Проблема профессиональной самореализации специалистов в помогающих профессиях, в частности психологов, в последние годы приобретает все большую актуальность. Эффективность профессиональной деятельности психолога напрямую зависит от уровня его эмоциональной компетентности, способности к рефлексии, а также от устойчивой внутренней мотивации и готовности к саморазвитию.
Особое значение приобретает изучение эмоционального интеллекта (ЭИ) как психологического ресурса, обеспечивающего успешное взаимодействие с клиентами, эмпатию и профессиональную устойчивость. В современной психологической практике эмоциональный интеллект, профессиональная самореализация и мотивация играют ключевую роль в эффективности работы специалистов, определяя их способность к глубокому пониманию проблем, адекватной реакции и собственному профессиональному удовлетворению [1, 3]. Показатели ЭИ тесно связаны с внутренними детерминантами самореализации и формами профессиональной мотивации, что позволяет рассматривать эти характеристики как интегральную систему личностного и профессионального развития. Данное исследование посвящено анализу особенностей этих показателей у психологов с различным стажем работы, что позволяет выявить динамику их развития и трансформации на разных этапах профессионального пути.
Целью исследования являлось изучение особенностей эмоционального интеллекта, профессиональной самореализации и мотивации психологов с различным стажем профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие психологи, разделенные на пять групп по стажу работы: 0-3 года, 5-6 лет, 7-8 лет, 15-20 лет и более 20 лет. Для диагностики использовались стандартизированные методики, направленные на измерение общего эмоционального интеллекта и его компонентов (понимание чужих и своих эмоций, межличностный и внутриличностный ЭИ, управление эмоциями, контроль экспрессии), уровня профессиональной самореализации, а также типов мотивации (внутренняя, амотивация, экстернальная). Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с использованием критерия Краскела–Уоллиса для выявления значимых различий между группами, что соответствует подходам, применяемым в аналогичных исследованиях [2].
Сравнительный анализ показателей позволил выявить существенные различия по ряду компонентов эмоционального интеллекта, профессиональной самореализации и мотивации в зависимости от стажа.
Таблица 1.
Уровни развития эмоционального интеллекта психологов (в %)
Анализ данных демонстрирует интересные тенденции в развитии ЭИ с увеличением стажа:
Наиболее высокие показатели общего ЭИ наблюдаются у психологов со стажем 5-6 лет (M=50,13), что может свидетельствовать о пике адаптации и эффективного применения эмоциональных навыков на данном этапе. Затем происходит постепенное снижение, достигая минимума у специалистов со стажем более 20 лет (M=29,17).
Такой компонент как понимание чужих эмоций также достигает максимума в группе 5-6 лет (M=56,25). Специалисты с небольшим стажем (0-3 года) и большим стажем (более 20 лет) показывают более низкие результаты.
По показателю понимание своих эмоций пик приходится на стаж 7-8 лет (M=53,17), что указывает на углубление саморефлексии и осознания собственных эмоциональных состояний.
Межличностный ЭИ максимально выражен у психологов со стажем 5-6 лет (M=55,13), подчеркивая важность эффективного взаимодействия с клиентами.
Управление эмоциями – этот показатель наиболее развит в группе 5-6 лет (M=50,63) и 15-20 лет (M=41,37).
Максимальные значения по показателю контроль экспрессии отмечены у психологов со стажем 15-20 лет (M=48,93).
По показателю понимание эмоций значения варьируют от 28,67 (более 20 лет) до 49,38 (5-6 лет).
Показатели по внутриличностному ЭИ достигают пика в группе 7-8 лет (M=50,17), что коррелирует с пониманием своих эмоций.
Прогнозируемая успешная профессиональная самореализация имеет свои особенности в зависимости от стажа: наиболее высокие показатели наблюдаются в группе 5-6 лет (M=53,50) и затем у специалистов со стажем 15-20 лет (M=46,10). Самые низкие показатели отмечаются в группе более 20 лет (M=26,92).
Мотивационные аспекты также претерпевают изменения с увеличением стажа [5]:
Наибольшее значение внутренней мотивации наблюдается у психологов со стажем 7–8 лет (M=50,00). Уровень амотивации самый высокий у психологов со стажем более 20 лет (M=53,17) и 0–3 лет (M=43,57). Экстернальная мотивация преобладает у психологов со стажем более 20 лет (M=54,33) и 15–20 лет (M=43,90), а также у специалистов с небольшим стажем (0–3 года) (M=37,93).
Таблица 2.
Результаты математической статистики (критерий Краскела-Уоллиса)
Статистический анализ с использованием критерия Краскела–Уоллиса показал следующие значимые различия между группами:
Показатели по пониманию своих эмоций (p=0,005) и внутриличностный ЭИ (p=0,025) имеют высоко значимые различия, подтверждая динамику развития самосознания на разных этапах стажа. Прогнозируемая успешная профессиональная самореализация (p=0,016): также значимо различается между группами, что указывает на изменение удовлетворенности профессией. Показатели по амотивации (p=0,001) и экстернальной мотивации (p=0,002) демонстрируют очень высокие уровни значимости различий, подтверждая трансформацию мотивационных стратегий в зависимости от стажа.
Некоторые показатели, такие как Общий эмоциональный интеллект (p=0,068), Понимание чужих эмоций (p=0,056), Межличностный ЭИ (p=0,078), Управление эмоциями (p=0,067), Контроль экспрессии (p=0,066) и Понимание эмоций (p=0,070), имеют тенденцию к значимости (значения p близки к 0,05), что говорит о наличии различий, но требующих дальнейшего изучения с большей выборкой.
Результаты исследования подтверждают, что развитие эмоционального интеллекта и профессиональной самореализации психологов носит волнообразный характер и существенно зависит от стажа профессиональной деятельности. Период 5–8 лет профессиональной деятельности можно рассматривать как фазу максимальной адаптации и продуктивности, когда наблюдается наиболее гармоничное сочетание эмоциональной включенности, развитой саморефлексии и сильной внутренней мотивационной направленности на самореализацию. В этот период специалисты достигают пика по большинству компонентов ЭИ и профессиональной самореализации, что отражает эффективное освоение профессии и умение применять эмоциональные навыки.
С увеличением стажа (особенно после 15–20 лет) наблюдается снижение большинства показателей ЭИ, внутренней мотивации и профессиональной самореализации, при одновременном росте амотивации и экстернальной мотивации. Это может быть связано с профессиональным выгоранием, рутинизацией деятельности, изменением жизненных приоритетов или ощущением достижения «потолка» [2, 6]. Специалисты с большим стажем, хоть и демонстрируют высокий контроль экспрессии, могут испытывать снижение эмоциональной гибкости и вовлеченности. Для начинающих специалистов (0-3 года) характерны относительно низкие показатели ЭИ и высокая амотивация, что может объясняться недостатком опыта, неопределенностью и поиском своего места в профессии.
Выводы:
- Эмоциональный интеллект психологов имеет дифференцированные проявления, а его развитие носит нелинейный характер в зависимости от профессионального стажа.
- Максимальные показатели общего ЭИ, понимания чужих эмоций, межличностного ЭИ и профессиональной самореализации характерны для специалистов со стажем 5–6 лет. Пик понимания своих эмоций и внутриличностного ЭИ, а также внутренней мотивации достигается к 7–8 годам стажа.
- Снижение эмоциональной вовлеченности, большинства показателей ЭИ и профессиональной самореализации, а также рост амотивации и экстернальной мотивации наблюдается у психологов с более чем 20-летним стажем.
- Внутренняя мотивация, развитый эмоциональный интеллект и способность к саморегуляции выступают ключевыми предикторами успешной профессиональной самореализации на разных этапах карьерного пути.
- Результаты исследования подчеркивают необходимость разработки дифференцированных программ профилактики профессионального выгорания, поддержания эмоциональной компетентности и стимулирования внутренней мотивации на всех этапах профессионального развития психологов.
Исследование подчеркивает важность учета динамики эмоционального интеллекта, профессиональной самореализации и мотивации в профессиональном развитии психологов. Понимание этих особенностей позволяет более эффективно планировать карьерный путь, создавать условия для непрерывного роста и поддерживать высокий уровень профессионального благополучия специалистов.
Список литературы
- Антошкина, Е. А. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности / Е. А. Антошкина, М. А. Казакова // Лучшая студенческая работа 2024: сборник статей XIII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 05 июля 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2024. – С. 95–97
- Быкова, М. С. Особенности профессионального выгорания психологов-консультантов с различными особенностями личности и разным стажем / М. С. Быкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 193–208. – DOI 10.35231/18186653_2022_4_193
- Дробышевская, И. В. Сравнительное исследование эмоционального интеллекта и личностных особенностей у студентов профессий социальной сферы в период обучения в вузе / И. В. Дробышевская, К. Р К // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 1–1. – С. 207–212
- Катькало, К. Д., Печеркина, А. А. (2022). Типы личностно-профессиональной самореализации студентов-психологов. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 186–206. DOI: 10.25688/2076–9121.2022.16.4.11
- Титова, В. О. Трудовая мотивация специалистов помогающих профессий поколения «Y» / В. О. Титова, Е. В. Сухушина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2016. – № 4 (36). – С. 316–327. – DOI 10.17223/1998863X/36/32
- Шипитько, О. Ю. Профессиональная самореализация как фактор психологического благополучия психолога / О. Ю. Шипитько // Профессиональное здоровье специалистов экстремального профиля. Теория и практика: Сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 25–26 октября 2017 года. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Кредо», 2017. – С. 138–141