ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

14

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (41), ноябрь ‘21

Дата публикации 24.11.2021

Поделиться

В данной статье рассматриваются правила поведения человека во время ведения деловых встреч и переговоров. Обращается внимание на соблюдение внешнего вида и интернациональный этикет.

Этика и этикет являются неотъемлемыми частями человеческой культуры и общества. Они включают в себя требования, которые в какой-то степени приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соответствии с которыми особое значение придается определенным нормам поведения.

В центре этики находится мораль, то есть система нравственных отношений, мотивов действий, чувств и сознания. Эти системы определяют "рамочные" границы отношений, действий и взаимодействий людей в обществе. Конкретное содержание этих систем (этические нормы, стандарты, правила, требования) зависит от исторического этапа развития общества, то есть от того, как общество данного исторического периода понимает категории добра и зла, какова трактовка высшего добра. Сутью высшего блага могут быть политические, экономические, социальные, религиозные и другие концепции, каждая из которых может иметь различные формы.

Любой предприниматель, бизнесмен в процессе управления должен соблюдать не только универсальный этический кодекс, но и следовать этике делового человека, которая включает в себя нормы общения, приветствия, знания, деловые отношения, культуру делового протокола, внешний вид, манеры поведения и так далее.

Этикет в деловых отношениях имеет свои особенности, определенные правила поведения, которые обязательны для успешного общения в сфере бизнеса. Почти все деловые проблемы так или иначе связаны с общением и этикетом, регулирующим это общение, потому что общение - это процесс передачи идей, мыслей и чувств. Общение - важнейшая форма взаимодействия деловых людей, от которой зависит успех бизнеса.

Одним из условий успеха в профессиональной деятельности является создание в глазах потенциального партнера образа уверенного в себе человека, способного как вести себя в обществе, не вызывая недоумения и презрительной улыбки своими действиями.

Чтобы быть уверенным в успехе переговоров, необходимо подготовиться заранее. Также необходимо учитывать такую небольшую тонкостенную кость, как внешний вид. Как бы банально это ни звучало, однако это действительно влияет на исход деловых переговоров.

Необходимо понимать, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Решение о приеме на работу или успех в переговорах зависит от внешнего вида соискателя. Если он одет неподобающе для этого случая, он вряд ли может рассчитывать на успех. Выбор одежды определяется сферой предстоящей деятельности и занимаемой должностью: например, одежду банкиров отличает консерватизм, который не приветствуется в творческих кругах.

"Встречают по одежке, провожают по уму”, - гласит народная мудрость. Многие люди очень часто игнорируют это правило. Однако, сознательно или бессознательно, мы судим о других по их внешнему виду. Мужчины должны быть выбриты и аккуратно подстрижены. Деловой этикет офисных дам предписывает строгую прическу, носить распущенные волосы - дурной тон.

Следует помнить, что внешний вид делового человека - это первый шаг к успеху, ведь для потенциального партнера костюм служит кодом, указывающим на степень надежности, респектабельности и успешности в бизнесе. В то же время не стоит пытаться подавлять партнеров богатством своей внешности: имитация богатства считается очень неэтичным явлением в западном бизнесе.

Впечатление друг о друге создается в первые минуты общения, и приветствия также могут повлиять на исход переговоров.

При всей кажущейся простоте правил взаимного приветствия и представления, они требуют определенных знаний и достаточного внимания. В современном деловом этикете разработаны некоторые правила, касающиеся знакомства и приветствий, в зависимости от пола, возраста и положения контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку.

В деловом разговоре нужно уметь дать ответ на любой вопрос. Даже на вопросы, задаваемые по нескольку раз в день “"Как дела?”, всегда необходимо помнить о чувстве меры. Ничего не говорить - невежливо; пробормотать "Нормально” и пройти мимо - тоже невежливо, если не грубо; пускаться в долгие рассуждения о своих делах - значит считаться занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает отвечать примерно так: "Спасибо, все в порядке”, "Спасибо, грех жаловаться", и в свою очередь спрашивать: "Надеюсь, у вас все в порядке?". Такие ответы нейтральны, они всех успокаивают, следуют установленным в России нормам.

 

 

Однако у чехов, словаков, поляков и югославов возникает вопрос “Как дела?" По правилам делового этикета не запрещается кратко рассказать о трудностях, пожаловаться, например, на дороговизну. Но говорить об этом весело, подчеркивая, что деловой человек преодолевает трудности – их в его бизнесе много, но он знает, как с ними справляться, и гордится этим.

Следует помнить, что наша ответственность за собственное поведение возрастает с широким и активным развитием международных контактов. В этой ситуации на нас смотрят как на представителей страны и ее народа, и по ним очень часто судят о наших действиях. Поэтому необходимо изучить правила поведения, принятые во всех странах. Например, с нашими ближайшими азиатскими соседями, китайцами.

У китайцев принято чавкать во время обеда и издавать множество других звуков. Обед заканчивается, когда хозяин встает из-за стола. Что касается планирования встреч, то часто их необходимо устраивать заранее – с официальными лицами за две недели, а с предпринимателями и знакомыми достаточно одного дня или чуть больше.

Основным этапом делового общения является обсуждение проблемы и принятие решения. Обсуждение проблемы играет решающую роль в достижении согласия. Для этого этапа важно владение риторическими приемами и тактикой аргументации. Особенность хорошего выступления в том, что оно способно включить слушателей в непосредственный процесс творческого совместного мышления. Это достигается проблемным характером исполнения. Если говорящий формирует и формулирует мысль перед аудиторией, то между говорящим и слушателями возникает сопереживание, мысленное сотрудничество, которое составляет основу психологического контакта. Но при любых обстоятельствах важно вовлечь слушателей в совместное обсуждение проблемы, чтобы решение оказалось общим. Важно научиться убеждать, а не навязывать свою точку зрения.

Принятие решения - это заключительная часть делового общения. Устранение противоречий и общее согласие достигается за счет успеха всех этапов делового общения. Но иногда предмет общения может быть сложным, и в первом обсуждении не удается прийти к согласию. В этом случае желательно продолжить обсуждение противоречий в другой раз и не спешить с согласием.

Подводя итог, можно сказать, что первое впечатление о человеке на деловых встречах складывается по внешнему виду человека и его приветствию. На деловых встречах важно не навязывать свою точку зрения, а прийти к общему согласию. Также необходимо ориентироваться на международный деловой этикет, в котором есть много нюансов и особенностей.

Список литературы

  1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений:Учеб.пособие. Москва: Финан- сы и статистика, 2001. 208 c.
  2. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 251 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее