными противоправными действиями. Последствиями коррупции являются неравномерное распределение ресурсов, снижение доверия к таможенным органам.
В связи с этим большое значение имеют методы борьбы с коррупцией, включающие усиление аудиторской проверки, создание этических кодексов для сотрудников, внедрение электронного мониторинга операций, повышение зарплат и социальной защищенности сотрудников, активное участие общественности и гражданского общества в контроле и мониторинге деятельности таможенных органов.
Обзор литературы
Правовую базу исследования составляют УК РФ[1], Федеральный закон № 273-ФЗ[2], иные национальные и наднациональные нормативно-правовые акты.
Ряд отдельных положений, касающихся правовых аспектов по противодействию коррупционных правонарушений в сфере таможенного дела, в отечественной юридической литературе рассматривались О.А. Кислым [2], Р.Л. Костенко [3], Д.В. Ульяновым [4], А.А. Мигел [5].
Материалы и методы
При проведении научного исследования использовались диалектико-материалистический, логический, сравнительно-правовой и системно-структурный методы.
Материалами исследования послужили статистические данные судебного департамента при Верховном Суде РФ за период с 2021 по 2023 гг., положения действующего российского уголовного законодательства, научная юридическая литература.
Результаты исследования
Ниже приведена статистика произошедших уголовных дел, которые были возбуждены по противодействию коррупции в системе таможенных органов.
Таблица 1.
Динамика уголовных дел, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов за 2021 - 2023 годы [6]
Показатель |
2024 г. |
2025 г. |
9 мес. 2024 г. |
Абсолютное изменение 2024/2022, шт. |
Темп прироста 2024/2022, % |
Возбуждено уголовных дел всего, шт. |
293 |
270 |
227 |
66 |
-22,5 |
Из них по преступлениям коррупционной направленности, шт. |
210 |
212 |
174 |
-36 |
-17,1 |
По иным совершенным должностными лицами таможенных органов преступлениям против интересов государственной службы, не носящих коррупционный характер, шт. |
38 |
28 |
31 |
-7 |
-45,1 |
По другим составам преступлений, шт. |
45 |
30 |
22 |
-23 |
-51 |
Следуя информации из таблицы 1, мы можем заметить, что преступлений на базе коррупции стало на 66 меньше в 2024 году, если сравнивать в 2022 годом. Количество возбужденных уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности сократилось на 36 или на 17,1% за 3 года, количество возбужденных дел по другим составам преступлений – сократилось на 23 или на 51%.
В таблице 2 мы можем рассмотреть уголовные дела, которые были возбуждены по различному составу преступлений.
Таблица 2.
Динамика уголовных дел, возбужденных по видам преступлений коррупционной направленности, выявленными подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов за 2022-2024 годы [7]
Показатель |
2022 г. |
2023 г. |
9 мес. 2024 г. |
Абсолютное изменение 2024/2022, шт. |
Темп прироста 2024/2022, % |
дача взятки, посредничество во взяточничестве (ст. 291, 291.1, 291.2 УК РФ) |
110 |
108 |
84 |
-26 |
-23,6 |
получение взятки (ст. 290, 291.2 УК РФ) |
79 |
72 |
49 |
-30 |
-38 |
мошенничество, присвоение или растрата (ч.ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ), превышение должностных полномочий |
11 |
9 |
19 |
8 |
72,7 |
Как видно из данных таблицы 2, за 3 года количество уголовных дел по даче взяток и посредничеству в них сократилось на 23,6%; по получению взяток – сократилось на 38%, по мошенничеству при этом увеличилось на 72,7%.
Анализ количества осужденных должностных лиц таможенных органов за 3 года в целом демонстрирует положительную динамику.
Таблица 3.
Динамика количества осужденных должностных лиц таможенных органов
за 2022-2024 годы, чел. [8]
Показатель |
2022 г. |
2024 г. |
9 мес. 2024 г. |
Абсолютное изменение 2024/2022, шт. |
Темп прироста 2024/2022, % |
Количество осужденных должностных лиц таможенных органов, чел. |
33 |
45 |
23 |
-10 |
-30,3 |
Количество осужденных граждан, чел. |
29 |
41 |
27 |
-2 |
-6,9 |
Из них взяткодатели, чел. |
23 |
36 |
6 |
-17 |
-73,9 |
Согласно данным таблицы 3, в 2024 г. количество осужденных должностных лиц таможенных органов сократилось на 10 чел., осуждено граждан на 2 чел. меньше, взяткодателей осуждено на 17 чел. больше, чем за 2022 г. Следуя статистике, можно сказать о том, что преступления в плане коррупции чаще всего совершаются в кругах чиновников среднего и низшего звена.
Наиболее частые преступления на почве коррупции можно выделить следующие: дача взятки, получение взятки, мошенническая деятельность (растраты или присвоение себе), злоупотребление имеющимися полномочиями. Об улучшении в данной области говорит сокращение количества дисциплинарных взысканий, а также увольнений должностных лиц.
Таможенные органы сегодня – это своего рода регулятор отношений в сфере внешней экономики, а также государственного регулирования. Таможенная служба осуществляет функции, которые связаны с контролем и государственным регулированием во внешней экономике [1, с. 1373].
Но так же, как существуют антикоррупционные меры в других правоохранительных органах, они есть и для таможенных органов: предупредительные антикоррупционные действия, профилактика защиты, дисциплинарные взыскания за нарушения. Более жесткие: полное пресечение и уголовное наказание. Деятельность по предупреждению и профилактике коррупции опирается на нормативно-правовую базу.
Законодательство России предусматривает серьезные наказания за коррупционные преступления, в том числе за взяточничество, мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями. Введение более строгих наказаний может служить сдерживающим фактором для тех, кто склонен к коррупции.
В борьбе с коррупцией в деятельности таможенных органов Российской Федерации применяются следующие методы [4, с. 174]:
– создание специализированных подразделений в таможенных органах, занимающихся борьбой с коррупцией. Данные подразделения отвечают за проверку деклараций, контроль таможенных процедур и выявление потенциальных нарушений, а также вводятся механизмы внутреннего контроля и надзора, помогающие выявлять нецелевое использование ресурсов и другие виды коррупционных деяний;
– применение современных технологий также позволяет лучше контролировать таможенные процедуры и устранять проблемы, связанные с человеческим фактором;
– усиление образовательных программ для таможенных служащих, включая этику, помогает формировать правильные профессиональные ценности и сознание, что является важным фактором в борьбе с коррупцией;
– активное взаимодействие с общественностью, публичное обсуждение проблем коррупции в таможенных органах и участие гражданских общественных организаций способствуют привлечению внимания к проблеме коррупции и созданию условий для ее решения.
Эффективность проведения политики по пресечению разного рода преступлений, связанных с коррупцией, значительно увеличит эффективность деятельности таможни, также ее фискальную функцию, и значительно повысит процент работы функции правоохранительной [5, с. 109].
Ниже в таблице 4 приведены некоторые проблемы коррупции, с которыми сталкиваются таможенные органы, а также методы их решения.
Таблица 4.
Проблемы борьбы с коррупцией таможенных органов и методы их решения
Проблема |
Возможное решение |
Недостаточно прозрачная работа таможенных органов |
Усиление информатизации и электронизации контроля и декларирования в системе таможенных органов. Публичный общественный мониторинг, усиление доступности и открытости информации о работе Таможенных органов и осуществляемых ими процедурах |
Слабость системы контроля за незаконными действиями |
внедрение современных технологий и оборудования для обнаружения и предотвращения незаконных действий, а также проведение регулярных проверок и аудитов деятельности таможенных служащих |
Недостаточность профессионализма, этики служащих таможенных органов |
Детальная разработка этических кодексов, разъяснение пунктов ответственности за их нарушение, повышение квалификации персонала таможенных органов |
Сложные и неясные таможенные процедуры |
прояснение правил и требований к таможенным процедурам и их стандартизация |
Недостатки международного сотрудничества, обмена информацией в сфере борьбы с коррупцией |
усиление международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, обмен опытом и международная передача информации о подозрительных операциях и лицах при осуществлении таможенных операций |
Отсутствие прозрачности и публичного доступа к информации о таможенных процедурах и решениях создает условия для коррупционных схем. Решение данной проблемы связано с осуществлением электронного мониторинга всех таможенных операций, обеспечением доступа к этой информации для общественности и укреплением независимости контрольных органов [3, с. 117].
Низкая зарплата может стимулировать служащих к приему взяток и другим коррупционным действиям. Повышение уровня заработной платы и предоставление социальных гарантий (страховки, пенсии) могут помочь снизить мотивацию к противоправным действиям.
Недостаточная профессиональная подготовка и навыки могут быть причиной коррупционных деяний. Усовершенствование системы обучения и повышения квалификации сотрудников таможенных органов, включая этику, может помочь снизить риск коррупции.
Вышеуказанные методы идентифицируют некоторые проблемы борьбы с коррупцией в деятельности таможенных органов и предполагаемые способы их решения. Внедрение этих мер может существенно снизить уровень коррупции и повысить эффективность таможенных процедур.
Основными видами коррупционных преступлений являются получение взятки и дача взятки. В таможенных органах России можно выделить несколько видов взяток (таблица 5):
Таблица 5.
Виды взяток в таможенных органах
Виды взяток |
Характеристика вида взятки |
Взятки за ускорение таможенных процедур |
лица, связанные с таможней, берут деньги, чтобы ускорить рассмотрение документов и формальностей при ввозе или вывозе товаров через таможню |
Взятки за снижение размера ввозных пошлин |
контрабандисты и предприниматели могут предложить деньги сотрудникам таможни, чтобы те уменьшили сумму пошлин, которые должны быть уплачены за ввозимые товары |
Взятки за пропуск товаров без декларации |
К этим взяткам относятся случаи, когда сотрудники таможни получают деньги в обмен на то, чтобы не замечать или игнорировать отсутствие декларации на товары, ввозимые или вывозимые через таможню |
Взятки за незаконное изъятие товаров |
В этом случае сотрудники таможни могут принимать взятки для того, чтобы не последовало изъятие товаров, которые подлежат конфискации или уничтожению согласно закону |
Для решение данного вида коррупционного преступления (взяточничество) можно предложить следующие меры (таблица 6), среди которых ужесточение законодательства, повышение квалификации сотрудников, внедрение электронных систем контроля и содействие открытости и прозрачности таможенных процедур.
Таблица 6.
Способы решения коррупционного преступления в виде получения и дачи взятки
в таможенных органах
Способ решения проблемы |
Характеристика способа решения проблемы |
Ужесточение законодательства |
Правительство может принимать более строгие законы, которые установят более жесткие наказания за коррупционные деяния в таможенных органах |
Обучение и повышение квалификации сотрудников |
Более частые тренинги и проверки, а также повышение роли профессиональной этики и честности в таможенных органах, могут помочь снизить коррупционные практики |
Внедрение электронных систем таможенного контроля |
Внедрение электронных систем, которые автоматизируют и упрощают процессы таможенного контроля, может снизить возможности для коррупционных действий |
Содействие открытости и прозрачности |
Важно поддерживать открытые каналы связи с общественностью, чтобы люди могли сообщать о случаях коррупции в таможне анонимно и без страха возмездия |
Обсуждение и заключение
Таким образом, выявлены проблемы в области применения методов борьбы с коррупцией, среди которых указаны недостатки в системе контроля, этики таможенных служащих, сложность и недостаточная ясность таможенных процедур, а также недостаток международного сотрудничества. Мерами по решению указанных проблем являются разработка этических кодексов, упрощение таможенных процедур и их электронизация, укрепление международного сотрудничества в таможенной сфере, внедрение современных технологий в работу таможенных органов.
1. Коррупция в таможенных органах представляет собой проблему глобального масштаба, что было официально признано Всемирной таможенной организацией, в состав которой входит Российская Федерация, и определено как приоритетное направление в борьбе с коррупционными явлениями в международном масштабе. Основными факторами, способствующими распространению коррупции в таможенной сфере, выступают внутренние проблемы, такие как недостатки в таможенном законодательстве, низкий уровень правовой культуры среди сотрудников таможни, отсутствие устойчивой морально-нравственной позиции, осуждающей коррупцию, а также неадекватный уровень заработной платы и социального обеспечения таможенных служащих. Дополнительно к этому, мы присоединяемся к мнению ряда исследователей, которые указывают на коррупционное поведение участников внешнеэкономической деятельности как на значительный фактор, способствующий развитию коррупционных процессов в таможенных органах.
2. Коррупция воспринимается как серьёзная угроза национальной безопасности, что требует систематического и комплексного подхода к её противодействию. В этом контексте была разработана и реализована централизованная система подразделений для борьбы с коррупцией под эгидой Управления Федеральной таможенной службы России. Эти специализированные подразделения функционируют не только на центральном уровне, но и в составе региональных таможенных управлений и отдельных таможен. Их деятельность органически интегрирована с работой других подразделений и служб таможенных органов, включая управления собственной безопасности, государственной службы и кадров, отделы по борьбе с контрабандой, информационные технологии и прочие, обеспечивая тем самым мультидисциплинарный подход к противодействию коррупции.
С учётом сложившихся к настоящему времени геополитических условий, возникает острая необходимость в формировании чёткой и обоснованной государственной политики по ключевым направлениям, в том числе в области валютного и таможенного регулирования, значение которых особенно возрастает в контексте глобального экономического кризиса. В дополнение к этому, процессы цифровизации и развития цифровой экономики создают предпосылки для осуществления цифровой трансформации в деятельности таможенных органов Российской Федерации, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности мер по борьбе с коррупционными проявлениями.
3. Одной из наиболее эффективных стратегий для противодействия коррупционным процессам в таможенных структурах Российской Федерации выступает разработка и внедрение комплексной интеллектуальной информационной системы, специализированной на идентификации и предотвращении коррупционных преступлений. В рамках текущей тенденции активной цифровизации общественных процессов, становятся доступными передовые технологические решения, которые могут в сжатые сроки обрабатывать значительные объёмы данных, выполняя тем самым рутинные операции, ранее зависевшие от человеческого участия, с использованием методов искусственного интеллекта и анализа больших данных. Тем не менее, следует подчеркнуть, что, несмотря на обширный опыт и достижения в этой области на международном уровне, интеграция таких инновационных подходов в систему антикоррупционных механизмов таможенных органов России остаётся на относительно начальном уровне, что подчёркивает необходимость ускорения процессов технологической адаптации и улучшения функциональных возможностей данных систем.
4. Под эгидой Администрации Президента Российской Федерации была разработана и успешно функционирует инновационная антикоррупционная система «Посейдон», представляющая собой передовой инструмент, базирующийся на принципах анализа больших данных и применении алгоритмов искусственного интеллекта. Эта система является первой в своём роде в контексте российских антикоррупционных мер и предназначена для улучшения прозрачности и контроля за служебным поведением должностных лиц таможенных органов. В то же время, несмотря на значительные успехи в этой области, процесс дальнейшей интеграции и развития таких инновационных подходов встречает существенные препятствия, связанные с недостаточно подготовленной правовой и организационной инфраструктурой. Существующие в настоящее время в системе пробелы и несовершенства в законодательстве и управленческих процедурах замедляют процесс адаптации и полноценного внедрения передовых технологий в антикоррупционную практику, что требует дополнительных усилий по оптимизации и реформированию соответствующих аспектов регулирующего и управленческого контекста.
5. В настоящий момент на территории РФ и стран-членов Евразийского экономического союза активно ведется разработка и внедрение комплексной единой системы отслеживания перемещения товаров, которая ориентирована на автоматическое обнаружение и анализ потоков нелегальной продукции. Данная система предназначена для мониторинга и анализа всей цепочки перемещения товаров и транспортных средств, начиная от момента их пересечения таможенной границы и заканчивая моментом реализации товара конечным потребителям. Она играет ключевую роль в процессе трансформации деятельности таможенных органов, обеспечивая переход на электронную и цифровую основу в рамках единой автоматизированной информационной системы таможенной службы. Такой подход значительно увеличивает эффективность контрольных операций, однако он также сопряжен с рядом проблем, которые могут возникать в ходе прохождения таможенного контроля. Эти проблемы систематизированы и представлены в виде аналитической таблицы под номером 7, что позволяет оценить потенциальные сложности и разработать соответствующие меры реагирования.
Таблица 7.
Выявление проблем, возникающих при прохождении таможенных процедур
Проблемы |
Причины |
Низкая подготовленность должностных лиц ФТС |
Высокая скорость внедрения информационных технологий и нового программного обеспечения |
Сбои в программном обеспечении |
Массив поданных электронных деклараций |
Отсутствие технических возможностей декларантов |
|
Незаконное использование служебных полномочий |
Коррупционные события, связанные с цифровизацией ФТС |
Простаивание грузов в ночное время |
Недостаточное количество центров электронных деклараций (ЦЭД) |
Наплыв электронных деклараций |
Недостаточное количество таможенных инспекторов |
Увеличение числа дополнительных проверок |
Отсутствие автоматического режима проверок, необходимость «ручного» регулирования |
6. Федеральная таможенная служба Российской Федерации стремится к достижению стратегической цели, которая заключается в создании к 2030 году качественно новой таможенной службы. Эта модернизированная служба будет базироваться на прогрессивном применении современных технологий и алгоритмов искусственного интеллекта. Ожидается, что она обладает высокой адаптивностью к изменениям, легкостью в перенастройке системных параметров, и будет информационно насыщенной, что способствует эффективному выполнению всех таможенных операций. В итоге, эта таможенная служба станет «умной» и высокопроизводительной, что позволит оптимально реагировать на текущие вызовы и нужды международной торговли.
Список литературы
- Кайгородцев, А. А. Коррупция как угроза экономической безопасности России / А. А. Кайгородцев // Экономическая безопасность. – 2022. – Т. 5, № 4. – С. 1373-1390
- Кислый, О. А. Некоторые вопросы противодействия коррупции в деятельности таможенных органов / О. А. Кислый, С. Н. Суркова // Epomen. Global. – 2022. – № 28. – С. 169-175
- Костенко, Р. Л. Коррупция в таможенных органах: понятие, причины появления и методы борьбы с ней / Р. Л. Костенко // Молодой ученый. – 2021. – № 44 (386). – С. 117-118
- Мигел, А. А. Коррупционные проявления в деятельности таможенных органов РФ: факты и решения / А. А. Мигел, О. С. Шаурина, Т. В. Лесина // Modern Economy Success. – 2022. – № 5. – С. 170-174
- Ульянов, Д. В. Проблема борьбы с коррупцией в таможенных органах / Д. В. Ульянов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 2-3 (53). – С. 107-109
- Результаты работы подразделений ФТС по противодействию коррупции за 2021 год: https://customs.gov.ru/activity/protivodejstvie-korrupczii/doklady,-otchety,-obzory,-statisticheskaya-informacziya/rezul-taty-raboty-upravleniya-po-protivodejstviyu-korrupczii/document/323009
- Результаты работы подразделений ФТС по противодействию коррупции за 2022 год: https://customs.gov.ru/activity/protivodejstvie-korrupczii/doklady,-otchety,-obzory,-statisticheskaya-informacziya/rezul-taty-raboty-upravleniya-po-protivodejstviyu-korrupczii/document/376437
- Результаты работы подразделений ФТС по противодействию коррупции за 9 мес. 2023 года: https://customs.gov.ru/activity/protivodejstvie-korrupczii/doklady,-otchety,-obzory,-statisticheskaya-informacziya/rezul-taty-raboty-upravleniya-po-protivodejstviyu-korrupczii/document/472764